Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 7 классе на тему "Стихи о родной природе поэтов 20 века"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турочакская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока « Стихи о родной природе поэтов ХХ века»
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворениями поэтов 20 века о родной природе, учиться анализу лирических произведений.
Структура урока
1.Вступ. слово учителя
2.Проверка домашнего задания
3.Слово учителя
Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!И.С. Никитин.
Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. Сменяя друг друга, они дарят нам радость жизни. Они все прекрасны!
Зима чудесна в своём белоснежном одеянии, расписных серебристых узорах. Она полна таинственных сказок, мандариновых запахов, возвращающих нас в детство, новогодних подарков и протяжных песен вьюги.
Весна окутывает нас бело-розовой пеной цветущих деревьев, очарованием пробуждающейся природы, звонкими серенадами птиц, улыбкой ясного солнышка и множеством прелестниц, появляющихся на улицах.
Лето – это радость общения, путешествий, это море, солнце, изумрудная зелень и пёстрый ковёр цветов, разостланный по земле. При слове «лето» мы ощущаем сладость спелых ягод на губах, аромат лугов.
Сказка осени вне всяких похвал! Огненно-рыжей плутовкой мечется она по лесам и полям. Словно большая пёстрая птица машет крылами, сбрасывая на землю свой яркий нарядный перистый узор.
Красоту природы можно передать красками на холсте. Природа вдохновляет музыкантов и композиторов. Поэты тоже передают красоту природы, но через словесные образы, а вместо красок используют средства художественной выразительности.
Фото. В. Брюсов (Источник)
4.Брюсов Валерий Яковлевич (рис. 1) — русский поэт начала 20 века, а также прозаик, драматург.
Писать Брюсов начал очень рано, еще ребенком, сочиняя стихи, рассказы и научные статьи. Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. В пору обучения в гимназии Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. Более регулярно Брюсов стал печатать свои произведения с 20 лет.
К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов.
Рис. 2. Первый снег. Худ. Д. Левин
Первый снег
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В этом стихотворении поэт рисует удивительную картину преображения природы. Еще вчера мир был прозаичен: чернели голые стволы берез, по серым улицам передвигались пешеходы и экипажи. Но вот выпал первый снег – и произошло чудо преображения:
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Природа, как ювелир, украсила все вокруг серебром и жемчугом. Какими цветами поэт рисует картину? Это серебряный, жемчужно-белый, лазоревый.
Основной цвет – серебряный.
И мир искрится, переливается
блестками! Жизнь наполнилась очарованием, волшебством, мечтой. Она обрела смысл.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении преобладает метафора
«Мир из серебра»
«В жемчугах горят березки»
«Волшебством озарены»
«Жизни с грезою игра»
Лирический герой стихотворения Брюсова «Первый снег» счастлив, ведь волшебный сон стал явью, а жизнь наполнилась красотой.
Тема природы в русской поэзии неразрывна с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы.
5.Фото. Сергей Есенин (Источник)
Русский поэт Сергей Есенин
о своей родине писал:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
Родился поэт в селе Константиново в Рязанской губернии (рис. 4). Село расположено на живописном высоком берегу Оки. Русская красота тех мест завораживает. Поэт в будущем много путешествовал, побывал и в Европе, и в Азии, и даже в Америке. Но сердцем он всегда оставался со своей родиной. Его друзья вспоминали момент, когда Есенин вернулся из-за границы: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья... Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем там, у них».
Тема природы является одной из главных в поэзии Есенина. О себе он сказал: «Я последний поэт
Анализ красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом в поэзии Есенина оказался «синий».
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он пишет: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и синее» что-то!»
Читая стихотворение «Топи да болота», мы слышим треньканье синиц, гомон косарей, скрип телеги, свист ветра. Мы чувствуем запах хвойного леса, луговых трав, липы.
В поэзии Есенина природа оживает. Излюбленное средство художественной выразительности – олицетворение:
«Елям снится»;
«Слухают ракиты»;
«Посвист ветряной».
Метафоры:
«Плат небес» (платок);
«Меж лесных кудрей».
В каждом слове, в каждом образе чувствуется любовь поэта к родной природе. И даже топи да болота кажутся привлекательными. Так талантливо создал поэт прекрасный образ своей родины.
6.Фото. Н. Заболоцкий (Источник)
Также как и Есенин, о незатейливой, но милой сердцу красоте своей родины пишет Николай Заболоцкий () в стихотворении «Я воспитан природой суровой».
Метафоры : шарик одуванчика, клинок подорожника, в государстве ромашек, запрокинув лицо в небосвод, жизнь текла, заливая лучами кусты.
Олицетворения: воспитан природой; ручей, задыхаясь, поет; думу полей и дубрав.
Смысл названия.
Почему автор называет природу суровой?
Синонимы к эпитету суровый: простой, скромный; неброский, сдержанный.
Эти синонимы помогут вам определить главную идею стихотворения
. Она в том, что Заболоцкий ценит природу своего родного края за простоту, скромность, сдержанность, искренность. В себе автор также подразумевает эти черты, ведь он воспитан природой и думает с ней одну думу.
7.Итог урока
8.Домашнее задание
Список литературы
Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.