Цель данного урока — познакомить учащихся с новым именем в литературе и прокомментировать после прочтения рассказ «Зеленая лампа». «Грин талантлив. Очень жаль, что его мало ценят», — писал М. Горький. Следует признать, что и мало читают, поэтому учитель приготовит к уроку выставку произведений А. Грина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Люди в свете зеленой лампы"»
Тема: Люди в свете зеленой лампы.
Цель данного урока — познакомить учащихся с новым именем в литературе и прокомментировать после прочтения рассказ «Зеленая лампа». «Грин талантлив. Очень жаль, что его мало ценят», — писал М. Горький. Следует признать, что и мало читают, поэтому учитель приготовит к уроку выставку произведений А. Грина.
Рассказ о писателе можно построить, используя статью учебника, воспоминания К. Паустовского и статью в библиографическом словаре «Русские писатели» (т. 1). В заключении своего вступительного слова учитель может сказать: «Замечательного рассказчика, романтика, мечтателя А. Грина нужно читать всегда, чтобы уберечь «свое сердце от постарения». И я бы сказала, от черствости и равнодушия».
Рассказ читается в классе. Впечатления о произведении учитель узнает, предложив следующие вопросы учащимся:
- Каково ваше первое впечатление о рассказе? Заслуживает ли кто-то из героев этого произведения нашего осуждения? Если да, то почему?
Выслушав ответы, учитель переходит к следующему этапу урока — характеристике двух главных героев — Стильтона и Джона Ива.
- Что мы узнали о Стильтоне?
Стильтон — очень богатый человек, миллионер. Он привык к кутежам, развлечениям, купленным за деньги. У него не было человеческой души.
- А что ты вкладываешь в эти слова: «не было человеческой души»?
- У него пустая душа. Он думает, что за деньги можно все. А это не так.
- Молодец. Богатство материальное для человека не всегда благо. Это открытие в мировой литературе А. Грин сделал не первый. Но рассказал он об этом по-своему. Посмотрим, как. Итак, на какую мысль натолкнула Стильтона встреча на улице с нищим, умирающим от голода человеком, Джоном Ивом?
- Он решил приобрести живую игрушку.
- А как вы к этому относитесь?
- Это кощунственный, чудовищный замысел. Ведь игрушкой должен был стать живой человек.
- Заключив сделку, Стильтон самодовольно изрекает: «Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума... но будет ждать, сам не зная чего».
- Можно ли после этого считать Стильтона человеком с живой душой? Каково наше отношение к тому, кто желает своему собрату такого зла?
- Злое сердце не способно к сочувствию, состраданию, оно равнодушно к чужой боли.
- Стильтон хотел насладиться человеческим падением, поиграть живой игрушкой. «Игрушка... игрушка из живого человека — самое сладкое кушанье».
- Этот герой жесток и бессердечен: бедный, нищий, обездоленный для него — вещь, которую можно купить дешево и в рассрочку.
- Он вызывает наше читательское неприятие, мы осуждаем эгоизм и жестокость Стильтона.
Как складывается судьба Джона Ива в рассказе А. Грина? Цель, которую ставит учитель перед учащимися, та же, что и в работе с предыдущим персонажем: побуждая чаще обращаться к тексту, учим находить ответы на поставленные вопросы в самом повествовании.
- Джон Ив — молодой человек лет 25, сирота, воспитанный чужим человеком, лесником. В 15 лет он потерял своего воспитателя, должен был тяжело физически трудиться, но труд не принес ему достатка. В 22 года Джон попал в Лондон — столицу Англии — попытать счастья. Но найти работу было невозможно. Читатель встречается с ним впервые, когда он лежит в голодном обмороке на одной из улиц Лондона и любопытная толпа собралась вокруг него, чтобы посудачить.
- Стильтон предлагает Джону Иву сделку, суть которой нам известна из рассказа.
- Как вы думаете, это и спасает Джона от голодной смерти, унижений, нищеты? Ведь герой не знает и не подозревает, что эта сделка для него оскорбительна и по сути бесчеловечна. Он и не мог предположить, что куплен Стильтоном, как покупают игрушку в магазине.
— Джон живет в нанятой квартире и ежедневно зажигает керосиновую лампу под зеленым абажуром с 5 до 12 часов ночи на потеху миллионеру. Однако предсказания Стильтона не сбылись: Джон Ив не спился, не сошел с ума. Он стал читать. Читал он много и все подряд, что попадалось под руку, пока не раскрыл старый учебник анатомии. Чтение этого учебника поглотило его, оказалось самым интересным занятием: «Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Какпьяный, я просидел всю ночь над этой книгой».
- Я прерву на время твой рассказ, чтобы вспомнить знаменитые горьковские слова: «Книга для меня — чудо. Книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи впечатлении-горькой действительности». Не раз уже мы говорили о спасительном назначении книги. Чтение нередко помогает выжить, побороть в себе раба, на крыльях авторской фантазии унестись далеко от той действительности, которая порой бывает так однообразна, жестока, скучна или пошла. Чем стала книга в жизни Джона Ива?
Книга спасла его не только от тоски, одиночества, она дала ему знания, которые помогли выдержать экзамен в медицинский колледж (слово записывается в тетради и толкуется) и в дальнейшем стать доктором.
- В жизни каждого человека наступает минута, час, день, когда он должен сделать выбор. У Джона Ива тоже был такой момент. Что лучше: долгие часы, дни, годы ожидания богатого состояния, которое пообещал Стильтон, или стремление самому сделать свою жизнь богатой?
- Конечно, не только материального благополучия хотел герой Грина, хотя и это не исключено: ведь ранее он искал работу и жил в нищете. Джон Ив хотел наполнить свою жизнь смыслом, увидеть впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего нужно жить. И такая цель появилась у него: он захотел стать доктором, помогать страдающим людям.
- Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он сам всего добился. Несмотря на сиротство, обездоленность, непосильный физический труд, одиночество, голод, нищету, он не отчаялся, сердце его не зачерствело, не ожесточилось.
- О чем свидетельствуют такие моменты повествования о нем, как работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту?
- Джон Ив сберег в себе самое главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль.
- Этот герой не способен на мщение: он предлагает разорившемуся Стильтону место регистратора в амбулатории для бедных, он протягивает руку помощи тому, кто когда-то так жестоко хотел распорядиться его судьбой.
- Вы правы, ребята. Автор дает нам урок истинного гуманизма, человеколюбия. Как вы думаете, зачем Грин показывает встречу двух героев в конце рассказа? (Этим вопросом завершаем обсуждение.)
Рассказ без второй главки был бы не завершен, была бы какая-то недосказанность, здесь же автор до конца убеждает нас в том, кто есть кто.
- Молодцы. Эта главка помогает читателю понять героев, полюбить Джона Ива и взять его за образец, за тот нравственный идеал, к которому немало людей стремится. А как вы считаете, рассказ этот очень актуален?
При наличии времени на уроке учащиеся сделают сообщения по рассказам «Гнев отца», «Акварель», «Комендант порта». Рассказы учитель может найти в книге А. Грина «Бегущая по волнам. Рассказы».