Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "А.П. Чехов "Смерть чиновника""»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Вологды
Конспект урока литературы
с использованием компьютерной презентации
Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника»
(7 класс)
Учитель МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №5» г. Вологды
Седунова Елена Витальевна
Пояснительная записка
По программе Г. С. Меркина рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» изучается в 7 классе вместе с другим рассказом писателя «Хамелеон». Несмотря на сложность понимания данного произведения семиклассниками, автор учебника не предлагает вопросов для анализа произведения, а рекомендует учащимся самостоятельно дать характеристику рассказа и выйти на его основную мысль, учитывая способы раскрытия образов и роль художественно-выразительных средств. Очевидно, что такая задача по силам лишь отдельным ученикам; рассказ требует подробного рассмотрения, для того чтобы художественная идея произведения была понята семиклассниками правильно. К тому же построение программы дает возможность сопоставления рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» с произведением Н. В. Гоголя «Шинель» и выявления особенностей темы «маленького человека» у каждого писателя.
Разработанный конспект урока сопровождается показом компьютерной презентации, основным моментом в которой является видеоролик, где «Смерть чиновника» читает И. Ильинский. Считаю, что показ слайдов не только даст возможность более яркого эмоционального восприятия произведения, но и поможет увлечь учащихся творчеством А. П. Чехова.
Цель урока – определение основной мысли рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника»;
- развивать навыки выявления авторской позиции в литературном произведении;
- формировать коммуникативные навыки учащихся и умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П. Чехова и познакомимся с его рассказом «Смерть чиновника». Но для начала давайте вспомним, что вы знаете о жизни и творчестве этого писателя.
2.
- Каким человеком он предстает?
- Расскажите о своих впечатлениях от рассказов Чехова.
- Какие произведения писателя вам хотелось бы перечитать?
- В чем особенности его творческой манеры? (Краткость, лаконизм произведений; высмеивание отрицательных явлений действительности)
3.
Мы знаем, что Чехов – писатель необычный, т.к. материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за людьми в различных ситуациях.
4.
Рассказ «Смерть чиновника» написан Чеховым в 1883 году. Он относится к так называемым «ранним» произведениям писателя. Давайте с ним познакомимся. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик, где рассказ читает народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР И. Ильинский.
5.
(Продолжительность видеофрагмента 7
минут.)
6.
- Расскажите о своих впечатлениях от произведения?
- На чем строится сюжет рассказа?
- Кто такой Червяков?
- Найдите в словаре значение слова экзекутор. (Экзекутор – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности).
- Значение еще каких слов вам не понятно? (Статский генерал – гражданский чин 4 класса. Ведомство – отрасль, часть государственного управления. Вашество – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов. Вицмундир – парадная служебная одежда.)
- Какая неприятность приключилась с чиновником?
- Почему он так сильно переживает из-за случившегося?
- Каково ваше отношение к герою рассказа?
Уже заглавие рассказа готовит нас к его трагическому финалу. Но, прочитав его первые строки, мы обнаруживаем несоответствие между сюжетом рассказа и манерой его повествования. Слово «смерть» в заглавии и «помер» в конце рассказа побуждают к сопереживанию герою. Но между тем в рассказе немало смешного. Даже начинается он как-то несерьезно: «В один прекрасный вечер…»
7.
Таков и рассказ Чехова «Смерть чиновника».
8.
Давайте разберемся в терминологии.
- Что сближает и что различает понятия юмор и сатира?
- Рассказ «Смерть чиновника» юмористический или сатирический?
- Найдите примеры авторской иронии в тексте.
Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова «смерть» и заканчивается словом «помер». Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п. Но как и многие рассказы Чехова, этот рассказ не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя придает рассказу трагичность.
9.
Учащиеся работают самостоятельно, записывая в тетрадь элементы композиции рассказа.
10.
Проверка работы учеников по композиционному построению произведения.
Почему Чехов именно так заканчивает рассказ и какова его основная мысль, нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
11.
- Как, на ваш взгляд, выражается авторская позиция в этом рассказе?
1) Чехов в рассказе «Смерть чиновника», как и во многих своих произведениях использует прием «говорящих фамилий».
- Как характеризуют героев рассказа их фамилии? (Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается. Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью; брезготать – кричать резким голосом, ворчать («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).
2) В творчестве А. П. Чехова большое значение имеет художественная деталь - выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую, образную и идейно-эмоциональную нагрузку.
- Найдите и прокомментируйте художественные детали в этом произведении. (Червяков умирает в новом вицмундире. Эта деталь подчеркивает, что он перестал быть человеком, в нем остался только мелкий чиновник, который в конце произведения перестает функционировать.)
3) Средством выражения авторской позиции является речевая характеристика героев. Попробуйте охарактеризовать Червякова с точки зрения его речи. (Постоянные извинения сопровождаются употреблением героем слов с частицей –с: «я чихнул-с», «изволите знать-с», «что-с» и т.д. Его чинопочитание подчеркивается обращениями к генералу: «вашество», «милостисдарь». Многочисленные многоточия передают робость Червякова. Автор показывает, что чинопочитание и самоуничижение навсегда укрепилось в его сознании.)
- Чем интересна речь генерала Бризжалова? (Автор, изображая генерала Бризжалова, показывает лишь его реакцию на действия Червякова, нисколько не демонстрируя его значимость. Его реплики это подчеркивают. Восклицательные предложения передают нарастание эмоций героя к концу рассказа и его отношение к поведению Червякова. )
- Унижал ли чиновника генерал? Подчеркивал ли свое превосходство?
- Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности. (Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.)
12.
Сюжет рассказа «Смерть чиновника» может вам напомнить повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека» не нова в литературе.
- Одинаково ли отношение Гоголя и Чехова к своим героям?
Чехов нарушает литературную традицию, которая заключалась в сочувствии маленькому человеку. Червяков смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому что унижает себя сам. Это уже не «маленький человек», а «ничтожный».
Наиболее четко эта мысль выражена в исследовании И. Толоконниковой.
13.
Запись в тетрадь:
Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».
1)Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2)Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3)«Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.
НО! Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника».
14.
В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.
- Какова же основная мысль этого рассказа?
- Над чем смеется Чехов?
- Могут ли такие люди, как Червяков, встретиться на сегодня?
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
15.
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Почему рассказ Чехова называется «Смерть чиновника», а не «Смерть человека» или «Смерть Червякова?»
Список литературы, использованной при подготовке к уроку:
Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и заданиях: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2001.
Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Авт-сост. Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2007.
Паперный З. А.П. Чехов// Русская литература XIX века. 10 класс: Практикум/ Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997.
Толоконникова И. О рассказе Чехова «Смерть чиновника» / Русский язык и литература для школьников. – 2008. - № 2.
Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А, Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999.