На основе знакомства с текстами легенд, песенными фрагментами, памятниками архитектуры, расширить представление учащихся об особенностях развития национальной культуры украинцев, русских, греков и крымских татар. Используя межпредметные связи и нестандартные приемы обучения, побудить школьников к активной умственной деятельности, продолжать формирование у них навыков литературно-художественного анализа, умения совершенствовать технику рисования и давать подходящие названия изображенному. Развивать у детей чувство прекрасного, воспитывать у них положительные нравственные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: на основе знакомства с текстами легенд, памятниками архитектуры расширить представления учащихся об особенностях развития национальной культуры, украинцев, русских, греков и крымских татар.
Оборудование : книжная выставка крымских легенд, выставка детских рисунков, песенные эпизоды четырех народов Крыма.
Ход урока
После организационного момента звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина ?». Учитель обращается со вступительной речью о том, что в человеческом обществе всегда ценилось чувство любви к родному краю. Есть такие общие духовные ценности ,которые всегда объединяют людей в их понимании любви к Родине. Это культурные народные традиции.
Какие виды фольклора вы знаете?
Дети . Песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки, мифы, легенды.
Учитель. Верно. Посмотрев на доску, ответьте на вопросы:
- Что называется легендой?
- В чем основные различия между легендами и мифами ?.
Следуют ответы учащихся. Легенда – в основе лежит фантастический образ,
воспринимаемый достоверно. Она рассказывает о прошлом , настоящем и будущем. Отличие от мифа:
- в мифах отражается жизнь богов;
- в легендах - земных людей;
Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с древнегреческими
произведениями.
Некоторые связаны и с Крымом. Вспомните их названия, какие относятся к
мифам, а какие – к легендам?
Дети. Легенды «Одиссея», «Ифигения в Авклиде , в Тавриде». В мифах
совершают подвиги Прометей и Геракл.
Учитель. Правильно. Больше вы узнаете о мифах и легендах, прочитав книгу
И.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». На нашей книжной выставке она присутствует.
Учитель. С давних пор наш полуостров населяли люди разных национальностей и каждая из них развивала свою культуру, которая отражалась в фольклоре, музыке, живописи, архитектуре.
Сейчас прозвучит музыкальный калейдоскоп. Вы услышите мелодии четырех народов Крыма. Попробуйте угадать, к каким нациям они принадлежат ? (звучат греческая, русская, украинская, крымсто-татарская мелодии).
Учитель. Я попрошу дать характеристику культовым сооружениям, которые находятся на рисунках (Древнегреч. храм, Древнерус. собор, Татарская мечеть).
3. Рассказ учителя об авторах-сказителях и собирателях легенд: это жители Бахчисарая М. Кустова и К.Оксюз, жительница Алушты Н.Снежкова и ялтинец М.Киборт.
4. Краткое выступление учащихся о том, какая из легенд ему понравилась, о чем в ней повествуется и чему она учит.
5. Подводится итог конкурса рисунков и цитат к ним по легендам Крыма. Победители награждаются.
6. Игра «Определи название». Условие игры: прочитываются отрывки из легенд, выигрывает тот, кто первый укажет название.
7. В заключении урока учитель называет лучших знатоков и сказителей легенд в классе. Выставляет им оценки с краткими комментариями.