Задания направлены на закрепление комедии Грибоедова "Горе от ума". В данном произведении поставлены наиважнейшие проблемы того времени: 1) проблема отношения к народу; 2) проблема создания национальной культуры; 3) проблема государственной службы. Люди передовых взглядов тогда демонстративно нигде не служили; 4) проблема просвещения, образования, воспитания; 5) проблема личности. Главное в содержании данного произведения — это борьба двух общественно-политических лагерей: нового и старого, антикрепостнического с крепостническим, которая получила широкое распространение после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал в комедии, которая первоначально называлась «Горе уму», процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и ее борьбу со своим классом. Он смог увидеть передового героя в реальной жизни. Поэтому реализм писателя проявился прежде всего именно в выборе жизненного конфликта, который он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было принято в классицизме и романтизме, а с помощью переноса в пьесу характерных признаков общественных и бытовых явлений. Разнообразные указания на современность, которыми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изображении действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по А. С. Грибоедову »
Карточка №1
Литературным паспортом любого драматургического произведения является его афиша. Внимательно прочитайте афишу комедии «Горе от ума» и ответьте на следующие вопросы:
Каково происхождение имён и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Репетилов, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы «перевели» и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?
Какие ключевые темы комедии заданы уже её названием и афишей?
Как бы вы объяснили отсутствие имён у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а «нумеруются» по порядку: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г.N. и Г.Д.)?
Карточка №2.
Вспомните, с каким словом рифмует Грибоедов фамилию Чацкого при его первом появлении на сцене (действие 1, явление 6). Как, с вашей точки зрения, эта рифма связана с названием комедии, развитием событий и сценической судьбой главного героя?
Карточка №3.
Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?
Карточка №4.
Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?
Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?
Ретроспекции – картина прошлого, обозрение того, что было в прошлом
Карточка №5.
Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?
В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?
Подсказка: место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.
Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности
Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении
Карточка №6.
Попытайте восстановить «интерьер» комедии, опираясь на авторские ремарки и реплики персонажей, опишите дом Фамусова. (Какая комната находится рядом с какой? Входя в дом, куда мы попадаем? И т.д.)
Карточка №7.
Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».
Карточка №8
Какие герои комедии являются членами Английского клуба?
Чем знаменит каждый из них (вспомните характеристики, данные им в комедии)?
В каких контекстах упоминается в «Горе от ума» Английский клуб?
Карточка №9.
Опишите род занятий и служебных обязанности Фамусова, Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.
Какие реалии российской жизни «века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на её страницах этих персонажей?
Карточка №10.
Приведённые ниже характеристики относятся к трём разным героям комедии. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся, и с их помощью дайте краткую характеристику каждого персонаажа, определите его место в системе образов, роль в развитии сюжетной интриги.
Что объединяет всех трёх героев?
Что кардинально отличает друг от друга?
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки!
Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума…
Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит…
Вот он, на цыпочках и не богат словами
Он слова умного не выговорит сроду
И золотой мешок, метит в генералы
Он вольность хочет проповедать!
Кто другой так мило всё уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрёт!
К) Был острый человек, имел душ сотни три.
Карточка №11.
«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения, способах продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:
Ну как не порадеть родному человечку…
Когда же надо подслужиться.
И он сгибался вперегиб.
Веди надобно ж зависеть от других.
… Частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Карточка №12.
Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?
Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?
Карточка №13.
В данный список внесценических персонажей комедии «Гое от ума» ошибочно включены имена героев других драматургических произведений. Вычеркните имена персонажей-«иноземцев» (но постарайтесь вспомнить, из каких пьес русских писателей они попали в этот список).
Расскажите, в каких эпизодах и в связи с какими событиями на страницах «Горя от ума» появляются перечисленные внесценические персонажи: князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Фёдоровна, Андрей Иванович Чмыхов, барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексеевна, дядя Вавила Фалалеич.
Карточка №14.
Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:
Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.
Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.
Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей совей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.
Карточка №15.
Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».
Карточка №16.
Внимательно прочитайте авторские ремарки в сцене разговора Софьи с господином N. (действие 3, явление 14). Дайте режиссёрский комментарий, поясняющий значение каждой ремарки. Как бы вы «расшифровали» эти краткие авторские замечания применительно к мыслям и чувствам героини?
Карточка 17.
Проследите за трансформацией реплик Чацкого (обращённых, например, к Горичу, графине-внучке, Молчалину) в пересказе разных персонажей комедии. Каков механизм формирования сплетни о сумасшествии Чацкого?
Каковы в интерпретации гостей Фамусова, «объективные» свидетельства помрачения рассудка у Чацкого?
Карточка 18.
Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.
По матери пошёл, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз.
Чай, пил не по летам.
В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.
Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Карточка №19.
Ирина Власьевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна… Продолжите список и объясните, по какому принципу подобраны составляющие их имена. Какова роль перечисленных персонажей в развитии действия пьесы? Как эти персонажи влияют на логику сценического поведения главных героев комедии?
Карточка №20.
В левом столбике приводятся имена героев «Горя от ума», в правом канонический набор амплуа, характерный для драматургических произведений 17-18 веков. В соответствии с классическими законами и традициями жанра определите сценические амплуа героев пьесы.
Фамусов
София
Лиза
Молчалин
Чацкий
Героиня
Герой-любовник
Благородный (обманутый) отец
Обманутый (несостоявшийся) любовник
Ловкая служанка, помощница героини
Чем роли героев «Горя от ума» в развитии любовной интриги и сценического действия отличаются от классических комедийных амплуа?
Карточка №21.
В чём проявляется своеобразие роли Чацкого как комедийного героя? Вспомните «комические» ситуации, в которые попадает Чацкий по ходу действия (например, первое появление в доме Фамусова, односторонний «диалог» Фамусова и Чацкого во втором действии, сцена на балу). Почему внешне комическая ситуация каждый раз наполняется для Чацкого внутренним драматизмом?
Карточка №22.
«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - такими предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?
Карточка №23.
К каким персонажам «Горя от ума» относятся цитаты, приведённые в левом и правом столбцах?
Чуть свет уж на ногах!
И я у ваших ног!
Он славно пишет, переводит.
Да он властей не признаёт!
Карету мне, карету!
Ремарка:
При самом входе падает со всех ног.
Однако ж я когда умишком понатужусь
Засяду, часу не сижу
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.
Другие у меня мысль эту же подцепят.
И вшестером, глядь, водевильчик слепят.
…У нас … решительные люди.
Горячих дюжина голов!
Поди, сажай меня в карету.
Вези меня куда-нибудь.
Карточка №24.
Какие приёмы создания комического эффекта использует Грибоедов в «Горе от ума»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.
Карточка №25.
Какова роль внесценических персонажей:
В создании «картины нравов»
В характеристике действующих на сцене персонажей
В развитии любовного конфликта и сюжетного действия?
Карточка №26.
Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? На какую литературную традицию ориентированы отсылки к персонажам античной культуры?
Каковы стилистические функции литературных аллюзий в монологах Чацкого?
Аллюзии – параллели
Карточка №27.
Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».
В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия
Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию
Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».
Карточка №28.
Охарактеризуйте особенности стиха комедии. Каковы художественные возможности вольного стиха в передаче ритма и интонаций живой разговорной речи?