Изучение лирики Марины Цветаевой проходит в старших классах,учитывая специфику вечерней школы, мы изучаем лирику М.И.Цветаевой в 11 и 12 классах. Изучение лирики поэтессы продолжается и вне урока. Вшколе работает "Литературная гостинная"Главная цель этой большой и увлекательной работы - пробудит у учащихся интерес к самомтоятельному чтению и изучению произведений Марины Цветаевой, биографической и мемуарной литературы, привлечь ребят к исследованию и творчеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лирика Марины Цветаевой»
Изучение лирики М.Цветаевой в школе (к 120- летию со дня рождения М.Цветаевой)
В условиях модернизации школы, перехода на новые образовательные стандарты одним из ведущих, приоритетных направлений является литературное образование школьников. Уроки литературы сегодня – это окно в мир русской словесности и одновременно школа нравственности, любви к Родине, гуманизма.
В рамках школьной программы нет второстепенных тем. Но все-таки значение отдельных из них наиболее важно в духовном становлении учащихся. К таким темам относится изучение творчества М.Цветаевой, чье 120 – летие со дня рождения отмечается в этом году.
Изучение лирики Цветаевой, поэтессы нелегкой трагической судьбой – это сложный процесс, требующий от учителя и учащихся серьезной подготовки к созданию эмоционального настроя для восприятия ее произведений. В программе по литературе для 11 класса на данную тему отводится 4 часа. Спланировать изучение темы можно следующим образом:
1 -й урок. Личность и судьба М.Цветаевой.
2- й урок. Художественный мир М.Цветаевой. Основные мотивы лирики М.Цветаевой.
3 –й урок. Тема любви в лирике М.Цветаевой.
4 - й урок. История России в лирике М.Цветаевой. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».
Начиная разговор о творчестве М.Цветаевой, учителю необходимо подготовить учащихся к восприятию ее лирических произведений, своеобразия их тематики и сложности душевных переживаний, лежащих в их основе. Сделать это можно лишь на основе знакомства с обстоятельствами жизни поэтессы, ее становления как поэта и крутых, поворотных моментов в ее судьбе.
Первый урок можно провести в форме беседы на основе прочитанных учащимися самостоятельно произведений Цветаевой или литературной композиции, дополненной сообщениями учеников. Важно донести до учащихся весь трагизм судьбы поэтессы, показать контраст между счастливыми, полными любви и восхищения годами детства и юности, проведенными в Москве, и последующим периодом революционных потрясений, скитаний и лишений. Лейтмотивом урока должна стать мысль о том, что яркие, солнечные впечатления детства и юности, приобщение к традициям русской культуры словно лучом озарили весь жизненный путь Цветаевой, помогли выстоять в самые трудные годы.
В биографии Цветаевой много «белых пятен» - малоизвестных, трудных для понимания современного школьника. Это годы ее эмиграции, судьба мужа, дочери, трудное возвращение на Родину. Эти вехи нельзя обойти, и лишь рассказав о них, можно сделать понятными весь трагизм судьбы поэтессы, ее внезапный уход из жизни.
На втором и третьем уроках учителю предстоит открыть свою глубину и красоту поэтического мира Цветаевой. Сделать это можно в форме беседы или композиции из ее стихов, сопровождающейся тонким, бережным отношением к поэтическому слову при их комментировании. Основными мотивами лирики М.Цветаевой можно назвать следующие: детство и юность, родная Москва, окружающий мир, природа и осознание своего «Я» в мире, любовь в различных ее проявлениях, история России, революционная буря и «смутные годы», изгнание, тоска по Родине.
На этих уроках идет обработка навыков анализа лирического стихотворения, но это делается фрагментарно. Здесь важно дать возможность современному школьнику погрузиться в мир «цветаевской» лирики, почувствовать всю глубину переживаний лирической героини, необычайно богатую гамму чувств, и самое главное « услышать» красоту звучания поэтического слова Цветаевой.
Комплексному анализу одного из лирических произведений М.Цветаевой посвящается 4-й урок, конспект которого мы предлагаем.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «История России в лирике М.И.Цветаевой. Анализ стихотворения «Генералам двенадцатого года».
2012 год- год двух юбилеев, связанных с историей и культурой России. Это 200-летие Бородинского сражения и 120 летие со дня рождения М.И.Цветаевой. Выбор стихотворения М.Цветаевой для анализа «Генералам двенадцатого года» - неслучаен. Он позволяет соединить эти даты, сделать их наиболее значимыми для учащихся. Данный анализ может быть использован для проведения бинарного урока по литературе и истории, посвященного Бородинской битве и ее отражению в литературных произведениях.
Цели урока:
раскрыть идейное содержание и художественные особенности стихотворения, показать его высокий патриотический пафос;
развивать и совершенствовать навыки анализ лирического стихотворения в единстве содержания и художественной формы;
развивать устную и письменную речь учащихся;
воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому Родины;
формировать чувство прекрасного.
Оборудование класса:
Портреты М.Цветаевой, выставка книг и творческих работ учащихся, видеозапись кинофильма С.Бондарчука «Война и мир» (фрагмент)
Сегодня наш урок посвящен анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года», написанного в 1913 году 21 летней поэтессой. Всего одно стихотворение – но как много в нем чувств. Переживаний, глубоких размышлений о славной исторической дате и героях Отечественной войны 1812 года.
Наша задача – уяснить идейный смысл стихотворения, подробно рассмотреть его художественные особенности, а главное – поразмышлять о том, что оно созвучно нашему сегодняшнему дню.
Вопросы классу:
- Расскажите о детстве и юности М.Цветаевой. Как эти годы подготовили становление ее как поэта?
Детство и юность, проведенные в Москве - это самое светлое и солнечное время. В этот период юная Марина учится постигать красоту окружающего мира, соприкасается с русской историей и культурой (Ее отец видный ученый-искусствовед, основатель художественного музея имени А.С.Пушкина в Москве). Все это подготовило пробуждение и становление поэтического дара Марины.
- Назовите основные мотивы лирики М.Цветаевой.
Это мотивы любви, детства и юности, становление и осознание своего «я» в мире, мотивы прошлого и настоящего России.
Слово учителя. Итак, тема исторического прошлого – одно из важных, волнующих ее на разных этапах творчества. Яркий пример лирики этого тематического направления – стихотворение «Генералам двенадцатого года».
4. Выразительное чтение стихотворения учителя или группой учащихся по отдельным строфам.
5. Анализ стихотворения по вопросам с записью отдельных выводов, тезисов в тетрадь.
Когда было написано стихотворение? Какова история его создания ?
Стихотворение было написано после празднования 100- летия Бородинской битвы. Это ранний период творчества М.Цветаевой, для которого характерно активное, жизнеутверждающего начало, радость постижения мира
Интересна история создания стихотворения, « На толкучке в той, старой Москве, которую я еще застала ребенком, мама купила чудесную круглую высокую баночку, коробочку, из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова (генерал- майора А.А.Тучков, погибший в Бородинском сражении) в мундире, в плаще на алой подкладке – красавец! Мама ... не устояла перед красотой Тучкова – вот и стихи! Коробочка эта сопутствовала маме всю жизнь, стояла на ее столе с карандашами, ручками, ездила из России …Где она теперь?.», - писала дочь. Стихотворение имеет посвящение – Сергею. Как и многие стихи того периода, оно посвящено мужу Цветаевой Сергею Эфрону. Историю создания стихотворения и его посвящение много объясняет в его идейном содержании.
Каков смысл названия стихотворения? Стихотворение посвящено событиям Отечественной войны 1812 года, ее героям – офицерам, молодым генералам. Заглавие стихотворения «Генералам двенадцатого года, - как и многие его строки, говорит, об обращении лирической героини к героям войны, принесшим славу Отечеству, как к живым, реальным людям.
Каковы лирический жанр и композиция стихотворения?
Жанр – лирическое стихотворение, близкое к посланию, в жанрово- тематическом плане его можно отнести к историко- патриотической лирике.
Композиция стихотворения отражает его идейное содержание: показать героизм, мужество молодых генералов 1812 года, соединенные с юношеской отвагой, жаждой жизни, любви; выразить восхищение и одновременно показать их как живых, реально живших людей с чувствами и стремлениями.
В стихотворении 12 строф, каждая из которых содержит определенную характеристику «молодых генералов».
Задание классу:
Зачитать отрывки из стихотворения, определить характерные черты героев: мужество, отвагу, сочетание силы и живых, трепетных чувств. Смысловой центр стихотворения заключен в 6-7 строфах, где лирическая героиня говорит о своей любви к воссозданному ею персонажу:
Ах, на гравюре полустёртой
В один прекрасный миг
Я встретила, Тучков- четвертый,
Ваш нежный лик…
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена….
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
По ходу беседы делаются краткие записи основных выводов, тезисов в тетради ( по вопросам).
Каким предстоит образ лирической героини?
Лирическая героиня стихотворения – юная девушка, которая, перебирая старые альбомы, уносится в прошлое и беседует с молодыми героями войны 1812 года, она восхищается их мужеством, красотой – физической и духовной, любовью к Отчизне. Ее легко можно представить рядом со своими героями, на балу, кружащуюся в танце или весело беседующую с молодыми людьми.
Как конкретизируется образ молодых генералов?
В стихотворении рисуется собирательный образ молодых генералов войны 1812 года.
В первой части стихотворения героиня рисует зрительный образ, соединяя его с живым звучанием:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминая паруса
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след.
В 3 строфе содержится сопоставление поведения молодых генералов в бою и мирной жизни и выносится определение – «цари»,
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом поле
И на балу.
В 4 строфе подчеркнута молодость героев, но и одновременно жизненное становление: ….вчера
Малютки- мальчики, сегодня –
Офицера!
После обращения в 6-7 строфах к конкретному герою – Тучкову- четвертому, лирическая героиня пытается воссоздать его образ, но он также предельно обобщен:
О, как мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней
……………………………………
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег….
Демонстрация иллюстраций: портреты героев войны 1812 года
Соответствует ли изображение героев вашим представлениям на основе прочитанного?
Просмотр фрагмента кинофильма «Война и мир»
Вопрос классу: Как по-вашему, насколько точно переданы режиссером и воплощены актерами историческая обстановка и образы героев?
Какими художественными средствами создается образная картина стихотворения и передается его идейный пафос?
Яркая образная картина и высокий патриотический пафос достигается благодаря использованию разнообразных художественных средств.
Задание: Внимательно перечитать стихотворение и заполнить таблицу:
№
Средства художественной выразительности
Примеры из текста
1.
Эпитеты
Нежный лик, на гравюре полустертой, хрупкая фигура, золотые ордена , ……………..
2
Метафоры, развернутые метафоры
Глаза … на сердце оставили след
3
Сравнение
Глаза, как бриллианты , одним
4
Синонимы
Нежный, хрупкий
5
Антонимы
Вчера – сегодня, вы брали сердце и скалу
6
Контекстные антонимы
Малютки- мальчики…. – офицера…
7
Риторические вопросы
8
Риторические восклицания
9
Лексический повтор
Каково значение стихотворения в контексте всего творчества М.И.Цветаевой?
Стихотворение написано в ранний период творчества М.Цветаевой и представляет собой яркий образ жизнеутверждающей лирики, редко встречающийся в творчестве поэтессы. Кроме того, это яркий образ историко – патриотической лирики, наглядно и ощутимо передающей чувство восхищения поэтессы героями прошлого.
8. Как по-вашему, в чем это стихотворение созвучно нашему сегодняшнему настроению и мировосприятию? В чем его современность?
Учащиеся высказывают свою точку зрения, делятся размышлениями: 2012 год – год юбилея Бородинского сражения. Стихотворение сейчас звучит особенно злободневно, заставляет вспомнить героев Великой войны 1812 года. Великая и священная история нашей Родины должна вечно жить в сердцах потомков.
2. Сделать или подобрать иллюстрации к стихотворению.
Изучение лирики М.И.Цветаевой может продолжиться вне урока, в различных формах внеклассной работы по предмету. Это и литературные вечера, заседания в «Литературной гостиной», занятия в школе Юного филолога. Главная цель этой большой и увлекательной работы – пробудить у учащихся интерес к самостоятельному чтению и изучению произведений М.И.Цветаевой, биографической и мемуарной литературы, привлечь ребят к исследованию и творчеству.
Итогом такой работы может стать выпуск стенгазет, альманахов, оформление выставок «Творчество наших учащихся».
Список используемой литературы:
Бродский И.О. Марина Цветаева, М. 1998 г.
Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой, М 1999 г.
Кудрова И. М.Цветаева, М. 1990 г.
Саакяну А.А., Марина Цветаева, Жизнь и творчество, М.1997 г.
Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой, М.1992 г.