Здравствуйте ,ребята! Рада всех вас сегодня видеть. Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте готовность к уроку. Меня зовут Вера Дмитриевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Проведём речевую разминку. Поможет нам Мышонок. Я произношу стих, вы слушаете, а затем вместе сделаем. - Я ельником шла, Гостинец нашла Отличный-отличный. До самых краёв Корзина полна, И свеж аромат земляничный. Произнесём – ка вместе с вами. Ягодки очень маленькие. Как получился полный кузовок? Кто- то очень старался собирать ягоды. Так и мы можем собирать свои добрые поступки, полезные дела. Которые потом все вместе объединятся и принесут нам и людям пользу. -Автором этого рассказа является Борис Викторович Шергин.Давайте с ним познакомимся. Это русский писатель, фольклорист, публицист и художник. В своих произведениях Борис Шергин описывал природу Поморья – Русского Севера. Посмотрите, какая красивая природа находится в этой области России. Все произведения Шергина учат нас добру и справедливости, трудолюбию. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем. -Ребята, давайте откроем учебник на странице 124. Перед тем, как мы с вами прочитаем текст, обратите внимание на ударение в таких словах, как: красавито, сдумает, незалёжливого. А также давайте с вами разберемся, что означают слова: Малярное дело - маляр - рабочий, занимается окраской зданий, помещений. Звание «Мастер малярного дела». (Я читаю и 2 хорошо читающих ребенка) Штукатурное дело – штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Академия - высшее научное или художественное заведение. Паркетчик – это мастер, который изготавливает из дощечек узоры. -А теперь, давайте прочитаем этот рассказ. Я начну (читаю я и 2 ученика) -О чём говорится в рассказе? -Что случилось с Митей? Как ему помогла Ванина бабушка? -Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником? -А теперь прочитаем рассказ по цепочки (по абзацу) Сегодня мы будем мастерами своего дела и постараемся изготовить свою столешницу. Вырезать из дерева мы не будем, нам пригодятся другие знания и умения. Наша столешница появится тогда, когда мы выполним все задания, переданные нам в посылке. Список дел (показываю) Прочитай выразительно. Найти хозяев вещей Подтвердить мысли словами из текста. Поиграй в игру «Кузовок». Разберись, что к чему?
-Итак 1 мы выполнили. И у нас на доске ватман (кусочек 1 открывается) Давайте, выполним 2. Выборочное чтение. 1. Ой, ребята, вы ничего не слышите? Кажется, кто-то пришёл. Смотрите, чудеса! Вам посылку никто не должен был прислать? Ой, да это же для нас с вами. ( посылка, раскрываю) -Здесь какие-то вещи. Давайте разберёмся, чьи они? ( достаю вещи бабушки: очки, клубок со спицами) -А это чьи вещи? (Бабушки) Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее. (достаю вещи Мити: доска с узорами. Кому это принадлежит?) 2.Прочитай строки из которых можно узнать о Мити? -Перед тем, как мы с вами откроем 2 часть, давайте немного разомнемся. За клубничкой спелой в лес пойдем, в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Солнышко высоко, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-клубничка.
-Открывается 2 часть. 3.Что случилось с Митей? 4.Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (выбираете соответствующие отрывки.) 5.Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване? -Открывается 3 часть. -У вас на столах лежат ягодки. Посмотрите, что на них написано? (пословицы). Давайте прочитаем некоторые из них. Посмотрите, какой у меня кузовок. Красивый? (да). Но он пуст. Давайте соберём в него клубнички. Как вы думаете, все ягодки положим в кузовок? ( Да, нет). Почему так решили? Так какие же мы поместим в корзинку? ( Пословицы, которые подходят к нашему рассказу). (Каждая парта читает пословицу и решает, опускать ли ягодку в кузовок или нет) Что они означают -Холода не бойся – сам по пояс мойся (нет) -Любишь кататься, люби и саночки возить (нет) -Нету лучшего дружка, чем родная матушка (нет) -У семи нянек дитя без глаза (нет) -Хлеб всему голова! (нет) -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (да) -Труд делает человека умелым (да) -Терпение и труд всё перетрут (да) -Умелые руки не знают скуки (да) -Не учись безделью – учись рукоделью (да) -Работа любит не молодца, а не залёжливого (да) -Глаза страшатся, а руки делают (да) -Золотые руки (да) -Собирай по ягодке – наберешь кузовок (да) -Молодцы. Ой, я кажется ещё вижу ягодки. Открывается 4 часть. Вот мы и добрались до последнего задания (Снимаю 5лист). -Но что это? Ничего нет. Что же нам делать? Ой, смотрите, кажется, в посылке ещё что-то осталось. Давайте разбираться. (6 карточек с различными узорами, на которых текст). Как же их правильно выстроить, чтобы закончить узор? (нужно выстроить отрывки из текста в правильной последовательности) 6 человек выходят к доске. По очереди причитайте текст и давайте расставим его в правильной последовательности. Что за чем следовало в нашем рассказе. 1 картинка – «Доска превращалась в цветущий сад»; (5) 2 картинка – «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена»; (1) 3 картинка – «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца»; (3) 4 картинка – «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу»; (2) 5 картинка – «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь»; (4) 6 картинка – «Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».(6) Теперь давайте прочитаем в правильной последовательности. (Когда все отрывки прочитаны в правильной последовательности, из них собирается последняя, 6 часть столешницы. Она прикрепляется к другим частям. Получается готовая, законченная столешница)
-Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили? -Кто является автором рассказа? -Что было самым интересным в рассказе? -Что больше всего запомнилось? -Объясните пословицу «собирай по ягодке-наберёшь кузовок»? ( Добивайся своей цели постепенно, и достигнешь ее) № | Высказывание | Ответ ученика | Правильный ответ | 1 | Бабушкиного внука зовут Иван. | | | 2 | Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн. | | | 3 | Мастер поручил Мите выклеить столешницу. | | | 4 | Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю… | | | 5 | Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час». | | | -Вашим домашним заданием будет работа на карточках. Пришло время подвести итоги урока с помощью игры «Лестница успеха». У вас у каждого на парте лежит ягодка, вам нужно по очереди повесить это ягодку на ту ступеньку, которая соответствует вашим полученным знаниям сегодня на уроке. умею понимаю знаю
|