ВИКТОРИНА
«Загадки судьбы Грибоедова»
К 220-летию со дня рождения А.С. Грибоедова
1. Грибоедов - один из самых образованных людей своего времени. Какими языками он владел?
Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
2. Один из друзей А.С. Грибоедова вспоминал: «Когда Грибоедов приехал в Петербург и в уме своем переделал свою комедию, он написал такие ужасные брульоны, что разобраться было невозможно».
О каких брульонах писал друг Грибоедова?
Брульоны – черновики (с фр.)
3. Сколько рукописных копий комедии «Горе от ума» было сделано?
Около 40 тысяч копий.
4. «Дарования больше, нежели искусства». Кто так сказал о Грибоедове? Расскажите немного об этом человеке.
П.А. Катенин, поэт и литературный критик.
5. Сколько тиражей комедии «Горе от ума» вышло при жизни А.С. Грибоедова?
Ни одного. Первое издание вышло в 1833 году, уже после смерти Грибоедова, а не искаженное цензурой впервые вышло в 1862 году.
6. Когда был написан Грибоедовым крымский дневник? На какой заметке (о чем) был прерван этот дневник?
Наиболее значительным результатом обновления художественных принципов и творческих установок Грибоедова становится крымский журнал дорожных заметок. По сравнению с прежними дневниками автора здесь усиливается информативность и документализм повествования (выраженные в интенсивном обращении к антропонимам, зоонимам, топонимам, этнонимам и фитонимам, к детальным зарисовкам с панорамными видами и геометрическими замерами). Заметно повышается эмоциональность и выразительность изображения (за счет активного использования тропов, лирически окрашенных фрагментов, живописных эскизов). Углубляется проблемность изложения (в связи с концентрацией внимания рассказчика на прошлом и настоящем Крыма). Именно эти качества отныне будут характеризовать литературные опыты писателя в жанре «путешествия», с которым он намеревается связать будущее своего прозаического творчества.
Свой крымский дневник Грибоедов вынужден прервать на заметке, повествующей о визите в имение Саблы, хозяин которого, граф А.П.Завадовский, приходится литератору старым приятелем.
7. Расскажите о «дуэли четырех». Какое отношение имел к ней А.С. Грибоедов?
В 1817 году имя Г. было замешано в громкую и скандальную историю «дуэли четверых». События, приведшие к кровавой развязке, развивались следующим образом. 5.11.1817 в Малом театре давался спектакль «Караван Каирский, или Торг невольниками» — комическая опера с хорами, балетом и сражениями. В представлении участвовала восемнадцатилетняя, но уже знаменитая балерина Авдотья Истомина. Счастливым ее поклонником был офицер кавалергардского полка В. В. Шереметев. Однако они не очень ладили между собой. На следствии Истомина говорила, что «давно намеревалась по беспокойному его характеру и жестоким с ней поступкам отойти от него».
3 ноября, поссорившись с Шереметевым, балерина уехала от него на квартиру своей подруги. Г. решил выяснить обстоятельства ссоры, а потому и договорился с Авдотьей Ильиничной, что будет ждать ее по окончании спектакля. Он привез ее на квартиру Завадовского, где в последнее время проживал. На следствии Истомина показала, что сюда же «вскоре приехал Завадовский, где он, по прошествии некоторого времени, предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает». Потом Г. отвез ее к подруге. Через три дня Шереметев помирился с Истоминой, а еще через два, грозя застрелиться, заставил ее признаться, где она была после спектакля 5 ноября. После этого дуэль была предрешена, тем более что секундантами и без того горячего ротмистра стали известные бретеры А.И. Якубович и П. П. Каверин.
При обсуждении условий произошла ссора Г. с Якубовичем. Так дуэль была намечена «четверной»: после Шереметева и Завадовского должны были стреляться их секунданты.
12 ноября соперники в два часа пополудни съехались на Волковом поле. На снегу секунданты шпагами прочертили четыре линии; от двух крайних по условленному знаку противники двинулись навстречу друг другу. Почти сразу же, на ходу, Шереметев выстрелил. Пуля оторвала воротник сюртука Завадовского. Тот хладнокровно дошел до второй черты и, дождавшись, когда, согласно условиям, соперник остановится перед ним в шести шагах, начал не спеша прицеливаться. Тогда Шереметев, «забыв все условия дуэли», крикнул, что, если будет промах, он все равно рано или поздно пристрелит Завадовского, как собаку. Прогремел выстрел. Шереметев упал: пуля попала в живот. Через двадцать шесть часов Шереметев скончался. Так как нужно было позаботиться о раненом, вторая дуэль в тот день не состоялась. Она произошла год спустя, на Кавказе.
На следствии же о «дуэли четверых» Грибоедов показал, что в поединке он участия не принимал, как это было заранее условлено. Однако долго еще в петербургских гостиных ходили различные слухи об этой дуэли. Обществу нужно было найти виновного. Шереметев не мог быть объявлен таковым: он погиб. Якубович своим шумным бретерством внушал восхищение, он поносил везде Грибоедова, присочиняя по ходу рассказов живописные детали. Завадовский оправдывался, намекая на неблаговидное поведение Грибоедова. А тот молчал, считая ниже своего достоинства опровергать порочащие его слухи.
8. Сколько дуэлей было в жизни Грибоедова? Расскажите о них.
Участвовал в трех поединках: «дуэли четырех» в 1817 году и еще в двух (в качестве дуэлянта с А.И.Якубовичем в 1818 году и, видимо, секунданта В.К.Кюхельбекера в 1822 году)
9. Грибоедов был прекрасным музыкантом-импровизатором. На каких инструментах он играл?
Вместе с сестрой Марией еще в детстве он освоил фортепьяно, играл на фортепиано, органе, флейте. А его импровизациях вспоминают многие мемуаристы. В Брест-Литовске вместе с Бегичевым он однажды забрался в церковь католического монастыря до начала службы. «Бегичев остался внизу, а Грибоедов отправился на хоры, где орган. Собрались монахи, началась служба <…>. Когда по порядку службы понадобилась музыка, Грибоедов заиграл и играл долго и отлично. Вдруг священные звуки смолкли и с хор раздался <…> наш родной, наш кровный „Камаринский“! Можно судить, какой это произвело эффект, и какой гвалт произошел между святыми отцами. Все сошло с рук».
10. На дуэли с Якубовичем Грибоедов был ранен. Как это повлияло на его музицирование?
На дуэли с А. И. Якубовичем 23.10.1818 Грибоедов был ранен в ладонь левой руки и повредил сухожилие, отчего скрючило мизинец. П. И. Бартенев отметил, что поговаривали, «будто Якубович воскликнул: „По крайней мере играть перестанешь!“». Использование специальной аппликатуры позволило Грибоедову так же хорошо, как и до ранения, играть на фортепиано.
11. Какие музыкальные произведения сочинил Грибоедов? Сколько их было?
Сохранились два сочиненные Грибоедовым вальса.
12. Какие города Крыма посетил Грибоедов во время своего путешествия?
Грибоедов приехал из Киева в Крым в конце июня 1825 г. и провел там почти три месяца, объехав почти весь полуостров. Поначалу Грибоедов обосновался в Симферополе. Почти три недели поэт путешествовал по Тавриде, ознакомился с примечательностями горных районов между Симферополем и Алуштой, проехал Южным берегом от Алушты до Фороса, побывал в Байдарской долине, посетил Балаклаву, Георгиевский монастырь и Севастополь, на пути в Бахчисарай осмотрел пещерные города Инкерман и Мангуп-Кале, а также Успенский монастырь и Чуфут-Кале, Херсонес (древнюю Корсунь). Покинув Симферополь, писатель приехал в Судак, осмотрел знаменитую Судакскую крепость, потом посетил Кафу (Феодосию), ее развалины и памятники, затем уехал в Керчь. Через несколько дней Грибоедов покинул Тавриду и морем возвратился на Кавказ.
13. В каком городе Крыма Грибоедову поставлен памятник. Кто его подарил?.
Алушта. Бюст Грибоедова был подарен Алуште к 100-летию города в 2002 году. Ни скульптора, ни архитектора бюста узнать не удается.
Жители Алушты испытывают двоякие чувства по поводу открытия памятника. Прежде всего, людям приятно, что в их городе появился памятник замечательному человеку. Но с другой стороны в своем дневнике он оставил записи, что город Алушта ему не понравился. Есть еще один смысл памятника Грибоедову в Алуште. С этого города началось путешествие Грибоедова по Крыму. И занесенные записи в дневник являются историческими заметками, которые очень много народу изучает, пытаясь воссоздать облик тех мест, которые он успел описать. И Алушта первый город, с которого идет описание, поэтому и такое пристальное внимание.
Памятник Грибоедову в Алуште больше представляет собой бюст на высоком пьедестале.
Интернациональный коллектив института ядерных исследований города-побратима Дубны подарил жителям Алушты памятник А.С.Грибоедову, который установлен на площади у здания горисполкома в память о посещении им Алушты (http://www.morekrim.ru/alushta.htm)
14. В какой крымской пещере, которую посетил Грибоедов, на сталактитовой колонне высечено его имя?
Кизиль-Кобе (Кизил-Коба, татарск.: Красная пещера), урочище в верховьях реки Салгир, названное, как и деревня и речка, именем знаменитой карстовой пещеры из шести ярусов, имеющих залы и галереи со сталактитами и сталагмитами, в нижнем ярусе течет подземная река. Грибоедов посетил пещеру Кизил-Коба, что подтверждает «Путеводитель по Крыму»: «На сталактитовых колоннах высечено много имен посетителей. Между ними мы заметили имя известного нашего поэта А.С.Грибоедова…» (Грибоедов. Энциклопедия. С. 206)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Грибоедов А.С. в воспоминаниях современников [Текст] / под ред. В.Э. Вацуро. – М. : Просвещение, 1980.
- Кунцевская, Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей [Текст] / Г.Н. Кунцевская. – Симферополь : Таврия, 2008. – 392 с.
- Лебедев, А. А. Грибоедов. Факты и гипотезы [Текст] / А. А. Лебедев. – М. :, 1980.
- Минчик, С. С. Грибоедов и Крым [Текст] : монография / С.С. Минчик. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2011. – 276 с.
- Русская литература. XIX век [Текст] : большой учеб. справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю.Буровцева и др. – М. : Дрофа, 2000. – 720 с.
- Фомичев, С.А. Грибоедов [Электронный ресурс] : энциклопедия / С. А. Фомичев. – СПб. : Нестор-История, 2007. – 396 с. – Режим доступа : http://dfiles.ru/files/2s1ensscj.