Урок «Поэтический мир Марины Цветаевой» проводится в 11 классе.
Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.
Задачи:
1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.
2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.
3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используются элементы технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэтический мир Марины Цветаевой »
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Цель :познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.
Задачи: 1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.
2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.
3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.
Метод обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: развитие критического мышления.
Форма урока: продвинутая лекция.
Средства обучения:приложение 1(воспоминания Марины Цветаевой)песни, стихотворения М.И.Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Word
Ход урока.
1.Вызов Слайд .В жизни свое место знаю,и оно не последнее,ибо никогда не становлюсь в ряд.Я сильна,мне не нужно ничего,кроме своей души!Я хочу лёгкости,свободы,понимания,-никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…
Я не верю в стихи,которые льются.Рвутся-да.
“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”.
1. «Вызов»
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».
Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?
Слайд№1
В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.
Слайд2.
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, ---------- --------- ---------- Настанет свой черед.
Как вы думаете ,востребована ли поэзия Цветаевой в наши дни?Почему?
Формулирование проблемного вопроса уч-ся(в чём своеобразие поэзии Цветаевой?).
Слайд4.Какое из высказываний М.Цветаевой вы бы выбрали эпиграфом к уроку?
Что поможет понять поэзию Марины Цветаевой? (Знакомство с фактами биографии, с творчеством)
Слайд№5
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти, -
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена – и в полете
Совсем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутые эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Что говорит поэтесса о своём имени?
Как М.Цветаева добивается эффекта звучания моря в стих.? (Звукопись. Причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).
Найдите главное слово в первой строфе стихотворения.
Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?
Кому и почему противопоставляется лирическая героиня стихотворения?
Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице. Слайд №6-8
Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?
Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.
2. Осмысление.
Слайд№9Юность Марины Цветаевой похожа на красивую сказку. В семье царил культ музыки, книги, языков. Жизнью Марины Цветаевой с детства правило воображение, она жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Слайд 10.Весной 1911 года по приглашению Максимилиана Волошина Марина Цветаева едет с сестрой в Крым, в Коктебель. Коктебель значит «синяя вершина». Коктебель – пещеры, тропы, ведущие по отвесным уступам, морена берега, ковыль, полынь, море, пустыня. Здесь в Сердоликовой бухте с розовыми и малиновыми камнями Марина встречает высокого незнакомца с огромными серо-голубыми глазами. Это Сергей Эфрон. – Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень, - загадывает Марина. – Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем. Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист.
Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились
* * *Слайд№11
Как правая и левая рука -
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежны, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встаёт - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла!
10 июля 1918г.
Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?
(Правая и левая рука – две половинки целого.
Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).
Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Слайд№12
Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой.
Прочитаем фрагмент из воспоминаний М.Цветаевой (Приложение 1)
Что чувствовала, переживала, что давало сил Цветаевой везти свою «беду»-картошку?
Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.
Слайд №13
Пригвождена
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
19 мая 1920
Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)
За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)
О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)
Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?
Слайд 14
Нет известий от мужа, - он на Дону, в белой армии. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Сергея Эфрон отступил с армией Корнилова в Чехию, стал эмигрантом. Для него нет пути в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом. Германия. Чехия. Франция... В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Нищета, унижение, бесправие обступают со всех сторон: «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».
Ее читатель там, на родине, русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!»
Слайд №15
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас — ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.
- Какое настроение передает стихотворение?
- О чем оно?
- Его главная мысль?
(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях = о насильственной рзлуке).
- Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?
(записать эти слова в столбик на доске)
- Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?
(страстный, нервный монолог, монолог - упрек).
- Почему так сложно читать?
(строка рвется) “Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).
- Паузы? Почему их так много?
(Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.
- Какой согласный повторяется в начале?
(Р))
- Как называется этот прием?
(аллитерация)
[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.
Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?
(глагол в прошедшем времени).
- Случайно ли это?
(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).
- Какие предложения преобладают?
(Односоставные, неопределенно-личные).
- Какие знаки вызывают вопросы?
(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)
Какие особенности яыка Цветаевой вы увидели ?
(- ритм основа, нерв стиха;
- лаконизм
- пауза)
Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?
Читать ее стихи между делом нельзя, они требует встречной работы мысли. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Ее ритмика все время настораживает внимание. Это – как «физическое сердцебиение»...
Читаем стихотворения «Красною кистью» и «Рябину рубили».
Что объединяет эти произведения?
(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.
Рябина – символ судьбы)
Слайд №16
Красною кистью
Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
16 августа 1916 года
Что автобиографично в этом стихотворении? (Лирическая героиня – молода и счастлива, и любима. Сергею и Марине хотелось «любови вечной на земле», верилось в чудо, думалось, что так будет и ныне, и присно, и во веки веков… Пылающая и горькая рябина, жаркая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы).
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина
Судьбина
Русская.
1934 год
1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)
2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)
3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)
М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..»(Стих. «Тоска по Родине»читает Сурганова)(расп.м)
Что символизирует рябина?( рябина - Россия, Родина).
1939 год. Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери, сестры. Нет работы, жилья. На общение с эмигранткой решались не многие, страна жила в заколдованном круге – «от заката до рассвета», в бесконечном ожидании визга шин под окном и стука в дверь. «Стихов писать больше не буду»,- обмолвилась как-то она.
Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место - переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву к самоубийству.
Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.
Слайд №17
На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева". Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.
Песня на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».
3. Рефлексия.
Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?
Какие строки запали в душу?
Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?
Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни?В чём её своеобразие?
Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку?