kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лирика Марины Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение лирики Марины Цветаевой проходит в старших классах,учитывая специфику вечерней школы, мы изучаем лирику М.И.Цветаевой в 11 и 12 классах. Изучение лирики поэтессы продолжается и  вне урока. Вшколе работает "Литературная гостинная"Главная цель этой большой и увлекательной работы - пробудит у учащихся интерес к самомтоятельному чтению и изучению произведений Марины Цветаевой, биографической и мемуарной литературы, привлечь ребят к исследованию и творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лирика Марины Цветаевой»

Изучение лирики М.Цветаевой в школе (к 120- летию со дня рождения М.Цветаевой)




В условиях модернизации школы, перехода на новые образовательные стандарты одним из ведущих, приоритетных направлений является литературное образование школьников. Уроки литературы сегодня – это окно в мир русской словесности и одновременно школа нравственности, любви к Родине, гуманизма.

В рамках школьной программы нет второстепенных тем. Но все-таки значение отдельных из них наиболее важно в духовном становлении учащихся. К таким темам относится изучение творчества М.Цветаевой, чье 120 – летие со дня рождения отмечается в этом году.

Изучение лирики Цветаевой, поэтессы нелегкой трагической судьбой – это сложный процесс, требующий от учителя и учащихся серьезной подготовки к созданию эмоционального настроя для восприятия ее произведений. В программе по литературе для 11 класса на данную тему отводится 4 часа. Спланировать изучение темы можно следующим образом:

1 -й урок. Личность и судьба М.Цветаевой.

2- й урок. Художественный мир М.Цветаевой. Основные мотивы лирики М.Цветаевой.

3 –й урок. Тема любви в лирике М.Цветаевой.

4 - й урок. История России в лирике М.Цветаевой. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».

Начиная разговор о творчестве М.Цветаевой, учителю необходимо подготовить учащихся к восприятию ее лирических произведений, своеобразия их тематики и сложности душевных переживаний, лежащих в их основе. Сделать это можно лишь на основе знакомства с обстоятельствами жизни поэтессы, ее становления как поэта и крутых, поворотных моментов в ее судьбе.

Первый урок можно провести в форме беседы на основе прочитанных учащимися самостоятельно произведений Цветаевой или литературной композиции, дополненной сообщениями учеников. Важно донести до учащихся весь трагизм судьбы поэтессы, показать контраст между счастливыми, полными любви и восхищения годами детства и юности, проведенными в Москве, и последующим периодом революционных потрясений, скитаний и лишений. Лейтмотивом урока должна стать мысль о том, что яркие, солнечные впечатления детства и юности, приобщение к традициям русской культуры словно лучом озарили весь жизненный путь Цветаевой, помогли выстоять в самые трудные годы.

В биографии Цветаевой много «белых пятен» - малоизвестных, трудных для понимания современного школьника. Это годы ее эмиграции, судьба мужа, дочери, трудное возвращение на Родину. Эти вехи нельзя обойти, и лишь рассказав о них, можно сделать понятными весь трагизм судьбы поэтессы, ее внезапный уход из жизни.

На втором и третьем уроках учителю предстоит открыть свою глубину и красоту поэтического мира Цветаевой. Сделать это можно в форме беседы или композиции из ее стихов, сопровождающейся тонким, бережным отношением к поэтическому слову при их комментировании. Основными мотивами лирики М.Цветаевой можно назвать следующие: детство и юность, родная Москва, окружающий мир, природа и осознание своего «Я» в мире, любовь в различных ее проявлениях, история России, революционная буря и «смутные годы», изгнание, тоска по Родине.

На этих уроках идет обработка навыков анализа лирического стихотворения, но это делается фрагментарно. Здесь важно дать возможность современному школьнику погрузиться в мир «цветаевской» лирики, почувствовать всю глубину переживаний лирической героини, необычайно богатую гамму чувств, и самое главное « услышать» красоту звучания поэтического слова Цветаевой.

Комплексному анализу одного из лирических произведений М.Цветаевой посвящается 4-й урок, конспект которого мы предлагаем.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «История России в лирике М.И.Цветаевой. Анализ стихотворения «Генералам двенадцатого года».

2012 год- год двух юбилеев, связанных с историей и культурой России. Это 200-летие Бородинского сражения и 120 летие со дня рождения М.И.Цветаевой. Выбор стихотворения М.Цветаевой для анализа «Генералам двенадцатого года» - неслучаен. Он позволяет соединить эти даты, сделать их наиболее значимыми для учащихся. Данный анализ может быть использован для проведения бинарного урока по литературе и истории, посвященного Бородинской битве и ее отражению в литературных произведениях.

Цели урока:

  1. раскрыть идейное содержание и художественные особенности стихотворения, показать его высокий патриотический пафос;

  2. развивать и совершенствовать навыки анализ лирического стихотворения в единстве содержания и художественной формы;

  3. развивать устную и письменную речь учащихся;

  4. воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому Родины;

  5. формировать чувство прекрасного.

Оборудование класса:

Портреты М.Цветаевой, выставка книг и творческих работ учащихся, видеозапись кинофильма С.Бондарчука «Война и мир» (фрагмент)

На доске запись:

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Организация урока.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок посвящен анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года», написанного в 1913 году 21 летней поэтессой. Всего одно стихотворение – но как много в нем чувств. Переживаний, глубоких размышлений о славной исторической дате и героях Отечественной войны 1812 года.

Наша задача – уяснить идейный смысл стихотворения, подробно рассмотреть его художественные особенности, а главное – поразмышлять о том, что оно созвучно нашему сегодняшнему дню.

  1. Вопросы классу:

- Расскажите о детстве и юности М.Цветаевой. Как эти годы подготовили становление ее как поэта?

Детство и юность, проведенные в Москве - это самое светлое и солнечное время. В этот период юная Марина учится постигать красоту окружающего мира, соприкасается с русской историей и культурой (Ее отец видный ученый-искусствовед, основатель художественного музея имени А.С.Пушкина в Москве). Все это подготовило пробуждение и становление поэтического дара Марины.

- Назовите основные мотивы лирики М.Цветаевой.

Это мотивы любви, детства и юности, становление и осознание своего «я» в мире, мотивы прошлого и настоящего России.

Слово учителя. Итак, тема исторического прошлого – одно из важных, волнующих ее на разных этапах творчества. Яркий пример лирики этого тематического направления – стихотворение «Генералам двенадцатого года».

4. Выразительное чтение стихотворения учителя или группой учащихся по отдельным строфам.

5. Анализ стихотворения по вопросам с записью отдельных выводов, тезисов в тетрадь.


  1. Когда было написано стихотворение? Какова история его создания ?


Стихотворение было написано после празднования 100- летия Бородинской битвы. Это ранний период творчества М.Цветаевой, для которого характерно активное, жизнеутверждающего начало, радость постижения мира

Интересна история создания стихотворения, « На толкучке в той, старой Москве, которую я еще застала ребенком, мама купила чудесную круглую высокую баночку, коробочку, из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова (генерал- майора А.А.Тучков, погибший в Бородинском сражении) в мундире, в плаще на алой подкладке – красавец! Мама ... не устояла перед красотой Тучкова – вот и стихи! Коробочка эта сопутствовала маме всю жизнь, стояла на ее столе с карандашами, ручками, ездила из России …Где она теперь?.», - писала дочь. Стихотворение имеет посвящение – Сергею. Как и многие стихи того периода, оно посвящено мужу Цветаевой Сергею Эфрону. Историю создания стихотворения и его посвящение много объясняет в его идейном содержании.

  1. Каков смысл названия стихотворения? Стихотворение посвящено событиям Отечественной войны 1812 года, ее героям – офицерам, молодым генералам. Заглавие стихотворения «Генералам двенадцатого года, - как и многие его строки, говорит, об обращении лирической героини к героям войны, принесшим славу Отечеству, как к живым, реальным людям.

  2. Каковы лирический жанр и композиция стихотворения?

Жанр – лирическое стихотворение, близкое к посланию, в жанрово- тематическом плане его можно отнести к историко- патриотической лирике.

Композиция стихотворения отражает его идейное содержание: показать героизм, мужество молодых генералов 1812 года, соединенные с юношеской отвагой, жаждой жизни, любви; выразить восхищение и одновременно показать их как живых, реально живших людей с чувствами и стремлениями.

В стихотворении 12 строф, каждая из которых содержит определенную характеристику «молодых генералов».

Задание классу:

Зачитать отрывки из стихотворения, определить характерные черты героев: мужество, отвагу, сочетание силы и живых, трепетных чувств. Смысловой центр стихотворения заключен в 6-7 строфах, где лирическая героиня говорит о своей любви к воссозданному ею персонажу:

Ах, на гравюре полустёртой

В один прекрасный миг

Я встретила, Тучков- четвертый,

Ваш нежный лик…

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена….

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна…

По ходу беседы делаются краткие записи основных выводов, тезисов в тетради ( по вопросам).

  1. Каким предстоит образ лирической героини?

Лирическая героиня стихотворения – юная девушка, которая, перебирая старые альбомы, уносится в прошлое и беседует с молодыми героями войны 1812 года, она восхищается их мужеством, красотой – физической и духовной, любовью к Отчизне. Ее легко можно представить рядом со своими героями, на балу, кружащуюся в танце или весело беседующую с молодыми людьми.

  1. Как конкретизируется образ молодых генералов?

В стихотворении рисуется собирательный образ молодых генералов войны 1812 года.

В первой части стихотворения героиня рисует зрительный образ, соединяя его с живым звучанием:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминая паруса

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след.

В 3 строфе содержится сопоставление поведения молодых генералов в бою и мирной жизни и выносится определение – «цари»,

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,-

Цари на каждом поле

И на балу.

В 4 строфе подчеркнута молодость героев, но и одновременно жизненное становление: ….вчера

Малютки- мальчики, сегодня –

Офицера!

После обращения в 6-7 строфах к конкретному герою – Тучкову- четвертому, лирическая героиня пытается воссоздать его образ, но он также предельно обобщен:

О, как мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать – и гривы

Своих коней

……………………………………

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег….

Демонстрация иллюстраций: портреты героев войны 1812 года

Соответствует ли изображение героев вашим представлениям на основе прочитанного?

Просмотр фрагмента кинофильма «Война и мир»

Вопрос классу: Как по-вашему, насколько точно переданы режиссером и воплощены актерами историческая обстановка и образы героев?

  1. Какими художественными средствами создается образная картина стихотворения и передается его идейный пафос?

Яркая образная картина и высокий патриотический пафос достигается благодаря использованию разнообразных художественных средств.

Задание: Внимательно перечитать стихотворение и заполнить таблицу:


Средства художественной выразительности

Примеры из текста

1.

Эпитеты

Нежный лик, на гравюре полустертой, хрупкая фигура, золотые ордена , ……………..

2

Метафоры, развернутые метафоры

Глаза … на сердце оставили след

3

Сравнение

Глаза, как бриллианты , одним

4

Синонимы

Нежный, хрупкий

5

Антонимы

Вчера – сегодня, вы брали сердце и скалу

6

Контекстные антонимы

Малютки- мальчики…. – офицера…

7

Риторические вопросы


8

Риторические восклицания


9

Лексический повтор



  1. Каково значение стихотворения в контексте всего творчества М.И.Цветаевой?

Стихотворение написано в ранний период творчества М.Цветаевой и представляет собой яркий образ жизнеутверждающей лирики, редко встречающийся в творчестве поэтессы. Кроме того, это яркий образ историко – патриотической лирики, наглядно и ощутимо передающей чувство восхищения поэтессы героями прошлого.

8. Как по-вашему, в чем это стихотворение созвучно нашему сегодняшнему настроению и мировосприятию? В чем его современность?

Учащиеся высказывают свою точку зрения, делятся размышлениями: 2012 год – год юбилея Бородинского сражения. Стихотворение сейчас звучит особенно злободневно, заставляет вспомнить героев Великой войны 1812 года. Великая и священная история нашей Родины должна вечно жить в сердцах потомков.



6. Подведение итогов урока, объявление оценок.

7. Задание на дом

1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Моё восприятие стихотворения М.Цветаевой »

2. Сделать или подобрать иллюстрации к стихотворению.




Изучение лирики М.И.Цветаевой может продолжиться вне урока, в различных формах внеклассной работы по предмету. Это и литературные вечера, заседания в «Литературной гостиной», занятия в школе Юного филолога. Главная цель этой большой и увлекательной работы – пробудить у учащихся интерес к самостоятельному чтению и изучению произведений М.И.Цветаевой, биографической и мемуарной литературы, привлечь ребят к исследованию и творчеству.

Итогом такой работы может стать выпуск стенгазет, альманахов, оформление выставок «Творчество наших учащихся».




Список используемой литературы:


  1. Бродский И.О. Марина Цветаева, М. 1998 г.

  2. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой, М 1999 г.

  3. Кудрова И. М.Цветаева, М. 1990 г.

  4. Саакяну А.А., Марина Цветаева, Жизнь и творчество, М.1997 г.

  5. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой, М.1992 г.

  6. Эфрон А.С. О марине Цветаевой, М.1973

  7. Цветаева А.И. Воспоминания, М.1983 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лирика Марины Цветаевой

Автор: Карякина Ольга Владимировна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184119

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по литературе на тему:"Жизнь и творчество Марины Цветаевой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_na_tiemu_zhizn_i_tvorchiestvo_mariny_tsvietaievo"
    ["file_id"] => string(6) "370655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481997778"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Внеклассного мероприятия: "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой". (Литературно-музыкальный сценарий о жизни и творчестве Марины Цветаевой) "
    ["seo_title"] => string(148) "vnieklassnogho-mieropriiatiia-zhizn-i-tvorchiestvo-m-i-tsvietaievoi-litieraturno-muzykal-nyi-stsienarii-o-zhizni-i-tvorchiestvie-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "228293"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441214750"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку литературы " Марина Цветаева: личность и судьба" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-marina-tsvietaieva-lichnost-i-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "199406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428576860"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Поэтический мир Марины Цветаевой "
    ["seo_title"] => string(37) "poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "113879"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411109201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к уроку "Поэтический мир Марины Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "113951"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411149579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства