2 Речевая разминка. 3 Введение в тему 4 Физкультминутка 5 Словарная работа 5 Первичное чтение рассказа 6 Работапосле чтения. 7 Работа в группах. 8 Работа над выразительным чтением. | «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать». - Прочитайте орфографически, орфоэпически. - Прочитайте с ускорением, с замедлением. - Прочитайте с грустью, выразительно. - Как вы понимаете эти слова. - Ребята, откройте учебник на стр.123. Прочитайте название раздела. - Сделайте предположение, о чем будут произведения в этом разделе. Чему они нас будут учить? - Какое необычное название нашего раздела! - К какому виду фольклора оно относится? - Я не зря начала урок тожес пословицы. И вы это скоро поймете. Откройте стр. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа, который будем читать. Рассказ учителя о Шергине. Борис Викторович Шергин (1896 – 1973 г.г.) - Русский писатель Борис Викторович родился в Архангельске. Там же провел детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходом». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Учился писатель в Москве в Строгановском художественно – промышленном училище, потому что с детства его прельщали кисти и краски. Многие книги со своими произведениями писатель оформлял сам «У песенных рек», «Поморские были и сказания», «Поморщина – корабельщина» - наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества… в устахмоих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль» - Прежде чем мы начнем читать текст, поработаем со словами. Прочтите слова и попробуйте объяснить лексическое значение. Штукатурное Малярное Рассказ читает учитель и хорошо читающие ученики.(2-3 человека) Первичное восприятие содержания. - О ком идет речь в рассказе? - Опишите Ванину бабушку. - Почему о бабушке говорили, что она имеет звание «мастер малярного дела»? - Какую работу предложили Мите? Выборочное чтение. - Что случилось с Митей? - Как помогли ему Ванина бабушка и мастер? - Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем – то о бабушке и Ване? - В чем особенность заглавия? - Найди строки в рассказе, в которых заключается главная мысль. - Как вы понимаете его смысл? Работа над пословицами в тексте. - Каждая группа находит пословицы в рассказе и объясняет их смысл. Как они помогают понять главную мысль произведения? - Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передай при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя. | Дети читают. Дети объясняют. (Если сейчас не учишь, то когдавырастишьэтого знать не будешь) «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - Мы познакомимся с произведениями Б. Шергина, А. Платонова, М. Зощенко. Мы научимся понимать смысл юмористического произведения, придумывать свои вопросы. - Это пословица. - Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Дети читают слова и находят объяснение в словаре в учебнике. Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное – маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений. Академия – высшее научное или художественное учреждение. (это слово находят в словаре Ожигова) - В рассказе идет речь о бабушке, о Ване, о Мите. - Бабушка была доброй, приветливой. О ней говорили, что она из песен сделана, из пословиц соткана. - Она и штукатурное и малярное дело хорошо знала. - Митя должен сделать столешницу для академии в срок две недели. Дети зачитывают строки из текста. - Именно бабушка помогла Мите своими советами выполнить в срок работу. - Это пословица. - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». - Нужно работу делать не торопясь, по порядку, тогда будет толк и ты выполнишь её качественно и в срок. Дети выбирают пословицы, учитель проходит и смотрит. Каждая группа объясняет смысл одной пословицы. (Работа любит не молодца, а незалежалого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.) Дети читают в парах. |