I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать! Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? |
- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте. |
II. Актуализация знаний. Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
Мотивирующий приём: загадки. | - Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы? - Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Дополните предложенную схему. Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. - Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | - Это всё сказки. - В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - Народные и авторские. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».
- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина
| - Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 4) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Откройте учебник на страничке 66. Но вначале проведём словарную разминку. - словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный - Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? - Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ. Мы познакомились с новыми словами и их значение, которые нам нужно запомнить для дальнейшей работы. - Начинаем читать сказку. |
- Это лиса.
«Теремок»
«Заюшкина избушка» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович»
- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.
|
IV. Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог. Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.
Способы: работа в парах. | - Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? - А для чего деду понадобилась лиса? - Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому? - Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? - Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? - Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение. Музыкальная физкультминутка (бом-бом) - А сейчас работаем в паре. На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям. | Усталость, радость, страх, злость. Злость, обида. Радость, торжество Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог |
V. Самостоятельная работа с текстом. | - А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67) | Дети самостоятельно находят слова в тексте и зачитывают. |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Способы: работа в группах | Ну и в завершении урока: разделитесь на две группы и нарисуйте любой фрагмент из сказки. - У меня на столе лежат три картинки: улыбающаяся Лисичка, плачущий Волк и рыбка. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, если грустно, то Волка, ну а если совсем неинтересно и вы не знаете зачем пришли, то рыбку. Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. |
Дети показывают карточки с изображением животных.
|