kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты для обучающихся 10 класса по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

1. Литературный диктант "Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина"

2. «История одного города»

3. Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»

4. Сказки.

К каждой теме тестов имеются ключи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА














ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

(10 класс)









Подготовила: Н.Н.Юсубова

учитель русского языка и литературы














2018 год

Литературный диктант

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?

а) Царскосельский лицей;

б) Главное инженерное училище;

в) Благородный пансион при Московском университете;

г) Московское коммерческое училище.

2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) стихотворение «Лира»;

б) повесть «Противоречие»;

в) пьеса «Смерть Пазухина»;

г) роман «Современная идиллия».

3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?

а) «Пошехонская старина»;

б) «Помпадуры и помпадурши»;

в) «Сказки для детей изрядного возраста»;

г) «Губернские очерки».

4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:

а) в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;

б) Вятку;

в) за границу без права возвращения в Россию;

г) на поселение в Сибирь.

5. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

а) кружка Петрашевского;

б) общества Нечаева «Народная расправа»;

в) группы «Народная воля».

6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья:

а) В.Г.Белинского;

б) Д.И.Писарева;

в) Н.А.Добролюбова;

г) М.Г.Чернышевского.

7. В 1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:

а) «Современник»;

б) «Эпоха»;

в) «Время»;

г) «Отечественные записки».

8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) импрессионизм;

б) юмор;

в) реалистический гротеск;

г) символизм.

9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) взаимоотношения народа и власти;

б) отдельные пороки людей;

в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.

10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

а) стремится сделать их более занимательными;

б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;

в) усиливает комический эффект.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

г

б

а

б

г

в

а

б


«История одного города»

1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

а) о времени царствования Ивана Грозного;

б) об эпохе Петра I;

в) правлении Ивана Калиты;

г) России XVIII-XIX.

2. Определите жанр «Истории одного города»:

а) роман;

б) историческая повесть;

в) пародия на летопись;

г) историческая хроника.

3. Определите персонаж по характеристике:

…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

а) Брудастый;

б) Маркиз де Санглот;

в) Фердыщенко;

г) Угрюм-Бурчеев.

4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1) гротескный бездушный автоматизм;

2) неограниченная деспотия;

3) карательная неуклонность;

4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;

5) жестокая бюрократическая въедливость;

6) идолопоклонническая одержимость.

а) Грустилов;

б) Двоекуров;

в) Фердыщенко;

г) Брудастый;

д) Угрюм-Бурчеев;

е) Бородавкин.

5. О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин:

Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…

а) об Угрюм-Бурчееве;

б) Грустилове;

в) Фердыщенко;

г) Брудастом.

6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:

а) Бородавкина;

б) Грустилова;

в) Угрюм-Бурчеева;

7. Кто из градоначальников города Глупова:

1) …был найден в постели, заеденный клопами;

2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства;

3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;

4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;

5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?

а) беглый грек Ламрокакис;

б) майор Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский;

в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер;

г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;

д) виконт Ангел Дорофеевич Дю-Шарио.

8. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

а) в психологическом изображении личности крестьянина;

б) в изображении массовых сцен;

в) в изображении сцен народных «бунтов».

9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят слишком много:

а) кожи и льна;

б) прованского масла;

в) горчицы и ромашки;

г) меда. 

10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:

а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм-Бурчеева;

б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;

в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

г

1-г

2-д

3-в

4-б

5-е

6-а

г

в

1-а

2-г

3-д

4-б

5-в

а

в

б



Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»


1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)

2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор-новотор)

3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)

4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)

5. Чем закончилось правление вора-новотора? (Проворовался и князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)

6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)

7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)

8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию)

9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко)

10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским полом? (Микеладзе)

11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?

( подполковник Прыщ)

12. От чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь постичь сенатский указ)

13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?

( виконт Де Шарио)

14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)

15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм-Бурчеев)



Сказки

1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:

а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения;

б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»;

в) используется «эзопов язык»;

г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.

2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:

а) фантастический рассказ;

б) газетный фельетон;

в) легенда;

г) басня.

3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1) «… - меценат»;

2) «… - идеалист»;

3) «… - челобитчик»;

4) «самоотверженный …»

а) Орел;

б) Заяц;

в) Карась;

г) Ворон.

4. Какой сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?

а) Традиционный сказочный зачин;

б) Троекратное повторение

в) Постоянные эпитеты;

г) Сюжет-путешествие.

5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а) Тунеядство;

б) Лень;

в) Пьянство;

г) Покорность.

6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество;

б) аристократия;

в) интеллигенция;

г) самодержавие.

7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

а) Правительство;

б) Революционные демократы;

в) Обыватели;

г) Либералы.

8. Кому принадлежит следующий афоризм:

Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!

а) Здравомысленному зайцу;

б) Старому пескарю;

в) Ворону-челобитчику;

г) Орлу-меценату.

9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1) Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;

2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое;

3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

б) «Дикий помещик»;

в) «Премудрый пискарь».

10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?

1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто;

2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози.

3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.

4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;

5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.

а) Дикому помещику;

б) Либералу, сказка «Либерал»;

в) Премудрому пискарю;

г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»

д) Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».

11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба»?

а) беречь жизнь;

б) наслаждаться жизнью;

в) использовать жизнь с толком.

12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:

И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)

а) метафора;

б) аллегория;

в) гротеск;

г) гипербола;

д) символ.

13. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Премудрый пискарь»; а) покорность, пассивность народа;

2) «Орел-меценат»; б) самовластье;

3) «Рождественская сказка» в) либеральная интеллигенция

4) «Кисель»

14. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:

1) «Медведь на воеводстве»; а) русская интеллигенция;

2) «Самоотверженный заяц»; б) покорность, пассивность народа;

3) «Коняга» в) самовластье

4) «Христова ночь»

15. Чем отличается «щедринская» сказка о народной?

а) зло в финале бывает наказано не всегда;

б) использование сарказма и сатиры;

в) трактовка характеров;

г) введение нетипичных для народной сказки образов.


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

г

1-а

2-в

3-г

4-б

г

г

г

в

б

1-а

2-б

3-в

1-в

2-а

3-д

4-г

5-б

б

в

1-в

2-б

4-а

1-в

2-а

3-б

а, б



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

Автор: Юсубова Надежда Николаевна

Дата: 07.01.2019

Номер свидетельства: 494088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства