| II. Беседа (дискуссия)  с постановкой проблемного вопроса. Учитель читает стихотворение В.Маяковского «Несколько слов о себе самом» Запись темы урока в тетради. Чертим таблицу из двух столбиков. Самостоятельная работа  в малых группах с  избранными  текстами  стихотворений  поэта. Слайд   III. Презентация Основные мысли учащиеся записывают в тетрадь Слайд Слайд | Объяснение нового материала. - Кто из вас может назвать себя знатоками  в современном мире моды (шоу-бизнеса, политики)? - А как называют публичных людей, которые стремятся быть необычными, не как все, желают выделиться из толпы? - Можете назвать несколько примеров таких  экстравагантных, неординарных личностей? - Послушайте и ответьте, можно ли автора следующего стихотворения  назвать неординарным,  экстравагантным? Почему? Я люблю смотреть, как умирают дети.Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
 за тоски хоботом?
 А я —
 в читальне улиц —
 так часто перелистывал гро̀ба том.
 Полночь
 промокшими пальцами щупала
 меня
 и забитый забор,
 и с каплями ливня на лысине купола
 скакал сумасшедший собор.
 Я вижу, Христос из иконы бежал,
 хитона оветренный край
 целовала, плача, слякоть.
 Кричу кирпичу,
 слов исступленных вонзаю кинжал
 в неба распухшего мякоть:
 «Солнце!
 Отец мой!
 Сжалься хоть ты и не мучай!
 Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
 Это душа моя
 клочьями порванной тучи
 в выжженном небе
 на ржавом кресте колокольни!
 Время!Хоть ты, хромой богомаз,
 лик намалюй мой
 в божницу уродца века!
 Я одинок, как последний глаз
 у идущего к слепым человека!»
 [1913] -  Как думаете, кто мог написать так в начале 20 века? - Да, конечно, это  поэт Серебряного века Владимир Владимирович Маяковский!  Поэт-горлан, как его иногда называют. Человек с непростой  судьбой. Человек, который никакому делу не отдавал себя наполовину. Он отдавал всего себя. Или не отдавал ничего. - Итак, сегодня на уроке я предлагаю вам при помощи таблицы  поговорить о Маяковском,  как о поэте и как о человеке. Как будут называться колонки в таблице? - Перед вами  текст прочитанного мною стихотворения. Вы знаете, что по законам литературы  любой писатель или поэт выражает себя в слове. Вот вы сейчас попробуете найти в предложенном стихотворении  строки, которые, на ваш взгляд, характеризуют Маяковского как поэта и как человека  и выпишите эти цитаты в разные колонки. - Что заметили? - Послушайте  еще один  отрывок из стихотворения Маяковского  «Дешевая распродажа»  …Слушайте ж:все, чем владеет моя душа,
 - а ее богатства пойдите смерьте ей! -
 великолепие,
 что в вечность украсит мой шаг
 и самое мое бессмертие,
 которое, громыхая по всем векам,
 коленопреклоненных соберет мировое вече,
 все это - хотите? -
 сейчас отдам
 за одно только слово
 ласковое,
 человечье…
 …Люди!
 За человечье слово -
 не правда ли, дешево?
 Пойди,
 попробуй,-
 как же,
 найдешь его!
 - Что из этого отрывка вы бы выписали в таблицу, подтверждая свои догадки? - Как думаете, зачем Маяковский-поэт бросает  в своих стихах  такой вызов обществу? - Да, верно. Кто же не откликнется на столь чудовищные, столь бесчеловечные по смыслу строки: «Я люблю смотреть, как умирают дети…» Мурашки по коже… Поэтому с первого же появления Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр», как говорили. Но что же скрывалось за этой напускной грубостью, доходящей до наглости? -Давайте посмотрим, с помощью каких выразительных синтаксических средств передает Маяковский состояние своей души? - Так какой  же вывод можно  сделать, сравнивая Маяковского-поэта и Маяковского-человека? Запишите свои  мысли внизу таблицы. - Да, ребята,  трудно сказать, кто еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры; его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала; им восторгались, его боготворили и славословили – о нем злословили и издевались; его любили и ненавидели! - Марина Цветаева в своё время написала об этом: « Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир  Маяковский с самим собой… Маяковский закончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый  - поэт встал  и человека убил…» Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь  поэта Маяковского – продолжается. Лекция  с элементами беседы. -  Творческий дебют Вл.Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой  и выступлениями русских футуристов. Что вы  помните об этом литературном течении Серебряного века? -Да, всё верно. Вот только футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения: вызывающе оформлялись публичные выступления (как театральные представления); К.  Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в женской по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. - Верно, а позже М.Горький перефразирует это заявление: « Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им надо открывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой, новой жизни»- -Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, т.к. искусство, по их мнению, должно будить и будоражить. И хотя Маяковский и примкнул к футуристам, он находил свой, собственный путь. Это путь поэта-борца, поэта-революционера. Его занимают не внешние приемы футуристов, ему дорог сам протест против застоя в искусстве и в жизни, его увлекает борьба с воинствующим старым. Он ищет язык, который был бы понятен народу, он выбирает слова, которые достаточно сильны, чтобы прозвучать на площади. Таковы и первые, ранние стихи поэта, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. -  Откройте оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского и посмотрите на названия стихов. - Какой бы вывод вы сделали, говоря о тематике этих произведений?   | Я! Я! Я! Экстравагантными, причудливыми, эксцентричными, странными, неординарными, белыми воронами и т.п. М. Джексон, Жанна Агузарова, В.Жириновский, Сергей Зверев, Моисеев, Шура и т.п. Да, конечно! Еще каким экстравагантным! Странным! … Страшные мысли в начале стихотворения Похоже на Маяковского, это он всё хотел выделиться…   Один столбик – М - поэт, другой – М - человек Я люблю смотреть, как умирают дети…, скакал сумасшедший собор… и т.п. …Я одинок, как последний глазу идущего к слепым человека!..
 …Это душа мояклочьями порванной тучи в выжженном небе…
 Это как будто разные люди, два разных человека… …богатства души…, …великолепие,что в вечность украсит мой шаг
 и самое мое бессмертие…,
 …все это - хотите? -сейчас отдам за одно только словоласковое,
 человечье…
 Трудно сказать, но, может быть, чтобы быстрее обратили внимание, услышали? Одиночество, «порванная в клочья душа»… Много восклицательных знаков, как крик души… Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. - Футуризм – от латинского futurum – будущее. В качестве художественной программы  футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир;  - Они говорили, что надо «сбросить Пушкина  с корабля современности»; - Футуристы придумали свой, новый язык. - Появилась у футуристов и скандальная декларация «Пощечина общественному вкусу». «Рог времени трубит нашими голосами» - заявляли они. «Ночь», «Утро», «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам», «Театры», «Кое-что про Петербург» и т.п. Внешний мир, город, городские пейзажи. - а еще: «Себе любимому посвящает эти строки автор»,  «Вот так я сделался собакой»,  «А вы могли бы?», «Нате!» «Послушайте!», «Я и Наполеон» - это, как будто, о самом Маяковском, | 
  | Работа с таблицей Комментированное чтение стихотворения учителем Кабаре - (франц . cabaret, букв. - кабачок), первоначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импровизированные представления в литературно-художественных кафе с участием поэтов, музыкантов, актеров. Как правило, со временем происходило превращение кабаре в рестораны с эстрадной программой или театры малых форм. Наиболее известные кабаре в России в нач. 20 в. - "Летучая мышь", "Бродячая собака". Современные кабаре чаще всего существуют в виде ресторанов с эстрадной программой. ; IV. Дифференцированное домашнее задание Для 1 группы Для 2 группы Для 3 группы Для 4 группы       | Да. Две основные темы можно выделить в раннем творчестве поэта – внешний (городской) мир и  образ «я» (внутренний мир), которые противопоставлены друг другу.   - А   если бы я попросила вас  продолжить начатую таблицу и записать заглавия стихотворений в знакомые вам две колонки, как бы вы распределили их? - Замечательно! Пропустив немного места после записанного вами выводы, продолжите таблицу так, как вы сейчас сказали. Давайте откроем стихотворение «Нате!» и прочитаем его. - Перечислите, чем представлен предметный мир этого стихотворения? - Каков образ мещанской толпы? Приведите примеры. - А каков пафос этого произведения? Напомню, что пафос – воодушевление, душевный подъем, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики; иногда – идея, замысел произведения воплощены при помощи пафоса. - Верно. А теперь представьте, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил: «Нате!» в лицо благопристойной  буржуазной публике!.. Вообще-то, антиэстетизм Маяковского – это принцип всех футуристов. Человеческая природа, считал Маяковский, это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является – материальное, и отчуждается духовное. Такова идея этого произведения.  Вспомните рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»… Идеальному нет места в жизни! Вот о чем кричал Маяковский! Поэтому столь  отталкивающе материальное изображается в ранних  стихах поэта: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т.п. , т.е. он вкладывает в стихи свой опыт и свое отношение к жизни. Это очень важно для понимания Маяковского как поэта. Рефлексия. Итак, заканчивая урок, хотелось бы подвести промежуточные итоги, т.к. основной разговор о Маяковском еще впереди. - Кто-нибудь из вас обратил внимание, что мы сегодня на уроке, знакомясь с новым представителем  классической литературы,  работали не по обычной схеме, не как с другими писателями или поэтами? Чего не было? О чем вы не услышали? - Верно.  Искать эту информацию к следующему уроку  будет группа из 3-х человек. В их задачу будет входить следующее: прочитать статью В.Маяковского «Я сам», выбрать из нее интересные факты биографии и рассказать. Работу оформить в виде доклада или  презентации. -  Как звучала тема урока? Какой вывод мы с вами сделали?             - Скажите, легко ли быть неординарной личностью? - На этот вопрос дома будут отвечать следующие (например, по списку) 5-8 человек. Работу оформить в виде сочинения – рассуждения. -  Что еще сегодня на уроке делали? - Хорошо, только мы  пока не говорили о внутреннем мире поэта. Эту работу будет выполнять дома  следующая группа учащихся (5-7 человек). Возьмите  1-2 стихотворения Маяковского,  названия которых  вы записали во вторую колонку, и проанализируйте их, указав   тему и идею  стихотворения,  обозначив лирического героя, его мир, какой он, какими средствами выражен, обратите внимание на  самовитый  язык поэта. - А четвертая группа возьмет 1-2 стихотворения, записанные в первую колонку таблицы, и тоже проанализирует  их по такому же плану: тема и идея стихотворения, пафос, выразительные приемы, лирический герой, его особенность, язык произведения. - И еще. Выполняя домашнее задание (все группы), помните, что  нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного».  Есть сложный, противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника, с тем чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее. Демонстративный цинизм лирического героя в творчестве молодого Маяковского – не что иное, как оборотная сторона его протестующего, воинствующего одиночества, «защитная реакция» на то, что его окружает. - Спасибо за работу на уроке! |   В первую, где поэт, записали бы названия, связанные с городом, а во вторую – с внутренним миром поэта. Щи, белила, вещи, калоши и т.п., т.е. материальным. Отвратительный образ: толпа звереет, будет тереться, «ощетинит ножки стоглавая вошь» Скорее обличительный, социальный О биографии Маяковского: где родился, где учился, где жил… Маяковский- поэт – это публичный, экстравагантный, любящий шокировать публику мастер слова, а Маяковский –человек – это легкоранимая, душевно незащищенная, одинокая личность, которая пытается через внешнюю браваду, грубость, дерзость достучаться до толпы. …. Говорили о  двух темах  ранних стихов Маяковского: город, внешний мир и  «я», внутренний мир |