II. Беседа (дискуссия) с постановкой проблемного вопроса. Учитель читает стихотворение В.Маяковского «Несколько слов о себе самом» Запись темы урока в тетради. Чертим таблицу из двух столбиков. Самостоятельная работа в малых группах с избранными текстами стихотворений поэта. Слайд III. Презентация Основные мысли учащиеся записывают в тетрадь Слайд Слайд | Объяснение нового материала. - Кто из вас может назвать себя знатоками в современном мире моды (шоу-бизнеса, политики)? - А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы? - Можете назвать несколько примеров таких экстравагантных, неординарных личностей? - Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения назвать неординарным, экстравагантным? Почему? Я люблю смотреть, как умирают дети. Вы прибоя смеха мглистый вал заметили за тоски хоботом? А я — в читальне улиц — так часто перелистывал гро̀ба том. Полночь промокшими пальцами щупала меня и забитый забор, и с каплями ливня на лысине купола скакал сумасшедший собор. Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть. Кричу кирпичу, слов исступленных вонзаю кинжал в неба распухшего мякоть: «Солнце! Отец мой! Сжалься хоть ты и не мучай! Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней. Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни! Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!» [1913] - Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века? - Да, конечно, это поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский! Поэт-горлан, как его иногда называют. Человек с непростой судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего. - Итак, сегодня на уроке я предлагаю вам при помощи таблицы поговорить о Маяковском, как о поэте и как о человеке. Как будут называться колонки в таблице? - Перед вами текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека и выпишите эти цитаты в разные колонки. - Что заметили? - Послушайте еще один отрывок из стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа» …Слушайте ж: все, чем владеет моя душа, - а ее богатства пойдите смерьте ей! - великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие, которое, громыхая по всем векам, коленопреклоненных соберет мировое вече, все это - хотите? - сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье… …Люди! За человечье слово - не правда ли, дешево? Пойди, попробуй,- как же, найдешь его! - Что из этого отрывка вы бы выписали в таблицу, подтверждая свои догадки? - Как думаете, зачем Маяковский-поэт бросает в своих стихах такой вызов обществу? - Да, верно. Кто же не откликнется на столь чудовищные, столь бесчеловечные по смыслу строки: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Мурашки по коже… Поэтому с первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр», как говорили. Но что же скрывалось за этой напускной грубостью, доходящей до наглости? -Давайте посмотрим, с помощью каких выразительных синтаксических средств передает Маяковский состояние своей души? - Так какой же вывод можно сделать, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека? Запишите свои мысли внизу таблицы. - Да, ребята, трудно сказать, кто еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры; его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала; им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и издевались; его любили и ненавидели! - Марина Цветаева в своё время написала об этом: « Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой… Маяковский закончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил…» Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского – продолжается. Лекция с элементами беседы. - Творческий дебют Вл.Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Что вы помните об этом литературном течении Серебряного века? -Да, всё верно. Вот только футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения: вызывающе оформлялись публичные выступления (как театральные представления); К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в женской по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. - Верно, а позже М.Горький перефразирует это заявление: « Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни»- -Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь поэта-борца, поэта-революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади. Таковы и первые, ранние стихи поэта, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. - Откройте оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского и посмотрите на названия стихов. - Какой бы вывод вы сделали, говоря о тематике этих произведений? | Я! Я! Я! Экстравагантными, причудливыми, эксцентричными, странными, неординарными, белыми воронами и т.п. М. Джексон, Жанна Агузарова, В.Жириновский, Сергей Зверев, Моисеев, Шура и т.п. Да, конечно! Еще каким экстравагантным! Странным! … Страшные мысли в начале стихотворения Похоже на Маяковского, это он всё хотел выделиться… Один столбик – М - поэт, другой – М - человек Я люблю смотреть, как умирают дети…, скакал сумасшедший собор… и т.п. …Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!.. …Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе… Это как будто разные люди, два разных человека… …богатства души…, …великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие…, …все это - хотите? -сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье… Трудно сказать, но, может быть, чтобы быстрее обратили внимание, услышали? Одиночество, «порванная в клочья душа»… Много восклицательных знаков, как крик души… Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. - Футуризм – от латинского futurum – будущее. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир; - Они говорили, что надо «сбросить Пушкина с корабля современности»; - Футуристы придумали свой, новый язык. - Появилась у футуристов и скандальная декларация «Пощечина общественному вкусу». «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они. «Ночь», «Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург» и т.п. Внешний мир, город, городские пейзажи. - а еще: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Вот так я сделался собакой», «А вы могли бы?», «Нате!» «Послушайте!», «Я и Наполеон» - это, как будто, о самом Маяковском, |
Работа с таблицей Комментированное чтение стихотворения учителем Кабаре - (франц . cabaret, букв. - кабачок), первоначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импровизированные представления в литературно-художественных кафе с участием поэтов, музыкантов, актеров. Как правило, со временем происходило превращение кабаре в рестораны с эстрадной программой или театры малых форм. Наиболее известные кабаре в России в нач. 20 в. - "Летучая мышь", "Бродячая собака". Современные кабаре чаще всего существуют в виде ресторанов с эстрадной программой. ; IV. Дифференцированное домашнее задание Для 1 группы Для 2 группы Для 3 группы Для 4 группы | Да. Две основные темы можно выделить в раннем творчестве поэта – внешний (городской) мир и образ «я» (внутренний мир), которые противопоставлены друг другу. - А если бы я попросила вас продолжить начатую таблицу и записать заглавия стихотворений в знакомые вам две колонки, как бы вы распределили их? - Замечательно! Пропустив немного места после записанного вами выводы, продолжите таблицу так, как вы сейчас сказали. Давайте откроем стихотворение «Нате!» и прочитаем его. - Перечислите, чем представлен предметный мир этого стихотворения? - Каков образ мещанской толпы? Приведите примеры. - А каков пафос этого произведения? Напомню, что пафос – воодушевление, душевный подъем, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики; иногда – идея, замысел произведения воплощены при помощи пафоса. - Верно. А теперь представьте, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил: «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике!.. Вообще-то, антиэстетизм Маяковского – это принцип всех футуристов. Человеческая природа, считал Маяковский, это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является – материальное, и отчуждается духовное. Такова идея этого произведения. Вспомните рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»… Идеальному нет места в жизни! Вот о чем кричал Маяковский! Поэтому столь отталкивающе материальное изображается в ранних стихах поэта: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.п. , т.е. он вкладывает в стихи свой опыт и свое отношение к жизни. Это очень важно для понимания Маяковского как поэта. Рефлексия. Итак, заканчивая урок, хотелось бы подвести промежуточные итоги, т.к. основной разговор о Маяковском еще впереди. - Кто-нибудь из вас обратил внимание, что мы сегодня на уроке, знакомясь с новым представителем классической литературы, работали не по обычной схеме, не как с другими писателями или поэтами? Чего не было? О чем вы не услышали? - Верно. Искать эту информацию к следующему уроку будет группа из 3-х человек. В их задачу будет входить следующее: прочитать статью В.Маяковского «Я сам», выбрать из нее интересные факты биографии и рассказать. Работу оформить в виде доклада или презентации. - Как звучала тема урока? Какой вывод мы с вами сделали? - Скажите, легко ли быть неординарной личностью? - На этот вопрос дома будут отвечать следующие (например, по списку) 5-8 человек. Работу оформить в виде сочинения – рассуждения. - Что еще сегодня на уроке делали? - Хорошо, только мы пока не говорили о внутреннем мире поэта. Эту работу будет выполнять дома следующая группа учащихся (5-7 человек). Возьмите 1-2 стихотворения Маяковского, названия которых вы записали во вторую колонку, и проанализируйте их, указав тему и идею стихотворения, обозначив лирического героя, его мир, какой он, какими средствами выражен, обратите внимание на самовитый язык поэта. - А четвертая группа возьмет 1-2 стихотворения, записанные в первую колонку таблицы, и тоже проанализирует их по такому же плану: тема и идея стихотворения, пафос, выразительные приемы, лирический герой, его особенность, язык произведения. - И еще. Выполняя домашнее задание (все группы), помните, что нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный, противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Демонстративный цинизм лирического героя в творчестве молодого Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества, «защитная реакция» на то, что его окружает. - Спасибо за работу на уроке! | В первую, где поэт, записали бы названия, связанные с городом, а во вторую – с внутренним миром поэта. Щи, белила, вещи, калоши и т.п., т.е. материальным. Отвратительный образ: толпа звереет, будет тереться, «ощетинит ножки стоглавая вошь» Скорее обличительный, социальный О биографии Маяковского: где родился, где учился, где жил… Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. …. Говорили о двух темах ранних стихов Маяковского: город, внешний мир и «я», внутренний мир |