Просмотр содержимого документа
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
(10 класс)
Подготовила:Н.Н.Юсубова
учитель русского языка и литературы
2018 год
Литературный диктант
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?
а) Царскосельский лицей;
б) Главное инженерное училище;
в) Благородный пансион при Московском университете;
г) Московское коммерческое училище.
2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) стихотворение «Лира»;
б) повесть «Противоречие»;
в) пьеса «Смерть Пазухина»;
г) роман «Современная идиллия».
3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?
а) «Пошехонская старина»;
б) «Помпадуры и помпадурши»;
в) «Сказки для детей изрядного возраста»;
г) «Губернские очерки».
4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:
а) в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;
б) Вятку;
в) за границу без права возвращения в Россию;
г) на поселение в Сибирь.
5. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:
а) кружка Петрашевского;
б) общества Нечаева «Народная расправа»;
в) группы «Народная воля».
6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья:
а) В.Г.Белинского;
б) Д.И.Писарева;
в) Н.А.Добролюбова;
г) М.Г.Чернышевского.
7. В 1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:
а) «Современник»;
б) «Эпоха»;
в) «Время»;
г) «Отечественные записки».
8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) импрессионизм;
б) юмор;
в) реалистический гротеск;
г) символизм.
9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) взаимоотношения народа и власти;
б) отдельные пороки людей;
в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.
10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:
а) стремится сделать их более занимательными;
б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;
в) усиливает комический эффект.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
а
г
б
а
б
г
в
а
б
«История одного города»
1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:
а) о времени царствования Ивана Грозного;
б) об эпохе Петра I;
в) правлении Ивана Калиты;
г) России XVIII-XIX.
2. Определите жанр «Истории одного города»:
а) роман;
б) историческая повесть;
в) пародия на летопись;
г) историческая хроника.
3. Определите персонаж по характеристике:
…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.
а) Брудастый;
б) Маркиз де Санглот;
в) Фердыщенко;
г) Угрюм-Бурчеев.
4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:
1) гротескный бездушный автоматизм;
2) неограниченная деспотия;
3) карательная неуклонность;
4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;
5) жестокая бюрократическая въедливость;
6) идолопоклонническая одержимость.
а) Грустилов;
б) Двоекуров;
в) Фердыщенко;
г) Брудастый;
д) Угрюм-Бурчеев;
е) Бородавкин.
5. О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин:
Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…
а) об Угрюм-Бурчееве;
б) Грустилове;
в) Фердыщенко;
г) Брудастом.
6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:
а) Бородавкина;
б) Грустилова;
в) Угрюм-Бурчеева;
7. Кто из градоначальников города Глупова:
1) …был найден в постели, заеденный клопами;
2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства;
3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;
4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;
5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?
8. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
а) в психологическом изображении личности крестьянина;
б) в изображении массовых сцен;
в) в изображении сцен народных «бунтов».
9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят слишком много:
а) кожи и льна;
б) прованского масла;
в) горчицы и ромашки;
г) меда.
10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм-Бурчеева;
б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;
в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
г
в
г
1-г
2-д
3-в
4-б
5-е
6-а
г
в
1-а
2-г
3-д
4-б
5-в
а
в
б
Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»
1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)
2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор-новотор)
3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)
4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)
5. Чем закончилось правление вора-новотора? (Проворовался и князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)
6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)
7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)
8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию)
9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко)
10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским полом? (Микеладзе)
11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?
( подполковник Прыщ)
12. От чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь постичь сенатский указ)
13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?
( виконт Де Шарио)
14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)
15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм-Бурчеев)
Сказки
1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:
а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения;
б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»;
в) используется «эзопов язык»;
г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.
2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:
а) фантастический рассказ;
б) газетный фельетон;
в) легенда;
г) басня.
3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
1) «… - меценат»;
2) «… - идеалист»;
3) «… - челобитчик»;
4) «самоотверженный …»
а) Орел;
б) Заяц;
в) Карась;
г) Ворон.
4. Какой сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?
а) Традиционный сказочный зачин;
б) Троекратное повторение
в) Постоянные эпитеты;
г) Сюжет-путешествие.
5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
а) Тунеядство;
б) Лень;
в) Пьянство;
г) Покорность.
6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:
а) чиновничество;
б) аристократия;
в) интеллигенция;
г) самодержавие.
7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
а) Правительство;
б) Революционные демократы;
в) Обыватели;
г) Либералы.
8. Кому принадлежит следующий афоризм:
Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!
а) Здравомысленному зайцу;
б) Старому пескарю;
в) Ворону-челобитчику;
г) Орлу-меценату.
9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
1) Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;
2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое;
3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
б) «Дикий помещик»;
в) «Премудрый пискарь».
10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?
1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто;
2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози.
3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.
4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;
5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.
а) Дикому помещику;
б) Либералу, сказка «Либерал»;
в) Премудрому пискарю;
г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»
д) Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».
11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба»?
а) беречь жизнь;
б) наслаждаться жизнью;
в) использовать жизнь с толком.
12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:
И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)
а) метафора;
б) аллегория;
в) гротеск;
г) гипербола;
д) символ.
13. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них: