Литературная дуэль (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
Литературная дуэль (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
Урок "Литературная дуэль" (по комедии А.С. Грибоедова" предназначен для учащихся 9 классов. Цель урока: систематизация метериала и подготовка к написанию сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная дуэль (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")»
Урок литературы
в 9-м классе
Тема:
«Конфликт межу «веком нынешним»
и «веком минувшим»
(по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Учитель русского языка и литературы:
Пиддубняк Галина Михайловна
г. Россошь
2015 год
«Век нынешний» и «век минувший»
(Литературная дуэль)
Обучающие цели: понимать основной конфликт комедии, уметь ориентироваться в тексте комедии; соотносить цитаты и героя; уметь дискутировать, подготовиться к сочинению.
Воспитывающие цели: уметь сопереживать, болеть за результаты выступления своей команды
Форма проведения: деловая игра в форме литературной дуэли
Оформление: на одной части заголовок «Век нынешний», на другой заголовок «Век минувший», портрет А.С. Грибоедова и эпиграф – слова И.Гончарова.
Использование компьютерных технология: портреты героев комедии, воспроизведение цитат
Пространство в классе: класс поделён на 2 группы, каждая группа сидит за двумя столами полукругом
ХОД УРОКА
Образовались два лагеря, или,
с одной стороны, целый лагерь
Фамусовых и всей братии «отцов и старших»,
с другой – один пылкий и отважный боец.
Организационный.
Учитель: Мы изучили комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Посмотрите на эпиграф.
- Кто его автор?
- В чем смысл эпиграфа? (между двумя лагерями лежит конфликт)
- Как называет Чацкий эти два лагеря;? (Век нынешний и век минувший)
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
Наш урок пройдёт в форме литературной дуэли, в основе которой всегда лежит конфликт.
II. Литературная дуэль. «Век нынешний» и «век минувший»
1 ДУЭЛЬ (разминка)
Кто быстрее?
Задание: У каждой команды листы, на которых они за определенное время должны написать героев пьесы. Побеждает та команда, которая запишет больше героев. Дома вы должны были найти в тексте комедии внесюжетных героев.
Подведение итогов: сколько набрали очков? Кто отличился в группе?
Цель дуэли: выяснить суть конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим», победителей и побеждённых среди героев и среди вас.
2 ДУЭЛЬ
(Проверка знания текста)
Объяснение правил игры: На столах лежат цитаты на разные темы, по которым у двух лагерей разные взгляды. Темы цитат не подписаны. Я называю тему, команда ищет нужную цитату. Если цитата правильная и точка зрения защищена, команда получает 1 очко, если цитата правильная, а ответ неполный – то 0,5 очков
Все записывают часть цитаты
При ответах используйте речевые клише (образцы):
- В этой цитате говорится…
- На основании этой цитаты можно сделать вывод…
- Данная цитата подтверждает…
«Век нынешний»
Мировоззрение (взгляды на …)
«Век минувший»
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
…….
Кто служит делу, а не лицам. (Чацкий)
Государственная служба
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (Фамусов)
Теперь пускай из нас один,
…
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным… (Чакций)
Просвещение,
воспитание
Ученье – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (Фамусов)
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
…
Кто путешествует, в деревне кто живёт…(Чацкий)
Свобода мыслей и поведения
Не смею моего сужденья произнесть….
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь. (Молчалин)
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
(Чацкий)
Подражание иностранному
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных. (Фамусов)
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма.
(Чацкий)
Авторитеты
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя.
Мы, например, или покойник дядя…
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почёт?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии даёт?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, -нутка!
(Фамусов)
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил…(двоюродный брат Скалозуба)
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв… (Молчалин Чацкому)
Карьера
И золотой мешок, и метит в генералы (Лиза)
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших. (Молчалин)
Подведение итоов: кто больше набрал очков? Кто отличился?
3 ДУЭЛЬ
(«Угадай героя»)
Задание: учитель задаёт командам вопросы, по которым они должны угадать персонажа из противоположного лагеря (отвечают «по цепочке»)
Вопросы для 1 команды:
«Вот он на цыпочках, и не богат словами» (Молчалин)
«И золотой мешок, и метит в генералы» (Скалозуб)
«Все Английского клоба старинный, верный член до гроба»? (Фамусов)
«Отъявленный мошенник, плут» (Загорецкий)
«Пустейший человек, из самых бестолковых»? (Фома Фомич)
1) «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий)
2) «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил»? (двоюродный брат Скалозуба)
3) «Он славно пишет, переводит» (Чацкий)
4) «… хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник» (Князь Фёдор, племянник княгини Тугоуховской)
5) «Не человек, змея»» (Чацкой)
6) «Кто так чувствителен, и весел, и остёр» (Чацкий)
Подведение итогов: у кого сколько очков? Кто отличился в команде?
4 ДУЭЛЬ (Блиц-опрос)
(домашнее задание)
Домашнее задание: дуэль между секундантами (вопросы противнику). Каждый задаёт по одному вопрос
Как зовут Загорецкого? Антон Антонович
2 Откуда приехал в Москву Молчалин? Из Твери
3. Чем стал заниматься двоюродный брат Скалозуба после отставки? Стал читать книги.
4. Кого называют «Попошь»? Платона Михайловича
5. Какое наставление дал отец Молчалину? Угождать хозяину, начальнику, слуге, швейцару, дворнику, собаке.
6. Куда собирается Фамусов сослать дочь? «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»
7. Кого называют «ленивая тетеря»? Слугу Фильку
8. Кому тяжело тащиться в 65 лет к племяннице? Хлестовой
9. Кому «…надобно зависеть от других»? Молчалин
10. Как зовут Фамусова? Павел Афанасьевич
11. С какой целью приехала на бал княгиня? Найти женихов дочерям
12. Как зовут Скалозуба? Сергей Сергеевич
13. Кто о ком сказал: «Мне все равно, что за него, что в воду»? Софья о Скалозубе
14. Кто такой Максим Петрович? Дядя Фамусова
15. К кому советует поехать Молчалин Чацкому? К Татьяне Юрьевне!
16. При ком «… служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки»? При Фамусове
17. Кто сказал: «Ах! Злые языки страшнее пистолета»? Молчалин
18. Какими словами заканчивается комедия Грибоедова «Горе от ума»? «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»
Подведение итогов: подведем итоги этой дуэли.
5 ДУЭЛЬ
(Победители – побеждённые)
Кто победители, а кто побеждённые? (Работа по двум цитатам из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний») – обсуждение в группе, герои озвучивают справедливость цитаты.
Задание для «века нынешнего»: Найдите цитату о Чацком: победитель он или побежденный?
О Чацком: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин» Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва».
Роль Чацкого – это «роль победительная».
Задание для «века минувшего» - Найдите цитату о фамусовском обществе: победители они или побежденные?
О фамусовском обществе: «Фамусовы, Молчалины, Загорецкие и пр. видоизменились…, но пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать…до тех пор будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других».
Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете!»
- Почему эти типы не исчезают никогда?
Вывод: представители «века нынешнего» и «века минувшего» – это общечеловеческие типы, которые облекаются в новую плоть и кровь своего времени, но не исчезают никогда, как не исчезают добро и зло. Поэтому прав Гончаров, говоря, что роль Чацкого – это «роль победительная». Но прав и Чацкий, когда восклицал: «Молчалины блаженствуют на свете!»
Подведение итогов: кто был убедительнее в защите свое точки зрения?
III. Результаты дуэли (выводы)
- Как вы понимаете смысл конфликта между двумя лагерями? (конфликт – противопоставление взглядов и позиций двух общественных сил России 1 четверти 19 века)
- Что мы понимаем под выражением «век нынешний»?
Запишем: «Век нынешний» - это представители прогрессивного дворянства, они покушаются на устои крепостничества, презирают лицемерие, бесчеловечное отношение к народу, лжепатриотизм, они имеют прогрессивные взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения.
- Как надо понимать выражение «век минувший»?
Запишем: «Век минувший» - это реакционеры, у них отсутствует высоконравственные чувства, преобладают материальные интересы, для них характерен идеал праздной жизни, они смотрят на службу как на средство достижения личных выгод, угождают «высшим» людям, относятся к «низшим» деспотически, для них характерен низкий уровень образованности, увлечение французской культурой.
Учитель: на следующем уроке мы будем писать сочинение. У нас почти готова основная часть.
Подведение итогов «дуэли»: работа команды в целом и каждого участника.
Домашнее задание: Мини-сочинение - Заключительная часть сочинения