Литературный диктант – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения. Литературный диктант подобен тестовому заданию: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный диктант, 5 класс»
Литературные диктанты в 5 классе
Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми
Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.
Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.
Диктанты по литературе в 5 классе имеют различные форматы. Чаще всего на уроках литературы для 5-классников провожу терминологические диктанты и литературные диктанты.
Остановлюсь на литературном диктанте.
Литературный диктант – это такой вид работы, который дает возможность быстро и всесторонне проверить знания учеников по теме, которую изучают, знание текста литературного произведения.
Литературный диктант подобен тестовому заданию: можно сразу же проверить правильность выполненной работы. Но в отличие от тестов, где необходимо выбрать один или несколько правильных ответов, предлагаемый вид работы предполагает дать ответ самостоятельно.
Подготовку к диктанту проводим заранее. Анализируя художественное произведение на уроке, объясняем значение каждого слова, в значении которого не уверены. Обращаем особое внимание на слова со сносками, значение которых объясняют авторы учебника (или сам автор). Комментируем эпизод, в котором слово использовано. На последующих уроках в пересказе фрагментов текста используем новые слова. В качестве домашнего задания учащиеся письменно объясняют значения слов, данных учителем, например, из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»:
Патронташ- сумка, перевязь для ружейных патронов.
Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затеси - зарубки на деревьях, которые делает охотник в тайге, чтобы найти обратную дорогу и не заблудиться.
На следующем уроке проводится литературный диктант по всему произведению или по указанным главам.Учитель читает слова, ученики правильно записывают слова и объясняют их значение в контексте данного произведения. После проверки работ проводится работа над ошибками диктанта.
Литературный диктант, как правило, проводится в начале урока (проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний) или в конце (итог, обобщение).
Литературный диктант даёт возможность оценить практически всех учащихся, экономно используя при этом время.
Примеры литературных диктантов на уроках литературы в 5 классе
Задание: написать правильно и объяснить значение слов в контексте данного литературного произведения (12-15 слов)
Литературный диктант по рассказу В.П. Астафьева«Васюткино озеро»
Эффективность словарной работы усиливается всевозможными дополнительными заданиями (словарными диктантами, интеллектуальными играми, тестами и т.п.). В итоге появляется возможность выйти на анализ художественного произведения.