Стихи А.С. Пушкина - это философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Урок - внеклассное мероприятие поможет познакомиться с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание стихов о любви.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика в творчестве А.С. Пушкина»
«Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина» 9 класс
(урок - внеклассное мероприятие)
Цель урока: знакомство с любовной лирикой А.С.Пушкина, с адресатами любовной лирики поэта.
Задачи урока:
Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике.
Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
УУД: личностные: понимание личной ответственности за результат, способность к волевому усилию, адекватная реакция на трудности.
регулятивные: способность к целеполаганию, совместному планированию деятельности.
коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, использовать речевые средства для решения разных коммуникативных задач.
познавательные: реализация проектно-исследовательской деятельности, осуществление расширенной системы поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
-формирование мотивации к обучению и познанию;
-развитие творческих способностей учащихся;
-активация личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека в эмоционально-напряженные моменты жизни.
метапредметные:
-формирование информационной компетентности;
-умение критически мыслить и принимать взвешенные решения;
-умение работать самостоятельно и в группе;
-формирование навыка публичного выступления;
- развитие логического мышления.
предметные:
-знание основных мотивов лирики А.С.Пушкина;
-знание адресатов любовной лирики А.С.Пушкина;
-владение навыками выразительного чтения;
5. Тип урока:урок открытия новых знаний
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие
Учитель: Сегодняшний урок я начну с прочтения эпиграфа.
"В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил…"
Ж.-Б. Мольер
Эти слова принадлежат известному писателю, отцу классической комедии
2. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности
Ребята, а о чем данный эпиграф? (ответы детей). Действительно, данный эпиграф я выбрала не случайно, ведь сегодня на уроке мы продолжаем изучение творчества А.С.Пушкина и будем говорить о какой лирике, как вы думаете? (дети формулируют тему урока)
-Тема сформулирована, давайте поставим перед собой цель на сегодняшний урок и обозначить задачи. (Дети самостоятельно формулируют цель на урок).
Сегодня мы приоткроем завесу тайны над личной жизнью поэта, познакомимся с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание стихов о любви.
В жизни Пушкина было много женщин, однако, стихи Пушкина – это вовсе не дневник его любовных побед и поражений, а прежде всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Его музой были женщины, которых он любил, которыми был увлечен. Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии. Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросалась в глаза.
Во времена Пушкина у всех дам светского общества были альбомы, которые хранили стихи, автографы, рисунки поклонников. Сегодня мы попытаемся создать свой устный альбом; он небольшой, в нем всего несколько страниц, но они самые яркие, светлые, одухотворенные любовью Пушкина.
Первая страница слайда
Ребята, я предлагаю вам открыть первую страницу нашего альбома, из которой мы узнаем о Екатерине Павловне Бакуниной(слайд…)
Ученик: Бакунина Екатерина Павловна - первая юношеская, любовь А.С. Пушкина. Молоденькая девушка, приветливая, милая. Она была старшей сестрой Александра Бакунина, лицейского товарища Пушкина.
Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе. Семья Бакуниных жила там летом 1815 года. Бакунина не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. Пушкин был влюблен. Влюблен впервые, , восторженно и пылко. Он стал задумчив, рассеян, в классах отвечал невпопад. Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе И. И. Пущин, будущий декабрист. Но соперничество не послужило причиной охлаждения между друзьями.
Теперь каждую свободную минуту проводил Пушкин у окна в томительном ожидании и, завидев, наконец, вдалеке знакомую девичью фигурку, опрометью бежал на лестницу. Там делал вид, будто вышел невзначай. Мимолетная встреча, несколько ничего не значащих слов, улыбка... Но как это много для влюбленного. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года.
Когда между ними произошло позднее объяснение, Пушкин получил мягкий, но не оставляющий иллюзий ответ. И как реакция – настоящий творческий взрыв! Из-под пера Пушкина страстно вырываются одно за другим стихотворения «Я видел смерть», «Желание», «Я думал, что любовь погасла навсегда». В набросках 9 главы «Евгения Онегина», написанных уже в 1829 году, вновь всплывает ее светлый образ.
В те дни…в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую волновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.
Учитель: Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения.
Вторая страница слайда
Учитель:1820 год – новый этап в жизни Александра Сергеевича. Он ехал на юг, в ссылку. Навстречу стихам, любви, надеждам. Южная ссылка поэта обернулась новыми, яркими впечатлениями. Они запомнились ему надолго. Счастливой неожиданностью оказалось для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу. В ту поездку генерал Раевский взял младшего сына Николая и двух дочерей – 15-летнюю Марию и 14-летнюю Софью. Здесь он встретил необыкновенную девушку – Марию Раевскую, будущую жену декабриста Сергея Григорьевича Волконского
Ученик: Когда Пушкин увидел Марию Раевскую впервые, она была шаловливым подростком, с нежным характером, горящими живыми глазами, черными локонами и смуглым лицом. Мария Николаевна вспоминала, как, путешествуя в карете с сестрой, гувернанткой и Пушкиным, они остановились для того, чтобы полюбоваться морем. Барышне захотелось поближе подойти к воде, и юный Александр, предугадывая ее желание, последовал за ней. Александр Сергеевич начал проявлять интерес к Марии Николаевне. Дни, проведенные с семейством Раевских, были счастливейшими в жизни великого поэта. Он с удовольствием читал дочерям генерала стихи, обсуждал с ними произведения Байрона и Вольтера. Но становились ли ближе друг к другу Пушкин и Мария Раевская? Нет, кроме дружбы, сильных и глубоких чувств к Александру Сергеевичу будущая жена декабриста не испытывала. А вот стихи Пушкина для Марии Раевской значили очень многое. Она восторгалась тем, как Александр мастерски владел рифмой и умением на бумаге выражать чувства и эмоции. И все-таки увлечение юной Машей постепенно переросло в настоящую любовь. И Пушкин, будучи застенчивым, в конце концов, осмелился сказать о своем чувстве, но взаимности так и не добился. Впоследствии Александр Сергеевич серьезно переживал неразделенную любовь, что, конечно же, отразилось в его творчестве. Поэт часто думал о ней. Свидетельство тому не только стихотворения « «Редеет облаков летучая гряда…» На холмах Грузии…
Ученик: На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Третья страница слайда
Учитель: Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал - губернатора Михаила Семеновича Воронцова, в Одессу. Здесь 6 сентября 1823 года он и познакомился с его женой, Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой.
Ученик: Елизавета Ксаверьевна Воронцова была одной из привлекательнейших женщин своего времени и многие без памяти влюблялись в нее. Она была несколько старше Пушкина, однако, выглядела молодо, бала хороша собой и отличалась утонченной любезностью. Привычное внимание к молодой и красивой женщине скоро перешло в глубокое и серьезное чувство. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким, и не осталось безответным. Но счастье не могло быть долгим. По настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью мужа, М.И.Воронцова. Пушкин очень страдал. Перед отъездом поэта Воронцова подари ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика, с надписью на древнееврейском языке: "Симха, сын почтенного рабби Ианфа, да будет благословенною его память". Согласно преданию, перстень был подарен в качестве талисмана против несчастной любви.
Это кольцо Пушкин бережно хранил. Поэт часами смотрел на портрет, вспоминая возлюбленную; и тогда из-под пера Пушкина появилось стихотворение “Храни меня, мой талисман…”
С каким нетерпением ожидал Александр Сергеевич известий о Елизавете Ксаверьевне! Ольга Сергеевна Павлищева, сестра поэта, вспоминала, что когда приходило письмо из Одессы с печатью Воронцовой, Пушкин запирался в своей комнате, никуда ни выходил и никого не принимал к себе. Но однажды он получил последнее письмо, которое Воронцова просила сжечь. Александру Сергеевичу было мучительно трудно расстаться с ним, но он сделал это. Всю свою боль поэт выразил в стихотворении “Сожженное письмо”.
(Звучит «Осенняя песнь» Чайковского и ученик читает «Сожженное письмо»)
Анализ стихотворения» Сожженное письмо»)
-Ребята, а вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано? (письмо для него не просто лист бумаги, оно от любимой, оно-часть возлюбленной, и поэт обращается к нему как к живому существу)
-Покажите одушевленность сжигаемого письма (поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься)
-«Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…» - Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить другим синонимами? (просила, приказала, потребовала) -Можем, смысл не теряется, но Пушкин использует именно «велела», а кто повелевает? (царица). Да, в этом слове есть что-то царственное, повелевает царица и ее невозможно ослушаться.
Для поэта письмо любимой - святыня, его касались руки возлюбленной, в нем дорогие слова.
- А нужна ли такая жертва? Ведь утаить письмо не трудно… (для поэта требование любимой женщины священно, в пушкинскую эпоху этого было достаточно).
-Найдите строки, свидетельствующие о мучительности переживаний поэта перед принятием тяжкого решения («Как долго медлил я…»)
-Какой эффект достигается повторением: как долго…как долго? (чувствуем напряженность момента)
Но полно час настал, и поэт уничтожает письмо, а вместе с ним гибнет и часть его души. Какими словами это передается? («Ничему душа моя не внемлет»)
Письмо превратилось в пепел, но даже он свят для Пушкина. «Останься век со мной на горестной груди»
Во времена Пушкина для русского человека был характерен обычай носить ладанку. Она носилась на шее вместе с крестом и считалась оберегом. Святыня могла помещаться в ювелирное изделие, например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.
В роде Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля (по ст. стилю. – Л.Ч.), в день праздника положения Ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить её старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета».
Средства выразительности
Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры («письмо любви», «пламя жадное»), эпитеты («жадные», «заветные», легкий»), олицетворения («предать огню все радости»), инверсия («как долго медлил я»). Горечь, тоску и печаль лирического героя, поэт показывал при помощи восклицательных знаков, умолчаний. Его настроение Пушкин старался передать при помощи эпитетов «бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». И даже пепел он называет «милым» — ведь кроме пепла о любви ничто уже не напоминает. И лирический герой стихотворения Пушкина «Сожжённое письмо» понимает, что ничего светлого не будет в его «унылой судьбе».
Четвертая страница слайда «Гений чистой красоты»
Учитель: “Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина с несчастной судьбой. В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 25-летнего Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна.
Ученик: Судьба Анны Керн, была не очень-то к ней благосклонна. В возрасте 17 лет она была выдана замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна – человека грубого и ограниченного. Но жизнь ее озарится светом, любовью Пушкина. Впервые Пушкин встретил Анну Петровну в Петербурге в доме Олениных. Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”. Анна Керн уезжает. Вот и все. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло шесть лет. И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как и прежде. Они встретились, вспомнили Петербург, юношеские годы. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Незадолго до отъезда Анны Петровны Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»
Учитель: Пройдет много лет. И другой русский гений М.И.Глинка переложит эти стихи на музыку. Романс он тоже посвятит своей возлюбленной, которая - так судьбе было угодно!- окажется дочерью Анны Павловны Керн. Послушаем этот романс и мы.
(Звучит романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…»)
Пятая страница слайда
Учитель: Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его жизни немало, но Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в биографии поэта. Он мечтал сделать Аннет своей женой, он посвятил ей множество стихотворений.
Ученик: Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Пушкин часто бывал в доме директора публичной библиотеки, , историка и художника Оленина. Конечно же, он не мог не заметить хорошенькую девочку, которую за маленький рост все ласково звали Анеточкой - малюткой. Вновь встретив ее 19-й девушкой в 1827 г. (после возвращения из ссылки в Петербург), Пушкин пылко влюбился. Живая, белокурая девушка с красивыми, выразительными глазами, начитанная и остроумная, музыкальная, поклонница поэзии, заставила его влюбиться в себя без памяти. В те майские дни Пушкин, как мальчишка, бегал на свидания в Летний сад, никак не решаясь ей объясниться. В середине мая Анна впервые сказала ему – ТЫ. Прощаясь, счувством поцеловал ей руку и прошептал: «Вы подарили мне надежду…» А через несколько дней принес стихотворение «Ты и вы».
Ей было лестно внимание поэта, “это была честь, которой все завидовали”, но она не считала Пушкина “большой партией Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители ее были к нему неблагосклонны.
Как ни хороша и привлекательна была Аннет, вышла замуж она уже после смерти Пушкина, в 1840 году, тридцати двух лет, за полковника лейб-гвардии Гусарского полка Федора Александровича Андро де Ланжерона, в будущем – президента Варшавы, а счастлива не будет. Но гений Пушкина щедр, и поэт посвящает ей стихи, несравненные по силе возвышенных, идеальных чувств: строки, которые стали одним из самых известных романсов “Я вас любил”, “Ты и вы”, “Не пой, красавица, при мне”, “ Ее глаза»
А позднее поэт написал ей в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил...”.
Шестая страница и последняя слайда
Учитель: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года.
Шестую страницу альбома мы посвящаем Наталье Николаевне Гончаровой.
Ученик: Пушкина Наталья Николаевна, урожденная Гончарова, - жена поэта. Пушкин познакомился с ней в Москве на балу в декабре 1829 года.
В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич был робок. Вскоре он сделал ей предложение. В ответ – полуотказ — полупредложение. Но Пушкин не отступал: мечта о счастье с этой девушкой, такой спокойной, нежной, умиротворенной, кружила ему голову. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот, наконец, 18 февраля 1831 года они обвенчались. На какое-то время вся жизнь поэта озарилась счастьем. Интерес к жене Пушкина не ослабевал. Один из самых напряженных споров, ведущихся вокруг жизни поэта, - спор о Наталье Николаевне. Ее обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают. Где же можно найти истину о жене поэта? В его письмах. «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – душу твою люблю я еще более твоего лица». «Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобою в разлуке так же глупо, так и тяжело». «Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь».
За 6 лет, которые они прожили вместе – 4 детей, семья, дом! – то, о чем он мечтал столько лет!
Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Пушкин любил, чтобы другие, особенно близкие люди, восхищались его женой. Поэт говорил Брюллову: “У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить снять с нее портрет”. Её он считал своей мадонной.
Учитель:Вот мы и закрыли последнюю, самую главную страницу нашего альбома, а вместе с тем и подводим итог урока. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в самом начале урока и посмотрим все ли нами достигнуто и решено? (ответы детей).
Назовите имена женщин, которых некогда любил поэт, какие стихи он им посвящал? (реализация задания на урок) Ребята, скажите, а какая она, любовь у Пушкина?
Вся лирика Пушкина наполнена светлыми и нежными чувствами к женщине
Высокое благородство, искренность и чистота любовных переживаний – таков поэт в обращении ко всем любимым женщинам.
Начали мы урок с Мольера, а закончить хочется словами великого певца любви Шекспира (отрывок из сонета 116 (Стихотворение читает ученик)
Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь - над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав и лжет мой стих,
То нет любви - и нет стихов моих!
Шекспир написал эти строки в 16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 21 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна.
Рефлексия
Ребята, я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от сегодняшнего урока следующим образом.
Домашнее задание:
Написать письмо А. С. Пушкину с заданным началом: «Когда я читаю Ваши стихи о любви, у меня возникает желание сказать Вам...», ответить на вопросы учебника стр. 45-47 2 часть.