kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен учителям при подготовке к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»

Тема урока:Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Цели урока: познакомить детей с новым разделом;

ознакомить с жизнью и творчеством Б. Шергина;

учить детей понимать смысл пословиц.

Планируемые результаты:

Тип урок:урок введения нового знания.

Оборудование: конспект урока по литературному чтению, учебник по литературному чтению, компьютер.



Оформление классной доски.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

«Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».

Словарная работа.

Штукатурное

малярное

академия

профессора



Этапы урока

Содержание урока.

( деятельность учителя )

Деятельность ученика.

1 Организационный момент.

- Здравствуйте. Тихо сели. Урок литературного чтения.








2 Проверка домашнего задания.






- Дома вы должны были подобрать пословицы по теме

На доске записана пословица

«Век живи – век учись»

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке мы узнаем много интересного.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.


Дети объясняют значение пословицы.(Сколько человек живет, столько он и учится, узнает новое)




2 Речевая разминка.










3 Введение в тему






















































4 Физкультминутка











5 Словарная работа














5 Первичное чтение рассказа



6 Работапосле чтения.






















7 Работа в группах.







8 Работа над

выразительным чтением.



«Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».

- Прочитайте орфографически, орфоэпически.

- Прочитайте с ускорением, с замедлением.

- Прочитайте с грустью, выразительно.

- Как вы понимаете эти слова.




- Ребята, откройте учебник на стр.123. Прочитайте название раздела.

- Сделайте предположение, о чем будут произведения в этом разделе. Чему они нас будут учить?


- Какое необычное название нашего раздела!

- К какому виду фольклора оно относится?

- Я не зря начала урок тожес пословицы. И вы это скоро поймете. Откройте стр. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа, который будем читать.

Рассказ учителя о Шергине.

Борис Викторович Шергин (1896 – 1973 г.г.)

- Русский писатель Борис Викторович родился в Архангельске. Там же провел детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходом». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Учился писатель в Москве в Строгановском художественно – промышленном училище, потому что с детства его прельщали кисти и краски. Многие книги со своими произведениями писатель оформлял сам «У песенных рек», «Поморские были и сказания», «Поморщина – корабельщина» - наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества… в устахмоих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль»






























- Прежде чем мы начнем читать текст, поработаем со словами. Прочтите слова и попробуйте объяснить лексическое значение.

Штукатурное

Малярное











Рассказ читает учитель и хорошо читающие ученики.(2-3 человека)



Первичное восприятие содержания.

- О ком идет речь в рассказе?

- Опишите Ванину бабушку.



- Почему о бабушке говорили, что она имеет звание «мастер малярного дела»?

- Какую работу предложили Мите?


Выборочное чтение.

- Что случилось с Митей?

- Как помогли ему Ванина бабушка и мастер?


- Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем – то о бабушке и Ване?

- В чем особенность заглавия?

- Найди строки в рассказе, в которых заключается главная мысль.

- Как вы понимаете его смысл?




Работа над пословицами в тексте.

- Каждая группа находит пословицы в рассказе и объясняет их смысл. Как они помогают понять главную мысль произведения?



- Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передай при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.












Дети читают.



Дети объясняют. (Если сейчас не учишь, то когдавырастишьэтого знать не будешь)





«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».


- Мы познакомимся с произведениями Б. Шергина, А. Платонова, М. Зощенко. Мы научимся понимать смысл юмористического произведения, придумывать свои вопросы.


- Это пословица.

- Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».


























































Дети читают слова и находят объяснение в словаре в учебнике.

Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное – маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений.

Академия – высшее научное или художественное учреждение. (это слово находят в словаре Ожигова)









- В рассказе идет речь о бабушке, о Ване, о Мите.

- Бабушка была доброй, приветливой. О ней говорили, что она из песен сделана, из пословиц соткана.

- Она и штукатурное и малярное дело хорошо знала.

- Митя должен сделать столешницу для академии в срок две недели.


Дети зачитывают строки из текста.



- Именно бабушка помогла Мите своими советами выполнить в срок работу.


- Это пословица.

- «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Нужно работу делать не торопясь, по порядку, тогда будет толк и ты выполнишь её качественно и в срок.



Дети выбирают пословицы, учитель проходит и смотрит. Каждая группа объясняет смысл одной пословицы.

(Работа любит не молодца, а незалежалого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.)


Дети читают в парах.









9 Итог урока.

- Понравился ли вам рассказ?

- Что хотел показать нам автор своим произведением?


10 Домашнее задание.

- Составьте по произведению Б. Шергина рассказ о бабушке.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Автор: Рогожина Татьяна Вадимовна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_po_teme_b_shergin_sobirai"
    ["file_id"] => string(6) "666067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1740949781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства