Просмотр содержимого документа
«Внеклассного мероприятия: "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой". (Литературно-музыкальный сценарий о жизни и творчестве Марины Цветаевой) »
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Жизнь и творчество М. Цветаевой". (Литературно-музыкальный сценарий о жизни и творчестве Марины Цветаевой)
Дата проведения:
Место проведения: актовый зал учебного заведения
Цель – знакомство учеников 1-2 курсов с основными фактами биографии и поэтическим наследием М.И. Цветаевой.
Задачи занятия:
1. Изучение влияния на творчество Цветаевой поэзии и личности А.С. Пушкина
2. Изучение феномена Москвы в жизни и творчестве Цветаевой.
3. Знакомство с любовной лирикой М. И. Цветаевой
Оформление сцены: на заднике - портрет Марины Цветаевой. Перед портретом - стул, на стуле - горящая свеча и цветы (ветки рябины), сбоку стол и стул для Марины. На боковых занавесах - стенды со стихами: 1. "Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт..., Моим стихам настанет свой черед.
2. Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская.
Участники:
Первый ведущий Второй ведущий «Марина Цветаева» Чтецы
Вступительное слово педагога:
Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена великой поэзии Марины Ивановны Цветаевой и некоторым страницам её удивительной и трагической жизни. 8 октября мы отмечали 121-ю годовщину со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. К ее творчеству невозможно быть равнодушным. Поэтический дар Марины Цветаевой был поразительно многолик, как поэт она непрерывно росла и менялась до неузнаваемости. Без лучших стихов и поэм Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное представление о русской литературе Серебряного века. А теперь давайте познакомимся с биографией великой поэтессы.
(На сцене появляется Цветаева)
«Цветаева»:
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Взорвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
(Марина уходит и садится за стол, на сцене появляются ведущие)
Ведущий №1: Великий русский поэт Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Москва была не просто местом рождения, так называемой «малой родиной» Цветаевой. Москва – это один из краеугольных камней ее духовной жизни. Это та почва, на которой вырос поэтический талант Цветаевой.
(Ведущие отходят, из-за стола встаёт Марина и читает стихотворение)
«Цветаева»:
Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и надгробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти? - Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская!
(Уходит и садится за стол)
Ведущий №2: Москва – родной город Марины Цветаевой, город, где прошло ее детство, где она сформировалась как личность и как поэт. В Москве Цветаева провела и первые тяжкие годы после Октябрьского переворота, который она так и не приняла. Московская тема в ее творчестве неслучайна. Москва с детства была частью ее души.
«Цветаева»:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий №1: Поэтический дар Марины Цветаевой проснулся рано. Еще совсем маленькой девочкой она узнала историю дуэли Пушкина, и Пушкин заполнил собой всю воображаемую жизнь Цветаевой. Можно было бы сказать, что она была в него влюблена, как в живого человека, но это определение слишком бедное, оно не вполне описывает этот феномен – она не то чтобы была в него влюблена, она была полна им, она жила Пушкиным.
«Цветаева»:
Я помню тайный шкаф в красной комнате, где хранилась Книга – собрание сочинений Пушкина. Картина на стене, где изображена дуэль Пушкина. Заснеженное поле, деревца с черными прутьями, два черных человека ведут третьего, поддерживая — а еще один человек спиной отходит. Отходящий — это Дантес, уводят Пушкина, раненного в живот. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.
Ведущий №2: Позже эта «игра в Пушкина» трансформировалась в духовном мире Цветаевой в образ волшебного, божественного Пушкина. Пушкин – это был подарок Цветаевой от русской истории и русского царя, как помазанника Божия. То, что в России появился Пушкин — потомок арапа Петра I Ганнибала, в глазах Цветаевой является действием Божественного Провидения, проявлением Божественной воли.
«Цветаева»: Этот удивительный подарок всей России – и мне – подарил не кто-нибудь, а сам Петр Первый. Это случилось в день, когда Петр решил выдать замуж за сына своего арапа, Осипа Абрамовича Ганнибала, Марью Алексеевну Пушкину. А может быть, еще раньше, когда Петр впервые увидел абиссинского мальчика Ибрагима своими черными, светлыми, веселыми и страшными глазами. Взгляд этих глаз был приказом: Пушкину – быть.
(На сцене появляется чтец)
Чтец:
«И шаг, и светлейший из светлых
Взгляд, коим поныне светла...
Последний — посмертный — бессмертный
Подарок России — Петра».
Ведущий №1: Великая, трагическая и безнадежная любовь Марины к Москве так и не принесла ей счастья.
«Цветаева»: Москва была тем городом, в котором мне хотелось не только радостно жить, но и радостно умереть.
Чтец:
Облака - вокруг,
Купола - вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! -
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой - мне
Будет радостно, -
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О, мой первенец!
Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок - чти -
Сороков церквей.
Исходи пешком - молодым шажком! -
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже - дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние -
На Ваганькове.
Ведущий №2: К сожалению, Марине не суждена была радостная жизнь в Москве. Город, так страстно и бесконечно любимый, отверг своего верного поэта в тяжкое время, превратился из надежды в глубокую боль.
«Цветаева»:
Да, я в 1916 году первая так и сказала про Москву. И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье. Эти стихи были – пророческие
Чтец:
«– Голубочки где твои? – Нет корму.
– Кто унес его? – Да ворон черный.
– Где кресты твои святые? – Сбиты.
– Где сыны твои, Москва? – Убиты.
Что же делаешь, голубка: – Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? – Далече».
Ведущий №1: Пронзительная лирика Марины Цветаевой трогает за душу каждого читателя. Ее способность любить безоглядно, бескорыстно и безответно нашла яркое отражение в ее стихах. Сила этой любви поражает читателя. Любовь была главным стержнем в жизни Марины Цветаевой. Все, что происходило с ней, все, что ее интересовало, задевало, радовало и мучило – все это вращалось вокруг любви.
Ведущий №2: Олицетворением мужественности, силы и красоты в глазах Цветаевой был Пушкин. Она вообще считала поэта идеалом мужчины. И в каждом своем возлюбленном она искала эти черты, и каждый раз – тщетно. Желание любви и невозможность найти того, кто в полной мере отвечал бы этому высокому идеалу, вызывало боль.
И все-таки она снова и снова настойчиво искала эту «родственную душу», это «понимающее сердце». Она находила их, очаровывалась, восторгалась – и, поняв, что это снова «не то», мучилась, страдала. Сердце ее было всегда открыто для любви, она ждала этой любви. Цветаева не обманывала себя - она знала, что снова будет страдать, но это не могло остановить ее.
«Цветаева»: Подлинно-высокой любви, той любви, о которой я мечтала в юности, нельзя достичь здесь, на земле. Все великие любовники погибли. Вспомните Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду, Амазонку и Ахиллеса, Зигфрида и Брунгильду. Они не имеют будущего, они живут только настоящим — любовью и смертью, безотлучно стоящей подле них. Они так и не смогли соединиться, но их любовное разъединение оборачивается совершеннейшим из единений.
Любить – это значит принадлежать кому-то полностью, без оглядки. Броситься в любовь с головой, в самую глубь любви. И чтобы тебя любили также - ослепнув и оглохнув, не принимая во внимание никого и ничего вокруг.
(Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Я тебя отвоюю…»)
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! – у тебя остаешься – ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!»
Ведущий №1: Порой ее избранниками и в дружбе, и в любви становились люди, совершенно для этого не подходящие. Окружающие только удивлялись – да что Марина могла найти в таком человеке?
Ведущий №2: Личность возлюбленного была для Цветаевой не так уж и важна, важно было другое – огромная нерастраченная возможность очаровываться.
«Цветаева»: Я вижу в нем то, чего не увидит никто в мире – даже та, которую он назовет своей женой.
(Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится…»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!»
Ведущий №1: Любовная лирика Цветаевой не является «любовной» в привычном понимании. Это не просто любовь мужчины и женщины, не просто любовная страсть – это союз высоких душ, духовное родство. Так, ее письма и стихи к Анне Ахматовой не являются любовными в общепринятом значении этого слова – и тем не менее они выражают настоящую, преданную любовь.
Ведущий №2: Две великих женщины, два великих поэта оказались современниками, их судьбы пересеклись в тяжелое, трагическое время. Ахматова и Цветаева встречались, обменивались письмами. В горестные дни после расстрела мужа Ахматовой Цветаева писала ей, всеми силами старалась поддержать в несчастье.
«Цветаева»: Я знала, что Вы выстоите. Тот, кто понял Ваше творчество, знает, как Вы сильны. Я Вас так люблю, я так радуюсь Вам. Мой самый любимый поэт – это Вы. Мне кажется, было бы счастьем сгореть на костре – за Вас. Я знаю, понимаю, чувствую весь полет, всю тяжесть каждого Вашего слова. Я уже десять лет люблю Вас – с тех пор, как впервые писала Вам в Александровской слободе.
Чтец:
Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
Ведущий №1: Жизнь Цветаевой была полна тяжких испытаний, лишений, личных несчастий. Ее эмиграция была для нее невероятно тяжела. Но не менее тяжелым оказалось и возвращение на Родину.
Ведущий №2: Свои тяжелые последние дни одинокая и всеми забытая Цветаева провела в далекой Елабуге.
«Цветаева»:
Я бы никогда не вернулась в Россию, если бы знала, как это страшно.
Но и не вернуться я тоже – не могла.
Чтец:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Ведущий №1: Марина много писала о своей смерти. Она не боялась мрачных пророчеств, потому что умела любить жизнь.
Ведущий №2: И пусть любовь не спасла поэта, но эта великая, горькая и светлая Любовь осталась жить вечно в ее прекрасных, пронзительных строках.
(Звучит песня, посвященная Марине Цветаевой)
Медленно верно газ Плыл по уставшей комнате Не задевая глаз Тех, что вы вряд ли вспомните. Бился неровно пульс Мысли казались голыми Из пистолета грусть Целилась прямо в голову. Строчки летели вниз Матом ругались дворники Я выбирала жизнь Стоя на подоконнике. В утренний сонный час Час, когда все растаяло Я полюбила вас Марина Цветаева...