kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтический мир Марины Цветаевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Поэтический мир Марины Цветаевой» проводится в 11 классе.

Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

Задачи:

 1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используются элементы технологии развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический мир Марины Цветаевой »

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой"

Цель :познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини, своеобразие её поэтического мира.

Задачи: 1.Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности уч-ся.

3.Формировать в уч-ся любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания; вызвать интерес к поэзии.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: продвинутая лекция.

Средства обучения:приложение 1(воспоминания Марины Цветаевой)песни, стихотворения М.И.Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Word

Ход урока.

1.Вызов Слайд .В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд. Я сильна,мне не нужно ничего,кроме своей души!Я хочу лёгкости,свободы,понимания,-никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь-роман с собственной душой…

Я не верю в стихи,которые льются.Рвутся-да.

“Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”.



1. «Вызов»

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

Слайд№1

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Слайд2.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
---------- --------- ---------- Настанет свой черед.

 Коктебель, 13 мая 1913

Подумайте,как закончила стихотворение М.Цветаева,и допишите последнюю строчку стихотворения.

О чём будет наш урок?Слайд3

Как вы думаете ,востребована ли поэзия Цветаевой в наши дни?Почему?

Формулирование проблемного вопроса уч-ся(в чём своеобразие поэзии Цветаевой?).

Слайд4.Какое из высказываний М.Цветаевой вы бы выбрали эпиграфом к уроку?

Что поможет понять поэзию Марины Цветаевой? (Знакомство с фактами биографии, с творчеством)

Слайд№5

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Что говорит поэтесса о своём имени?

Как М.Цветаева добивается эффекта звучания моря в стих.? (Звукопись. Причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллите­рации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

 Найдите главное слово в первой строфе стихотворения.

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Кому и почему противопоставляется лирическая героиня стихотворения?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице. Слайд №6-8

Марина

Другие

«Серебрюсь и сверкаю», «измена»,

«бренная пена морская», «своеволие», «полёт», «весёлая пена»,воскресаю», «беспутные кудри»

«…создан из камня,создан из глины…»,

«гроб и надгробные плиты»,

«гранитные колени»

свобода,движение,жизнь

несвобода ,статика,смерть

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.

2. Осмысление.

Слайд№9Юность Марины Цветаевой похожа на красивую сказку. В семье царил культ музыки, книги, языков. Жизнью Марины Цветаевой с детства правило воображение, она жила в мире   прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Слайд 10.Весной 1911 года по приглашению Максимилиана Волошина Марина Цветаева едет с сестрой в Крым, в Коктебель. Коктебель значит «синяя вершина». Коктебель – пещеры, тропы, ведущие по отвесным уступам, морена берега, ковыль, полынь, море, пустыня. Здесь в Сердоликовой бухте с розовыми и малиновыми камнями Марина встречает высокого незнакомца с огромными серо-голубыми глазами. Это Сергей Эфрон.
– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень, - загадывает Марина.
– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем. Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились
 

* * *Слайд№11

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

 

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

 

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

10 июля 1918г.

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Какие ассоциации связаны со словом «бездна»?

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Бездна - пропасть.

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Слайд№12

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой.

Прочитаем фрагмент из воспоминаний М.Цветаевой (Приложение 1)

Что чувствовала, переживала, что давало сил Цветаевой везти свою «беду»-картошку?

Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

     Слайд №13

       Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

 

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

 

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

 

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

 

19 мая 1920

 

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

 О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Слайд 14

Нет известий от мужа, - он на Дону, в белой армии. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Сергея Эфрон отступил с  армией Корнилова в Чехию, стал эмигрантом. Для него нет пути  в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом. Германия. Чехия. Франция... В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Нищета, унижение, бесправие обступают со всех сторон: «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».

Ее читатель там, на родине, русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!»

Слайд №15

Б. Пастернаку

 

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

 

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

                        Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

- Какое настроение передает стихотворение?

- О чем оно?

- Его главная мысль?

(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях = о насильственной рзлуке).

- Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

- Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог - упрек).

- Почему так сложно читать?

(строка рвется) “Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

- Паузы? Почему их так много?

(Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

- Какой согласный повторяется в начале?

(Р))

- Как называется этот прием?

(аллитерация)

[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.



Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

- Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

- Какие предложения преобладают?

(Односоставные, неопределенно-личные).

- Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Какие особенности яыка Цветаевой вы увидели ?

(- ритм основа, нерв стиха;

- лаконизм

- пауза)


Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Читать ее стихи  между делом нельзя, они требует встречной работы мысли. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Ее ритмика все время настораживает внимание. Это – как «физическое сердцебиение»...

Читаем стихотворения  «Красною кистью» и «Рябину рубили».

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Слайд №16

Красною кистью

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года 

Что автобиографично в этом стихотворении? (Лирическая героиня – молода и счастлива, и любима. Сергею и Марине хотелось «любови вечной на земле», верилось в чудо, думалось, что так будет и ныне, и присно, и во веки веков… Пылающая и горькая рябина, жаркая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы).

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина

Судьбина

Русская.

1934 год

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..»(Стих. «Тоска по Родине»читает Сурганова)(расп.м)

Что символизирует рябина?( рябина - Россия, Родина).

1939 год. Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери, сестры. Нет работы, жилья. На общение с эмигранткой решались не многие, страна жила в заколдованном круге – «от заката до рассвета», в бесконечном ожидании визга шин под окном и стука в дверь. «Стихов писать больше не буду»,- обмолвилась как-то она.

Отказываюсь – быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить!

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

 

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место -  переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву  к самоубийству. 

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

Слайд №17

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".  Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

Песня на стихи М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».

 3. Рефлексия.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Почему поэзия Цветаевой актуальна и в наши дни?В чём её своеобразие?

Какое высказывание М.Цветаевой вы выбрали бы эпиграфом к прошедшему уроку?

Слайд №18


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтический мир Марины Цветаевой

Автор: Киселева Лариса Николаевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к уроку "Поэтический мир Марины Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "113951"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411149579"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация для урока "Поэтический мир Марины Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-dlia-uroka-poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "113990"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411189600"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация  "Поэтический мир Марины Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "113991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411190612"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация для урока "Поэтический мир Марины Цветаевой". "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-dlia-uroka-poetichieskii-mir-mariny-tsvietaievoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "113995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411194335"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой «Если душа родилась крылатой………»"
    ["seo_title"] => string(80) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_o_zhizni_i_tvorchiestvie_m_i_tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "420818"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496818645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства