Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!. Люблю тебя, как сын…»»
Тема: М.Ю. Лермонтов « Москва, Москва!..... Люблю тебя, как сын…».
Цель: развитие личности, становление основ читательской деятельности.
Задачи:
Выявить сходство и различия в изобразительных средствах языка у разных поэтов
Развивать умения высказывать собственное отношение к прочитанному
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любовь к Родине
Ход урока
Организационный момент. (Приветствие детей).
«Динь, динь, динь-звенит звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы за парты сядем ровно,
Мы к уроку все готовы.»
Повторение. (Игра «Вспомни и назови»).
-Послушайте отрывки из произведений, вспомните и назовите заголовки.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Что общего у этих произведений? ( они написаны одним автором, назовите его)
Подготовка к восприятию нового произведения.
(звучит фонограмма «Москва! Звенят колокола»)
Беседа
-Что представляли себе, пока слушали?
-Какие чувства испытали?
-Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Совсем недавно вы читали произведения великого русского поэта А.С. Пушкина, а сегодня познакомитесь с произведениями М.Ю. Лермонтова, чьё имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Он как и другие поэты писал стихи о природе, и мы понаблюдаем за тем, как, и с помощью каких средств поэт создаёт картины природы.
Работа над произведением « Москва, Москва!».
Первичное чтение.
Чтение учителем стихотворения « Москва, Москва! Люблю тебя как сын…!»
- Какой теме посвящено это произведение? (теме Родины)
- Лирические произведения, воспевающие Родину, выражающие любовь поэта к своей стране называются патриотической лирикой.
- В этом стихотворении выражена любовь не к Родине вообще, а к малой родине. Можете ли вы сделать вывод, что поэт любит больше всего? (город Москву)
2. Словарная работа.
- поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.
- чтение незнакомых слов и выражений, пояснение их значений. (Учебник, стр.83)
- прочитайте произведение вполголоса, определите вид рифмы перекрёстная, парная).
4. Анализ произведения.
- как автор говорит о своей любви к Москве?
( Люблю тебя как сын)
- что он говорит о завоевателе?
( хотел обманом свергнуть, но не смог)
- чем гордится автор?
(красавец Кремль непобедим)
- какова главная мысль произведения?
( русский человек – патриот России)
5. Подготовка к выразительному чтению.
- как будете читать это произведение?
( с гордостью, восхищением)
- О чём говорят знаки препинания- многоточие, восклицательный знак?
( восклицательный знак указывает на отношение автора, его восхищения; многоточие указывает на то, что он не всё сказал, что хотел, делает паузу для обдумывания)
- Обратите внимание с 5 по 7 строку. Здесь нет знака препинания, значит, паузу делать не надо. Она должна быть в середине 8 строки. Учтите это при чтении.
6. Выразительное чтение.
- Что значит прочитать выразительно?
(выбор тона, темпа, выделение знаков препинания, учёт строк по длине)