kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольная работа по А. С. Грибоедову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания направлены на закрепление комедии Грибоедова "Горе от ума". В данном произведении поставлены наиважнейшие проблемы того времени: 1) проблема отношения к народу; 2) проблема создания национальной культуры; 3) проблема государственной службы. Люди передовых взгля­дов тогда демонстративно нигде не служили; 4)  проблема просвещения, образования, воспитания; 5) проблема личности. Главное в содержании данного произведения — это борьба двух общественно-политических лагерей: нового и старого, антикрепост­нического с крепостническим, которая получила широкое рас­пространение после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал в комедии, которая первоначально называлась «Горе уму», процесс отрыва передовой части дворянства от косной сре­ды и ее борьбу со своим классом. Он смог увидеть передового героя в реальной жизни. Поэтому реализм писателя проявился прежде всего именно в выборе жизненного конфликта, который он осмыслил не в отвлеченной или аллегорической форме, как это было принято в классицизме и романтизме, а с помощью переноса в пьесу характерных признаков общественных и быто­вых явлений. Разнообразные указания на современность, которы­ми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изоб­ражении действительности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по А. С. Грибоедову »

Карточка №1

Литературным паспортом любого драматургического произведения является его афиша. Внимательно прочитайте афишу комедии «Горе от ума» и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каково происхождение имён и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Репетилов, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы «перевели» и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?

  2. Какие ключевые темы комедии заданы уже её названием и афишей?

  3. Как бы вы объяснили отсутствие имён у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а «нумеруются» по порядку: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г.N. и Г.Д.)?


Карточка №2.

Вспомните, с каким словом рифмует Грибоедов фамилию Чацкого при его первом появлении на сцене (действие 1, явление 6). Как, с вашей точки зрения, эта рифма связана с названием комедии, развитием событий и сценической судьбой главного героя?




Карточка №3.

Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?




Карточка №4.

Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?

Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?


Ретроспекции – картина прошлого, обозрение того, что было в прошлом



Карточка №5.

Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?

В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?


Подсказка: место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.

Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности

Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении



Карточка №6.

Попытайте восстановить «интерьер» комедии, опираясь на авторские ремарки и реплики персонажей, опишите дом Фамусова. (Какая комната находится рядом с какой? Входя в дом, куда мы попадаем? И т.д.)


Карточка №7.

Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».



Карточка №8

Какие герои комедии являются членами Английского клуба?

Чем знаменит каждый из них (вспомните характеристики, данные им в комедии)?

В каких контекстах упоминается в «Горе от ума» Английский клуб?




Карточка №9.

Опишите род занятий и служебных обязанности Фамусова, Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.

Какие реалии российской жизни «века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на её страницах этих персонажей?



Карточка №10.

Приведённые ниже характеристики относятся к трём разным героям комедии. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся, и с их помощью дайте краткую характеристику каждого персонаажа, определите его место в системе образов, роль в развитии сюжетной интриги.

Что объединяет всех трёх героев?

Что кардинально отличает друг от друга?

  1. Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

  2. Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

  1. Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума…

  1. Он славно

Пересмеять умеет всех;

  1. Болтает, шутит…

Вот он, на цыпочках и не богат словами

  1. Он слова умного не выговорит сроду

  2. И золотой мешок, метит в генералы

  3. Он вольность хочет проповедать!

  4. Кто другой так мило всё уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрёт!

К) Был острый человек, имел душ сотни три.






Карточка №11.

«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения, способах продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:

Ну как не порадеть родному человечку…

Когда же надо подслужиться.

И он сгибался вперегиб.

Веди надобно ж зависеть от других.

… Частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.



Карточка №12.

Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?

Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?




Карточка №13.

В данный список внесценических персонажей комедии «Гое от ума» ошибочно включены имена героев других драматургических произведений. Вычеркните имена персонажей-«иноземцев» (но постарайтесь вспомнить, из каких пьес русских писателей они попали в этот список).

Расскажите, в каких эпизодах и в связи с какими событиями на страницах «Горя от ума» появляются перечисленные внесценические персонажи: князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Фёдоровна, Андрей Иванович Чмыхов, барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексеевна, дядя Вавила Фалалеич.



Карточка №14.

Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:

  • Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.

  • Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.

  • Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей совей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.






Карточка №15.

Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».




Карточка №16.

Внимательно прочитайте авторские ремарки в сцене разговора Софьи с господином N. (действие 3, явление 14). Дайте режиссёрский комментарий, поясняющий значение каждой ремарки. Как бы вы «расшифровали» эти краткие авторские замечания применительно к мыслям и чувствам героини?



Карточка 17.

Проследите за трансформацией реплик Чацкого (обращённых, например, к Горичу, графине-внучке, Молчалину) в пересказе разных персонажей комедии. Каков механизм формирования сплетни о сумасшествии Чацкого?

Каковы в интерпретации гостей Фамусова, «объективные» свидетельства помрачения рассудка у Чацкого?




Карточка 18.

Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?

  1. Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.

  1. По матери пошёл, по Анне Алексевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

  1. Чай, пил не по летам.

  2. В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.

  3. Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.



Карточка №19.

Ирина Власьевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна… Продолжите список и объясните, по какому принципу подобраны составляющие их имена. Какова роль перечисленных персонажей в развитии действия пьесы? Как эти персонажи влияют на логику сценического поведения главных героев комедии?











Карточка №20.

В левом столбике приводятся имена героев «Горя от ума», в правом канонический набор амплуа, характерный для драматургических произведений 17-18 веков. В соответствии с классическими законами и традициями жанра определите сценические амплуа героев пьесы.


Фамусов

София

Лиза

Молчалин

Чацкий

Героиня

Герой-любовник

Благородный (обманутый) отец

Обманутый (несостоявшийся) любовник

Ловкая служанка, помощница героини


Чем роли героев «Горя от ума» в развитии любовной интриги и сценического действия отличаются от классических комедийных амплуа?



Карточка №21.

В чём проявляется своеобразие роли Чацкого как комедийного героя? Вспомните «комические» ситуации, в которые попадает Чацкий по ходу действия (например, первое появление в доме Фамусова, односторонний «диалог» Фамусова и Чацкого во втором действии, сцена на балу). Почему внешне комическая ситуация каждый раз наполняется для Чацкого внутренним драматизмом?




Карточка №22.

«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - такими предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?




Карточка №23.

К каким персонажам «Горя от ума» относятся цитаты, приведённые в левом и правом столбцах?

Чуть свет уж на ногах!

И я у ваших ног!


Он славно пишет, переводит.







Да он властей не признаёт!


Карету мне, карету!



Ремарка:

При самом входе падает со всех ног.


Однако ж я когда умишком понатужусь

Засяду, часу не сижу

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят.

И вшестером, глядь, водевильчик слепят.


…У нас … решительные люди.

Горячих дюжина голов!


Поди, сажай меня в карету.

Вези меня куда-нибудь.


Карточка №24.

Какие приёмы создания комического эффекта использует Грибоедов в «Горе от ума»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.




Карточка №25.

Какова роль внесценических персонажей:

  • В создании «картины нравов»

  • В характеристике действующих на сцене персонажей

  • В развитии любовного конфликта и сюжетного действия?



Карточка №26.

Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? На какую литературную традицию ориентированы отсылки к персонажам античной культуры?

Каковы стилистические функции литературных аллюзий в монологах Чацкого?


Аллюзии – параллели



Карточка №27.

Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».

  • В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия

  • Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию

  • Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».



Карточка №28.

Охарактеризуйте особенности стиха комедии. Каковы художественные возможности вольного стиха в передаче ритма и интонаций живой разговорной речи?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Контрольная работа по А. С. Грибоедову

Автор: Бутаева Дамели Рахметулаевна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума""
    ["seo_title"] => string(56) "kontrolnaia_rabota_po_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma"
    ["file_id"] => string(6) "474643"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1530463048"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Контрольная работа по биографии и творчеству Грибоедова"
    ["seo_title"] => string(56) "kontrolnaia_rabota_po_biografii_i_tvorchestvu_griboedova"
    ["file_id"] => string(6) "571907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612079385"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума""
    ["seo_title"] => string(58) "kontrolnaia_rabota_po_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma_1"
    ["file_id"] => string(6) "642606"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702838380"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Контрольная работа по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума""
    ["seo_title"] => string(60) "kontrol_naia_rabota_po_komiedii_a_s_griboiedova_gorie_ot_uma"
    ["file_id"] => string(6) "416350"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495036452"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Контрольная работа по литературе 9 класс по творчеству В. Жуковского и А. Грибоедова"
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_literature_9_klass_po_tvorchestvu_v_zhukovskogo_i_a_griboe"
    ["file_id"] => string(6) "551517"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1590532082"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства