II. Активизация деятельности учащихся.
| 8 мин. | Распределение в группы. Вызов: Ответьте на вопрос: - В чем предназначение человека? Эпиграф: Всё понять и за всех пережить. М. Цветаева. Родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, в тихом переулке, в небольшом уютном доме, похожем на усадьбу фамусовского времени. Полночь, листопад, рябина, пылающая и горькая – навсегда вошла в геральдику её поэзии. Она (рябина) стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством. (Звучит стихотворение: «Красною кистью рябина зажглась…»). - О чём сегодня будет наш урок? - Какие цели мы наметим сегодня на урок? | Образуют группы. - Ответы учащихся на вопрос: В чем предназначение человека? Отвечают на вопрос:
- Формулируют тему и цели урока. |
III. Усвоение новых знаний Самостоятельная работа. | 10мин. | Исследовательская беседа: - Что вы узнали о Марине Цветаевой? - Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна? - Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома? - Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»? - Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами? Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение. | Работа в группах: - Мать – М.А. Цветаева (Мейн – из обрусевшей немецко-польской семьи) – талантливая пианистка, ученица Антона Рубинштейна. От матери – музыкальность, особый дар воспринимать музыку через звук. Эта музыкальность сказалась в её стихах. В 16 лет М. Цветаева закончила гимназию и уехала в Париж, чтобы продолжить образование по специальности старофранцузская литература. М. Цветаева была очень образованнейшим человеком, одарённым. С 6-ти лет писала стихи на русском, французском, немецких языках.
|
IV. Закрепление новых знаний. | 15мин. | 1 группа: 1.В чем проявляются, по Цветаевой, благородство и сила человеческого духа в пору испытаний? Прочитайте стихотворения «Мракобесие. – Смерч. – Содом…», «Дорожкою простонародною…», «Трудно и чудно…». 2 группа: 1. Самостоятельно прочитайте стихотворение «В раю». Какие черты характера лирической героини в них отображены? 3 группа: Подготовьте сообщение на тему: «Поэты – современники в лирике М. Цветаевой». 4 группа: Самостоятельно прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…». Чем является любовь для героини М. Цветаевой? Коллективная работа: Задания: Прочитать стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель…» про себя, затем вслух; Определить основную идею стихотворения. Какими поэтическими средствами пользуется автор? А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них? | 1 группа: Способность противостоять горестям, бедам, испытаниям Цветаева считала ценнейшим человеческим качеством. Только мужество. Только доблесть – перед лицом неизбежного удара. 2 группа: В стихотворении «В раю» героиня провозглашает единственную ценность и единственно возможную реальность - земную жизнь. 3 группа: Ее имя наряду с именами В. Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, С. Есенина, В.Ходасевича, Б.Пастернака определяет целую эпоху русской поэзии первой трети XX века. Поэтов этого поколения - очень разных – объединяло ощущение трагизма того мира, в котором «уюта – нет, покоя – нет». 4 группа: Для героини, наделенной горячим сердцем, любовь – это еще и возможность полного самовыражения, самораскрытия. Любовь, по Цветаевой, раскрепощает душу, дает ощущение внутренней свободы, заново открывает человеку его самого, раскрывает огромные душевные силы – силы, способные противостоять смерти. поведения, речи, настроения В группе выполняют задания. Оценивают по критериям. 1 балл | 2 балла | 3 балла | пересказ | пересказ | пересказ | | своё мнение о прочитанном | своё мнение о прочитанном | | | дополнительные сведения | | | | | | | Шкала перевода баллов в оценку: 3б – «5» 2б – «4» 1б – «3» |