Просмотр содержимого документа
«"Крестьянские дети" Н.А. Некрасова»
«Крестьянские дети» Н.А. Некрасова
(урок литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина)
Цель: познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, раскрыть нравственный смысл произведения.
Задачи:
Формировать умения рефлексивного чтения;
Развивать умения создания собственного текста (отзыва);
Воспитывать вдумчивого и внимательного читателя, чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании произведения, осуществлять способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Сценарий урока
1. Стадия Вызова
- Ребята, прочитайте на доске слово. (Детство). Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Составьте синквейн, запишите его в тетрадь. (Приложение 1).
-Действительно ли слово «детство» всегда ассоциируется с беззаботностью, весельем и радостью? (Ответы детей).
- Посмотрите на иллюстрации и скажите, о детстве каких детей сегодня мы будем говорить. (Приложение 2.) (Предположения детей).
- В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских людей. Многие его произведения посвящены нелегкой жизни крестьян. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.
- Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь («Крестьянские дети» Н.А. Некрасова).
- Как вы думаете, детство крестьянских детей отличалось от детства современных мальчишек и девчонок? Чем? (Предположения детей).
- Предлагаю проверить наши предположения, прочитав стихотворение. Читать его мы будем с остановками, чтобы обсудить прочитанное и поделиться своими мыслями.
2. Стадия Содержания
1) - Прежде чем мы начнем читать стихотворение, поработаем с устаревшими словами, которые встречаются в произведении Некрасова. Давайте узнаем их значение. (Значения слов вынесены на доску).
Вологжанин – житель города Вологды.
Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть.
Долото, подпилки – инструменты для работы с деревом.
Лудить – покрывать слоем олова для предохранения поверхности от окисления.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено – накладывать сено.
2) Учитель читает начало стихотворения до слов «О, милые плуты…».
Первая остановка
- Кто является рассказчиком?
- Чем занимается рассказчик в сарае?
- Кто наблюдает за ним?
- Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми?
- Что вызывает у детей недоумение? Чего они не понимают?
3) Учитель читает следующий фрагмент (со слов «О, милые плуты…» до слов «Ух, жарко…»).
Вторая остановка
- Кого автор называет милые плуты? Почему?
- Чему завидует рассказчик?
- Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей?
- Что рассказывает автор о совместных с детьми грибных набегах?
- Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы?
- Серьезно или иронично пишет об этом поэт?
4) Учитель читает третий фрагмент (от слов «Ух, жарко…» до слов «Однажды, в студеную…»)
Третья остановка
- Чем занимаются дети в лесу?
- Что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб?
- В чем состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
5) Учитель читает четвертый фрагмент (от слов «Однажды, в студеную…» до конца).
Четвертая остановка
- Что поразило рассказчика в увиденном?
- Опишите мальчика Власа. Какой он?
- Почему крестьянским детям приходилось работать наравне со взрослыми?
- О чем думает автор?
- Как рассказчик развлекает и веселит детей?
-Каковы плюсы и минусы жизни крестьянских детей? (Обсуждение). Запишите в тетради.
Жизнь крестьянских детей
Плюсы
Минусы
Много свободного времени
Не надо учиться
Много общаются
Много гуляют
Тяжелая работа
Частые болезни
Отсутствие обучения
Недоедание
- Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
- Как автор относится к крестьянам и их труду?
6) Работа с текстом стихотворения.
- Мы познакомились со стихотворением «Крестьянские дети». Данное произведение можно поделить на несколько смысловых частей.
- Поработайте в паре и определите последовательность частей произведения, указав порядок. (Приложение 3).
3. Стадия Рефлексии
- В стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов стремился выделить важную идею – нужно ценить пору детства и наслаждаться им. В тексте произведения можно найти множество авторских мыслей. Поэт рассуждает о судьбе ребятни, о том, что их ждет. Но произведение все равно сохраняет оптимистический настрой.
- Ребята, понравилось ли вам произведение Некрасова? Что для себя вы отметили из прочитанного?
- Составьте пирамиду для отзыва по прочитанному стихотворению. Воспользуйтесь памяткой при работе. (Приложение 4, Приложение 5). (Заслушиваются несколько вариантов или задание остается для домашней работы).
Приложение 1. Пример детской работы (синквейн)
Детство
Веселое, счастливое
Играть, резвиться, дружить
Детство - это счастливая пора
Беззаботность
Шушпанова Кира
Приложение 2. Иллюстрации
Приложение 3. Карточка «План стихотворения»
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.