kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература Урок по творчеству Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы знакомит учащихся с поэмой Лермонтова "Мцыри"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература Урок по творчеству Лермонтова»

УРОК в 8классе

к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».


Цель: подготовить учащихся к восприятию лермонтовской поэмы.

Развивать интерес к поэтическим произведениям.

Активизировать память, речь учащихся.

Воспитывать любовь к родному дому, к отчему краю.


Оборудование: сокращенный текст первых восьми глав поэмы «Мцыри» по количеству учащихся.Мультимедиа.

Иллюстрации к произведениям и с картин М.Ю. Лермонтова.

Наборное полотно для словарной работы (прикрытое занавеской)

На доске: портрет поэта, эпиграф к уроку:

Дубовый листок оторвался

от ветки родимой.

И в степь закатился,

жестокою бурей гонимый.

1841 г.


Парты учащихся расположены полукругом.


ХОД УРОКА.

I Вступление.

  1. Учитель читает:

Октябрь только наступил,

А уж роща отряхает

Свои последние листы.

И в третий день мир весь отмечает

День рождения несбывшейся мечты…

Он хотел сделать очень много для того,

чтоб был счастливым человек,

но…

Увела его кавказская дорога

и…

оборвался

жизни

век…

(Ольга Коляр)


  1. Вопросы:

- Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение? (М.Ю. Лермонтову)

- Почему вы так думаете? (Лермонтов родился третьего октября, погиб на Кавказе)

- Что вы знаете, что вы можете вспомнить о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?


II Сообщения учащихся о поэте сопровождаются одновременным показом слайдов (12 минут)

1 ученик: - Имя Лермонтова стало известным в России после смерти А.С. Пушкина, когда он написал стихотворение «Смерть поэта». За это стихотворение Лермонтова в первый раз выслали на Кавказ. (иллюстрирует свой ответ «Черновым автографом стихотворения»)

2 ученик: - Лермонтов прожил очень мало. Он не дожил до 27 лет. Родился 3 октября 1814 года в Москве, погиб на дуэли в Пятигорске на склоне горы Машук 15 июля 1841 года (вид Москвы, Пятигорска)

3 ученик: - Он, наверное, чувствовал, что мало проживет на этом свете. Об этом он пишет в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой»



Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит,

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит,

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!


4 ученик: - У Лермонтова рано умерла мать. Он воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Детские годы его прошли в имении бабушки в Тарханах Пензенской губернии.

(иллюстрирует свое сообщение портретами матери, бабушки поэта, общего вида Тархан)

5 ученик: - В детстве Лермонтов часто болел, поэтому бабушка возила его на Кавказ для лечения.

Так Кавказ с детских лет вошел в жизнь будущего поэта.

(виды Кавказа)

6 ученик: Лермонтов хорошо знал иностранные языки, играл на скрипке.

Бабушка баловала внука, любила его.

Однажды он изрисовал новые обои. Елизавета Алексеевна не поругала его, а похвалила за хорошие рисунки.

Когда он вырос, то писал не только стихи, но и картины.

(картины М.Ю. Лермонтова)

7 ученик: - Учился в Благородном пансионе при Московском Университете. Потом был Московский Университет.

За участие в буйной студенческой выходке против грубости одного из профессоров Лермонтову «посоветовали» уйти из университета.

8 ученик: - Лермонтов никогда не хотел быть военным. Хотел перейти учиться в Петербургский университет, но не получилось. Поэтому с 1832 по 1834 год он учился в военной школе.

9 ученик: - В 1940 году произошла дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Барантом. За это последовала вторая ссылка на Кавказ. Перед отъездом он пишет стихотворение «Тучи», в котором сравнивает себя с тучами, грустит о том, что не может жить там, где ему не хочется.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая,

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.



10 ученик: - У Лермонтова много стихов о природе. Одно из них «Горные вершины». В нем чувствуется тишина, как будто поэт устал и хочет отдохнуть.




Горные вершины

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.


11 ученик: - Михаил Юрьевич любил свою Родину, гордился ею. Об этом он пишет в стихотворении «Бородино» (иллюстрация к стихотворению «Бородино», 2 ученика читают в лицах начало стихотворения)

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!


12 ученик:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!


13 ученик: - В 1841 году поэт получил кратковременный отпуск, встретился с бабушкой. Уезжая написал стихотворение «Прощай, немытая Россия»


Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.


14 ученик: - Лермонтов был одиноким человеком. У него не было много друзей. Он часто грустил, мечтал о свободе. Об этом его картина и стихотворение «Парус».

(иллюстрация с картины М.Ю. Лермонтова «Парус»)


III Звучит песня «Парус» на слова лермонтовского стихотворения в исполнении учащихся.


IV Слово учителя.

- Спасибо. Вы сегодня помогли мне вспомнить вместе с вами многое из того, что я рассказывала вам в VII классе.

Более подробно о жизни и творчестве этого удивительного человека и поэта мы узнаем в IX классе.

А в этом году я предлагаю вам познакомиться с его поэмой «Мцыри», которую он написал в 1839 году.

Существует легенда, что однажды поэт услышал рассказ о необычайной судьбе мальчика – горца, оторванного от родных мест и воспитанного в монастыре. Мальчик тосковал по родине, делал попытки убежать. Один такой побег едва не стоил ему жизни: мальчик тяжело заболел. После выздоровления, беглец остался в монастыре где и прожил всю жизнь. Поэт посетил развалины старинного монастыря в Грузии (недалеко от г. Мцхета). Лермонтов оставил нам рисунок этого величественного пейзажа.

(открывается занавес на доске)


Дубовый листок оторвался

От ветки родимой

И в степь укатился,

Жестокою бурей гонимый.

1841 г.


Портрет

Михаила

Юрьевича

Лермонтова







Наборное полотно









- Откройте тетради по литературе, запишите число, тему и эпиграф урока.


V Словарная работа.

В наборное полотно вставляется карточка со словом , на обратной стороне – объяснение этого слова.

Арагва, Кура – реки в Грузии.

Свод = потолок.

Монах = чернец = инок.

Монастырь

Мцыри (груз.) – «неслужащий монах», человек, который живет в монастыре и собирается стать монахом.

Кладильница – сосуд для благовонительных курений во время церковной службы.

Благовонный дым

Недуг = болезнь

Томился = грустил

Призрел = приютил

Изречь монашеский обет = стать монахом

Обитель = монастырь

Увещевание = мольба = просьба

Исповедь

Постыл = надоел

Кольчуга

Алтарь

Ниц = лицом вниз

    1. Запись слов в словарики

    2. Чтение слов, толкование

    3. Составление предложений.


VI Слушание первых восьми глав поэмы (в сокращении).Желательно, чтобы это было чтением наизусть.

Немного из истории: присоединение Грузии было 1-ый раз в 1783 году, 2-ой раз – 1801.


VII Беседа с учащимися.

  1. Кто же такой Мцыри?

(иллюстрации И.С. Глазунова «Мцыри у монастырского храма», «Вид монастыря»)

  1. Что вы о нем узнали?

  2. Кем он был в монастыре?

  3. Почему Мцыри решает сбежать из монастыря?

  4. При каких обстоятельствах Мцыри исчезает из монастыря?

  5. Что он видел на воле?

  6. Что вспомнил юноша?

  7. Что он делал на воле?

  8. Боится ли Мцыри смерти?

  9. А хочет ли он умирать? Почему?

  10. Сможете ли вы ответить на вопрос, который задает Мцыри старику – монаху: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»?

  11. Назовите эпиграф к нашему уроку. Подходит ли он к поэме «Мцыри»? Как вы его понимаете? Сможете ли вы сейчас объяснить эпиграф?

(свои ответы учащиеся подтверждают цитатами из сокращенного текста первых восьми глав поэмы)


VIII Заключительное слово учителя.

Мцыри – «душой – дитя, судьбой – монах» по злой воле судьбы попадает в монастырь, готовится и сам стать монахом.

Но в нем постоянно живет «могучий дух его отцов». Этот дух не позволяет сначала мальчику, потом уже юноше, забыть свой дом, родную семью, свой аул, свою родину. Все годы, проведенные в монастыре, он мечтает только об одном: побывать на родной земле, услышать родной язык.

Хотя его мечта просуществовала всего три дня, но все же она исполнилась. Мцыри побывал на воле. И эти свои три дня он не променял бы ни на какую другую жизнь. А теперь мысленно сравните свое детство, отрочество с жизнью Мцыри…

Надеюсь, вы всегда будете благодарить бога, свою судьбу за то, что имели возможность говорить кому-то поистине священные слова «отец» и «мать», что вы навсегда сохраните тепло к отчему дому, никогда не забудете родные места, свою родину.


IX Итоги урока

  1. Вопросы:

Что нового вы узнали сегодня о Лермонтове? (написал в 1839 году «Мцыри»)

Понравилось ли вам начало поэмы?

Что вы взяли для себя из этого урока? Что поняли?

  1. Задание на дом: Дочитать «Мцыри», выписать незнакомые слова, попробовать подобрать другие эпиграфы к сегодняшнему уроку, выбрать себе понравившуюся главу для заучивания.

  2. Учитель благодарит всех учащихся за помощь и поддержку в проведении урока.



Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.

  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек. 
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Слова автора (гл.2)

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря

«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)

«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык, 
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)

«Из жалости один монах
Больного призрел…»

«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литература Урок по творчеству Лермонтова

Автор: Корнелюк Оксана Владимировна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Кавказ в творчестве Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(34) "kavkaz-v-tvorchiestvie-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "273799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452270653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_literatury_po_tvorchestvu_m_iu_lermontova"
    ["file_id"] => string(6) "570255"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610800211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "303034"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "303035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
    ["file_id"] => string(6) "184112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425997792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства