kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Тема любви в творчестве А.А. Блока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 11 класса расширяет рамки школьного базового курса по литературе, создаёт возможности для развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и их творческих способностей. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А. Блока. Хочется обратить внимание, что литературный вечер перекликается с базовой программой по литературе, но при этом главным его содержанием является углубленное изучение творчества и жизни поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Тема любви в творчестве А.А. Блока"»



Пояснительная записка.

Тема «Творчество А.А.Блока» - первая из монографических тем в разделе «Поэзия рубежа ХIХ-ХХ веков» - является традиционной в школьном историко-литературном курсе, как одна из составляющих раздела «Символизм». Еще в 30-е годы XX века определился список программных произведений, включавший стихотворения «Сытые», «Незнакомка», цикл «На поле Куликовом», «Россия» и поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».  Интерес учащихся к поэзии рубежа XIX-XX веков, эпохе Серебряного века, определил выбор содержательной основы литературного вечера. Среди старшеклассников было проведено анкетирование. На вопрос «Что они хотели бы узнать дополнительно о А. Блоке?» Ученики ответили, что их интересует личная жизнь поэта, философия его мировоззрения и цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме».

Внеклассное мероприятие для 11 класса расширяет рамки школьного базового курса по литературе, создаёт возможности для развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и их творческих способностей. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А. Блока. Хочется обратить внимание, что литературный вечер перекликается с базовой программой по литературе, но при этом главным его содержанием является углубленное изучение творчества и жизни поэта.

Цели литературного вечера:

  • формирование читательской компетенции учащихся, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков аналитической деятельности;

  • формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • углубить теоретические знания учащихся о жизни и творчестве А. Блока;

  • совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного произведения;

  • организовать научно – исследовательскую деятельность учащихся, используя её различные формы, формировать практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников;

  • Оборудование литературного вечера: мультимедийный проектор, компьютер, фотографии, тексты стихов

  • Цель работы учителя: создать материал в помощь коллегам для проведения внеклассных мероприятий по литературе.





СЦЕНАРИЙ

литературной гостиной «Гармония»

МБОУ «Лицей № 27 им И. Д. Смолькина»

города Новокузнецка

«Тема любви в творчестве А. Блока»



…Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих… стихах

А. Блок

1

( Выходит Блок, зажигает свечи на обоих столах, садится, берет в руки перо.)

2

Учитель:«Вся моя жизнь – в моих стихах», - писал А. А. Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество»

И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…»- писал поэт

Давайте перелистаем несколько страниц этой книги, заглянем в мир чувств великого поэта, проследим, как развивается тема любви от начала, от первых поэтических сборников до последних. Но не будем забывать, что главное для нас - за событиями жизни понять поэзию, высветить личность художника, лучше и глубже понять его творчество.

Стихи А. Блока начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта.

Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия?

3

( Ученик выходит, вешает на доску портрет юного А. Блока)

1898 год. Юный поэт только что окончил гимназия. Ему шел 18-й год. Он был очень красив: высокий, стройный с вьющимися пепельными волосами и огромными зеленовато-серыми глазами, со сдержанными, точными движениями

4

Любимое Шахматово. После напряженных гимназических экзаменов - какое удовольствие скакать на лошади, часами, бродить по своим любимым местам!

В нескольких верстах от Шахматово – имение Д. И. Менделеева. В одной из их прогулок Блок вспомнил, что жена ученого приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово.

5

«…Фруктовый сад. Розовая девушка, лепестки яблони…» - эта скупая запись скрывает картину, навсегда оставшуюся в душе поэта.

Безоблачный, жаркий июньский день, большой буйно цветущий фруктовый сад, лепестковая метель. И в этом бело-розовом кипении - девушка в розовом платье, с тяжелой золотой косой, сидящей на скамейке.

6

Из воспоминаний Л.Д. Менделеевой: «Меж листьев сирени мелкий конь, которого уводят на конюшню, невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце бьется тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь».

7

Звучат стихи:

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

8

Всего стихов, продиктованных чувством любви к Л. Д. , посвященных ей, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощекой и золотоволосой девушке суждена трудная и благородная судьба – стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.

9

Не знает об этом и она сама, хотя ужепочувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни единого слова о любви. Отношения между ними были полны полунамёков, полутайн.

Люба скоро скоро стала замечать, что Блок «окружает её кольцом внимания».

10

Из воспоминаний Л.Д. Менделеевой: «Но как всё это было не только невидно, укрыто. Всегда можно сомневаться: да или нет? Чем говоришь? Как давали друг другу знак? Ведь в этот период мы никогда не бывали вдвоём».

11

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

12

Блок стал бывать в Боблово почти ежедневно. У юного поэта и весёлой молодёжи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение – театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнёра на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу «Гамлет» Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет – Блок, Офелия – Люба Менделеева.

(Иллюстрации Блока и Менделеевой в костюмах.)

13

Я - Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце первая любовь

Жива – к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увёл далёко жизни холод.

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.

14

Из воспоминаний Л.Д. Менделеевой: « Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее... Мы сидели за кулисами в полутьме, пока готовили сцену. Помост обрывался. Блок сидел на нём, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше, на самом помосте. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда а – главное, жуткое – я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим «романом первых лет встречи...»

15

Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок – уже студент юридического, а позже филологического факультета Петербургского университета.

Любовь Дмитриевна заканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой.

16

Из воспоминаний Л.Д, Менделеевой: « Началась зима, принёсшая много перемен. Я стала учиться на драматических курсах М.М. Читау, на Гагаринской».

17

«В сумерки октябрьского дня 1901 года я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже Соборе на каменной скале под окном... То, что мы вместе тут, было больше всякого объяснения».

18

Медленно в двери церковные

Шла я, душой несвободная,

Слышались песни любовные,

Толпы молились народные.

Или в минуту безверия

Он мне послал облегчение?

Часто в церковные двери я

Ныне вхожу без сомнения.

19

Особое состояние души поэта, которое и называется любовью, продолжается. В течение 5 лет, с 1898 по 1904 год, героиней стихотворений Блока неизменно остаётся «Она».

Это «Она» хочется говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написано каждое слово в заглавии центрального сборника стихов этих лет – «Стихи Прекрасной Даме». Это название сразу напоминает время средневекового рыцарства: возвышенные характеры, верное служение мечу, шпаге и ей, Прекрасной Даме.

20

Стихи из цикла «О Прекрасной Даме»

21

Прекрасная дама блоковских стихов – образ очень сложный. В ту пору юный поэт увлекался философией и творчеством поэта – мистика Вл. Соловьёва, и прежде всего идей Вечной Женственности. В ином, высшем, неземном мире существует прекрасный образ любви – Вечная женственность. Она должна «снизойти» на землю, чтобы сделать жизнь счастливой, идеальной, гармоничной.

Почему привлекала Блока мистическая идея Вл. Соловьёва? Не забудем время, в которое жил поэт. «Страшным миром» он назвал окружающее. «Года глухие», «страшные года», - так охарактеризовал своё время.

И юному, романтически настроенному поэту была близка мысль, что через высшую любовь человечество станет чище. Стремление к ней позволит преодолеть противоречия «страшного мира».

22

Бегут неверные дневные тени.

Высок и внятен колокольный звон.

Озарены церковные ступени,

Их камень жив – и ждёт твоих шагов.

Ты здесь пройдёшь, холодный камень тронешь,

Одетый строгой святостью веков,

И, может быть, цветок весны уронишь

Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

23

Из воспоминаний Л.Д. Менделеевой:

«Блок много и напряжённо писал в эти месяцы. Встречи наши на улице продолжались. Часто после (драматических курсов) мы шли вместе далёкий путь и много говорили. Всё о том же. Много о его стихах. Уже ясно было, что связаны они со мной. Говорил мне Блок и о Соловьеве, и о Душе Мира, и обо мне, ставя меня на непонятную мне высоту».

24

Кто она, блоковская Прекрасная Дама? Реальная женщина или божество, грёза, прекрасный, трепетно ожидаемый, но недоступный идеал? Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. И не только в стихах, но и в жизни. Юному поэту кажется: то, что он испытывает, не любовь, а «выше всякой любви».

25

Из письма А.Блока: «...я принуждён идти по пути испытаний своего Бога, - и Вы мой Бог, при нем же одном мне и все здешние храмы священны. Вы – спасение и последние утверждение. Дальше – всё отрицаемая гибель. Вы – любовь».

Я - твой раб, слуга и глашатай. Зови меня рабом. И прости за бессилие этих слов.

Падают розы вечерние,

Падают тихо, медленно.

Я же молюсь суевернее,

Плачу и каюсь мучительно.



26


Безмолвный призрак в терему,

Я — черный раб проклятой крови.

Я соблюдаю полутьму

В Ее нетронутом алькове.

Я стерегу Ее ключи

И с Ней присутствую, незримый,

Когда скрещаются мечи

За красоту Недостижимой.

Мой голос глух, мой волос сед.

Черты до ужаса недвижны.

Со мной всю жизнь — один Завет:

Завет служенья Непостижной.


27

Ну а Любовь Дмитриевна? Она охотно слушала и читала стихи, навеянные мыслями о ней. Именно стихи сближали её и юного поэта.

28

Из воспоминаний Я.Д.Менделеевой: "Понемногу я вошла в тот мир, где не то я, не то не я, но всё певуче, всё недосказано,...

Я отдалась странной прелести наших отношений. Как будто и любовь, но в сущности - одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идей, в запевающие образы".

29

Уход в "другую жизнь", "трепет идей"… А ей хотелось обычной земной любви, определенности человеческих отношений. Блок обожествлял свою возлюбленную, воспевал в стихах, относился к ней как к существу высшему, неземному. Ее порой это раздражало, утомляло. Она чувствовала, что его отношение обязывает к жертвенности, к неестественности. Это противоречие едва не привело к разрыву. Она написала письмо, которое, так и не решилась отдать Блоку.

30

Из письма Л.Д.Менделеевой: "Мне вдруг неожиданно стало ясно - до чего мы чужды друг другу, до чего вы меня не понимаете". Ведь Вы смотрите на меня как на какую то отвлеченную идею... И за этой фантастической фантазией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека с живой душой, и не заметили, поглядели. Я живой человек и хочу им быть. Хотя бы со всеми недостатками. Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно и страшно".


31

Блок в отчаянии даже думал о самоубийстве. Но назревавший почти четыре года кризис, наконец разрешился.

Решительное объяснение произошло 7 ноября, в день традиционного вечера Высших женских курсов.

32

Вспоминает Любовь Дмитриевна: "Я действовала совершенно точно и знала, что и как будет... Мы сидели на хорах в последних рядах... Я повернулась к лестнице, смотрела неотступно и знала: сейчас покажется на ней Блок. Блок подымался, ища меня глазами, и прямо подошел к нашей группе.

Мы вышли молча и молча, не сговариваясь, пошли вправо по Итальянской к Литейной - наши места. Была очень морозная, снежная ночь. Взвивались снежные вихри. Снег лежал сугробами, глубокий и чистый".

Блок начал говорить. Как начал – не помню, но когда мы подходили к Фонтанке он говорил, что любит, что его судьба в моём ответе. В каких словах я приняла его любовь, что сказала, – не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что, если бы не мой ответ, утром его уже не было бы живых. Этот листок я скомкала, и он хранится, весь пожелтевший, со следами снега... "

33

Ночью в дневнике Блока появилась следующая запись: "Сегодня, 7 ноября 1902г., совершилось то, чего никогда ещё не было, чего я ждал четыре года…"

34

Из воспоминаний Сергея Соловьёва: "Блок писал: "Тебе одному из немногих и под непременной тайной я решаюсь сообщить самую важную вещь в моей жизни. Я женюсь.


35

17 августа 1903г. состоялась свадьба. Началась семейная жизнь. Она будет трудной, с муками. Разными были представление этих людей о любви, семье, счастье. Будут и расставания, почти разрывы. И увлечения. Как с той, так и с другой стороны. Но взаимная потребность, привязанность, необходимость не только не уменьшится, но усилятся с годами .

36

Снова иду я над этой пустынной равниной.

Сердце в глухие сомненья укрыться не властно.

Что полюбил я в твоей красоте лебединой -

Вечно прекрасно, но сердце несчастно.


Я не скрываю, что плачу, когда поклоняюсь,

Но, перейдя за черту человеческой речи,

Я и молчу, и в слезах на тебя улыбаюсь"

Проводы сердца — и новые встречи.


Снова нахмурилось небо, и будет ненастье.

Сердцу влюбленному негде укрыться от боли.

Так и счастливому страшно, что кончится счастье.

Так и свободный боится неволи.

37

А пока Блоки поселились в квартире отчима, в офицерском корпусе Гренадерских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряжённый, будничный, усталый ритм.

И это было преддверие тяжёлых трагических событий в жизни России: надвигалась русско-японская война, 1905 год.


О том, как впечатления жизни переломились через сознание Блока, хорошо сказал К. И. Чуковский: "Блок из своего беспредметного мира прямо упал в Петербургскую ночь. С ним случилось чудо: он увидел людей. Шесть лет он пел свои песни в безлюдном и беспредметном пространстве, теперь он понял, что есть люди. Лиц он ещё не увидел, лица были в тумане – но он увидел главное – спины. Люди явились ему, прежде всего как спины, отягощённые временем. Первое, что он узнал о людях: им больно".

38

Ощущение неблагополучия, назревающей катастрофе овладевает душой поэта.

39

Мог ли в такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, он был слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным…

40

Вспоминает Сергей Городецкий: « Для Блока был тогда первый трудный период. Уже определился раскол в его центральном образе, и небесные черты Девы, встреченной в храме, уже болезненно искажались, подготовляя образ Незнакомки. Райская чистота столкнулась с миром фабричных перекрестков».

(Фото «Незнакомки»)

41

Стихи: «На чердаке», «Окна во двор», « Хожу, брожу понурый», « Я в четырех стенах» и другие.

42

Весной у Блока появилось излюбленное место под Петербургом - Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. Это был в те времена захолустный дачный поселок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улиц тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая воплощенная пошлость. Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики – стихотворение « Незнакомка».

43

Чтение наизусть «Незнакомки».

44

Очень скоро стихотворение стало широко известно в литературной и не только литературной среде. О нем заговорили как о событии. Блок и сам почувствовал, что так, с такой принудительной силой, он не писал еще никогда.

45

В чем удивительная загадка «Незнакомки»? Первые строфы «Незнакомки» вводят нас в мир совершенно иной, чем в «Стихах о Прекрасной Даме».

Здесь нет никакой таинственности, все предельно реально, вместо храма – захолустный ресторан, вместо наземного служения мечте и любви –

«скука загородных дач».

Исчезла музыка блоковского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозрачность деталей. ( Перечитываем первые 4 строфы «Незнакомки»). Скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное ее прожигание. Одинок в этом мире человек. Его единственный друг - собственное отражение в стакане.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен…

Но с героем стихотворения происходит совсем не то, что у « пьяниц с глазами кроликов».

Подступает могучая сила вдохновения, преобразующая мир. И происходит чудо. Сквозь все пошлое и унизительное, что окружает героя, ему видится прекрасное и таинственное.

И каждый вечер в час назначенный

………………………………………………………..

Она садится у окна.

В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно прекрасной женщине. Явление ее непостижимо окружено тайной. Кто она, блоковская « Незнакомка?» Реальное и земное в ее портрете – « девичий стан, шелками схваченный»

в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», ее упругие шелка вьют древними поверьями».

46

Сам поэт говорил: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике цвета синее означало неземное, звездное - высокое, чаще всего недостижимое.

47

Вместе с Незнакомкой на смену деталям грубой повседневности приходит «очаровательная даль», и человеку открывается то, что недоступно повседневности: странный, нереальный, но прекрасный мир, напоминающий мечту, сказку, сон:

И странной близостью закованный,

«Пронзило терпкое вино.

Поэту, который ушел в эту «очаровательную даль» от того, что томило и угнетало его, повседневно оскорбляло его чувство красоты, кажется, что все вокруг чудесно преобразилось, сбылись самые возвышенные мечты, и он живет уже в каком-то другом мире, где все обретает бессмертную красоту. И, кажется, вот-вот раскроется перед ним непостижимый и истинный смысл жизни. «…..» Но изменить, преобразовать «странный мир « мечта не может. Наступает трагическое и горькое отрезвление, возвращение к обыденности.

Трагичен и финал стихотворения, ибо мечта, красота спасает человека от окружающей жизни лишь на мгновение, и не способна что-либо изменить в странном мире».

В моей душе лежит сокровище,

……………………………..

Я знаю: истина в вине.





48

«После музыкальной паузы»

« Он был насквозь - боль».

Это о Блоке в годы реакции, когда тоска, душевная депрессия поэта становятся особенно сильны. Письма, записные книжки, дневник повторяют один и тот же мрачный мотив: «Самому жить нестерпимо трудно. Жутко мне, тупо, холодно, тяжко. Дни невыразимой тоски и страшных сумерек». Что же делать, где искать выход? И таким выходом было, или казалась, любовь.

49

Один из исследователей творчества Блока интересно замечает, что душа поэта, жившая вдохновением, откликалась больше всего на вдохновение. Самое сильное чувство у Блока вызывали женщины из мира искусства, чаще всего увлечения его начинались с театральных подмостков. Так было и с Л.Д. Менделеевой. В 1907-1909 годах – это актриса Н.Н. Волохова. (Фото на доску).

50

«После паузы»

Премьера « Балаганчика» состоялась в театре Ф.Комиссаржевской в последний день 1906г в постановке Всеволода Мейерхольда.

51

Постановка «Балаганчика» сблизила Блока с актерами и актрисами театра В.Ф.Комиссаржевской. Лучшая постановка Мейерхольда стала рубежом в судьбе Блока: он познакомился с актрисой Натальей Николаевной Волоховой. (Фото на доску) (слайд)











52

Вот явилась. Заслонила

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг.

53

В снежную вьюжную зиму 1907 года появился цикл «Снежная маска», обращенный к Волоховой: «Посвящаю эти стихи тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города».

54

И под знойным снежным стоном

Расцвели черты твои,

Только тройка мчит со звоном

В снежно-белом забытьи.

Ты взмахнула бубенцами,

Увлекла меня в поля…

Душишь черными шелками,

Распахнула соболя…

И о той ли вольной воли

Ветер плачет вдоль реки,

И звенят, и гаснут в поле

Бубенцы да огоньки?

55

Романтический ореол театра окружал блоковскую героиню. Поэт летом в снежной метели Петербурга, упивался электрическим светом театральных софитов, проваливался в таинственную мглу зрительного зала.

И везде рядом с ним была Она - Снежная маска - его возлюбленная. Поэт наслаждался музыкальной стихией. Тринадцать стихотворений цикла он создал всего за две недели.

И в литературе не раз отмечалась поразительность перехода от спокойной, тихой, мечтательной книги Блока «Нечаянная радость» к стремительным ритмам «Снежной маски».

56

Метель взвилась,

Звезда сорвалась,

За ней другая…

И звезда за звездой

Понеслась,

Открывая

Вихрем звездным

Новые бездны.

57

Блок принял второе крещение и как бы преобразился. Но теперь он и Н.Н. Волохову обрек на снежность, на вневременность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что «Явилась», а не просто родилась, как все. Явилась, как комета, как падучая звезда.

«Вы звезда, ваше имя Мария», - говорил он. Отсюда происходил их спор. Она с болью настаивала на своем праве существовать живой и жить жизнью живой женщины.

58

Любовь Дмитриевна в свое время, вероятно так же порой тяготилась своей обреченностью прекрасной Дамы, потому что она вначале любила А.А. обычной, земной любовью. Она осталась с ним до конца благодаря тому, что была очень сильная, а он нуждался в ней больше, чем в ком-либо.

59

Из воспоминаний актрисы В.П. Вергиной: «Возвращаюсь к Волоховой «…..» Она гуляла и каталась с Блоком по улицам Петербурга, влюбленная в его мглу и огни. Между ними шел неустанный спор, от которого он мучился, она иногда уставала.

Однажды я сказала Н.Н. полушутя, что над моими словами и сказала мне, что иногда она не верит в подлинные страдания Блока.

60

А над Любовью Дмитриевной «взвился костер высокий». Однажды она приехала к Волоховой и прямо спросила, может ли, хочет ли Н.Н. принять Блока на всю жизнь. Принять поэта с его высокой миссией; как это сделала она, его Прекрасная Дама. Н.Н. говорила мне, что я Д. была в эту минуту проста и трагична, строга и покорна судьбе. Её мудрые глаза видели, кто был её мужем, поэтому для неё так непонятно было отношение другой женщины, ценившей его недостаточно. Волохова ответила: «Нет»

61

Наталья Николаевна бесконечно ценила Блока как поэта и личность, любила в нём мудрого друга и исключительно обаятельного человека, но при всём этом не могла любить его обычной женской любовью. Может быть потому, что он, как ей казалось, любил не её живую, а в ней свою мечту.

Блок был неумолим. Он требовал, чтобы Волохова приняла и уважала свою миссию, как он свою миссию поэта. Но Наталья Николаевна не захотела отказаться от «горестной земли», - и случилось так, что он, в конце концов, отошел.

62

Из писем Блока:

63

«Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение моё растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбилась в Вас, едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу голову, на Ваше лицо, на Ваш стан,- невозможно ».

64

«Не осудите меня и не примите за наглость то, что я пишу Вам! Я видел Вас в «Кармен» три раза. В третий раз я был уже до глубины души встревожен; в ту ночь я надеялся увидеть, когда Вы выйдете из-за кулис, и писал Вам письмо (не посланное) .

65

«Я - не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не вы бросили, но я поймал».

66

«Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, но Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене .

67

«Любовь приходит, не спрашиваясь, и я считаю, что я имею право еще раз видеть Вас издали, и смотреть на Вас».

68

«Я совершенно не знаю, что мне делать теперь, так же, как не знаю, что делать с тем, что во мне, помимо моей воле, растут давно забытые мной чувства».

69

«Я никогда не видел Вас и ничего не слыхал о Вас, потому что я чужой в музыкальном мире, почти не знаю музыки, и не понимаю её. На Вашем лице написана какая-то длинная, мне неизвестная жизнь».

71

«Я боюсь быть представленным Вам, так как не сумею сказать Вам ничего, что могло бы быть интересным для вас Если когда-нибудь в театре мне представится случай поцеловать вашу руку, я буду счастлив.

72

«Если вы позволите посвятить Вам новые стихи, Вы доставите мне величайшую честь».

73

Так в 1913 году вошла в жизнь А. Блока оперная певица Любовь Александровна Дельмас.

74

Блок увидел ее впервые в роли Кармен. « Пришел, не ожидая никаких чудес,— и вдруг, в буре бессмертной музыки, на сцене возникала настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся - дерзкая неукротимая воля, все – вихрь и сверканье. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи…»

75

Потом он вспоминая: «С первой минутой не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала – буря музыки и влекущая колдунья, и одинаковое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души».

76

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет,—

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слёзы счастья душат грудь

Перед явлением Карменситы

77

Письма Блока, конечно, не могли не произвести впечатления. Любовь Александровна узнала, что в нее бурно влюблен человек зрелый, интересный, известный поэт. Они встретились и понравились друг другу.

29 марта в дневнике Блока появилась запись: «Всё поёт».



78

В марте 1914 г. Был создан цикл «Кармен» - 10 стихотворений, обращенных к Л.А. Дельмас. Никогда ещё переживание не достигало такого накала, никогда ещё не было в его любовной лирике таких звонких и ликующих нот.

79

Стихотворение «Ты - как отзвук забытого гимна…»

80

Но мечта о счастье так и осталась мечтой. Развеивался сон влюблённости, снова открывался «страшный мир» от которого ничто не спасёт. Счастье осталось лишь в воспоминаниях. И он прощается с Кармен, с ещё одной возможностью счастья.
81

Была ты всех ярче, верней и прелестней,

Не кляни же меня, не кляни!

Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни...

Что было любимо - все мимо, мимо...

Впереди - неизвестность пути...

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо... прости!

82

«После музыкальной паузы»

Встреча с Кармен – важный эпизод в жизни Блока. Но изменить содержание и направление этой жизни уже ничто не могло.
Личное снова (в который раз!) ускользнуло от поэта – и опять он остался лицом к лицу с бурей и тревогой.
«После музыкальной паузы»

83

А дневниковые записи и раньше, и теперь полны Любой. Как ни трудно шла их семейная жизнь, оба чувствовали необходимость друг в друге. Вот отрывок из письма А. Блока к Любови Дмитриевне, которая в это время была на гастролях со своим театром и переживала очередное увлечение.
84

«Нам необходимо жить вместе и говорить много, помогать друг другу. Никто кроме тебя не поможет мне ни в жизни, ни в творчестве».
85

В самые трудные минуты жизни, спасаясь от черной и безысходной тоски, он возвращался в мыслях к бобловскому Гамлету и Офелии, вспоминал золотистый плащ волос, первые признания.

86

В пору усложнившихся взаимоотношений с Любовью Дмитриевной Блок пишет полное трагизма стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»

87

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…».

88

Когда-то в «Стихах о Прекрасной Даме» юный поэт мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому.

Теперь ему открылась истинная, земная, человеческая ценность любви как величайшего счастья на свете. Но счастье это недостижимо. Любовь трагична для человека “страшного времени”. И ему остается тоска, нежность, боль об утраченном, память о любви даже тогда, когда убран со стола знак безысходности и отчаяния - портрет любимой.

И трагическое ощущение собственной вины: ведь он не сопротивляется бессмысленности жизни, не сумел возвыситься, подняться над ее ничтожностью. И поэтому уход любимой он воспринимает с трагической покорностью.

89

«После музыкальной паузы»

Наступали напряженные годы в жизни А.Блока. Вихри снежной метели не занесли, а обнажили. В лирических темах третьего сборника Блока «Земля в снегу» слышен трагический звук судьбы поэта.

90

Блок. Из предисловия к сб. «Земля в снегу»: «И вот земля в снегу». Плод горестных восторгов, чаще горького вина. Когда безумец потеряет дорогу, - уж не вы ли укажите ему путь?

Не принимаю – идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей Родины, яркие очи моей спутницы».

91

Так в лирических образах блоковской прозы возникает основная тем его стихов, «тема о России».

92

«После музыкальной паузы»

У Блока любовь к Родине–не столько сыновнее, сколько интимное чувство. Поэтому образы Руси и Жены в лирике Блока очень близки.

(Фото)

93

На фоне музыки стихотворение « Россия ».

94

Но Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще: « Безумно люблю жизнь, с каждым днём всё больше, всё житейское, простое и сложное».

95

« Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!» - разве эти слова не доказательства горячей веры Блока в жизнь, в будущее?
Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить её бури и волнения, он «принимает» её.

96

Стихотворение « О, весна без конца и без краю…».
97

Стихотворение « Благословляю всё, что было…».

Наша литературно-музыкальная гостиная закрывается. Мы желаем вам любви и счастья.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "Тема любви в творчестве А.А. Блока"

Автор: Дробышева Е.П., Малых И.Г.

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок внеклассного чтения " Горька судьба поэтов...""
    ["seo_title"] => string(43) "urokvnieklassnoghochtieniiagorkasudbapoetov"
    ["file_id"] => string(6) "288914"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454690746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства