Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Стальное колечко""»
МБОУ «Рыбновская Средняя школа №3»
Учитель: Н.П.Карабухина
Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.
Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
Ход урока
1. Организационный момент.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.
2. Работа по теме урока.
1) Постановка учебной проблемы.
а) Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд№1)
Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. (Слайд№2)
Вчера мы начали знакомиться с творчеством этого писателя.
- Какое произведение читали?
- Понравилось ли оно вам?
- Как вы думаете, что представляет собой этот человек?
-Можно ли назвать Паустовского детским писателем?
Учитель. Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками и почитателями творчества писателя. Открылся в ноябре 1975 года. Праздник К.Г.Паустовского – ежегодно отмечается 31 мая, в день открытия музея. (Слайд№3)
б) - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?
В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Схема на доске:
СКАЗКА РАССКАЗ
Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. (Слайд№4)
2). Формулирование темы урока. Постановка целей урока.
- Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?
(ответы детей)
Цели:
провести анализ художественного произведения;
определить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно? (Ответы детей. Они определяют задачи).
Задачи:
1.хорошо знать содержание;
2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;
3.понять точку зрения автора. (Слайд№5)
3) . Совместное открытие знаний.
а) - Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Мини тест "Самый внимательный". Поработай самостоятельно и найди неправильные предложения. Рядом с предложениями напиши да или нет.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Проверка с доски: Нет, нет, да, нет, да, нет. (Слайд№6)
-Что неверно? Давайте вместе исправим.
б) Пересказ начала текста. (Индивидуальное домашнее задание) .
-Как называется начало рассказа? (вступление)
-Как называется начало в сказке? (зачин)
-Сейчас мы послушаем начало текста, а вы подумайте на что похоже на сказку или на рассказ.
-На что похоже начало нашего произведения?
-Почему? ( Точно названо село, в котором живут герои).
-Отметим это на доске:
в) Встреча с бойцами.
-Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
-Могли выглядеть наши герои так, как вы видите на иллюстрации в учебнике на странице№77?
-В чём помогает иллюстрация? (образно представить)
-Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (стр. 76, 2 абзац сверху со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
-Прочитаем эту часть текста по ролям.
- Нам нужны (4 человека)
автор
Варюша
боец с бородой
второй боец
- Как боец называет Варюшу? (стр 77 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)
-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах? (сравнение, метафора)Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносномзначении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета скаким-либо другим на основании их общего признака.
- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?
- Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)
г) Ф/М.
-Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
безымянный - большущая радость
указательный - увидишь весь мир
- Почему люди носят кольца? (Слайд№7)
1.В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
2. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
3. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
4. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
д) Варюша в лесу ищет кольцо. (Слайд№8)
-К какому эпизоду подходит иллюстрация?
-Почему Варюша потеряла колечко?
- Зачитайте, почему Варюша заплакала? (стр79,снизу 2 абзац) (любопытная, неосторожная)
- Так какая же Варюша? Что вы о ней скажете? (добрая, заботливая)
-Как вы думаете, почему боец ничего не сказал девочке о мизинце?
-О каком герое мы с вами забыли?
-Можно ли героев нашего произведения назвать сказочными?
-отметим это на доске:
е) Акцентное вычитывание описания весны.
-Посмотрите, как художник иллюстратор показал весну. (стр 74)
- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка увидела весну. (стр81-82)
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке?
ж) «Варя в лесу весной”»(Слайд№9)
-Прочитайте слова на следующем слайде. Восстановите по словам-действиям события и зачитайте отрывок. (стр75)
нашла
начала отгребать
блеснул
вскрикнула
присела
не заржавело
схватила
надела
побежала
-На какой палец девочка надела колечко?
-Обдумывала ли она этот поступок?
-Как это характеризует Варюшу?
-Что она увидела, когда прибежала домой? ( Слайд №10)
-Значит, колечко волшебное?
-Покажем это на доске:
- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?
-Найдите и прочитайте. (стр. 84)
А почему она не захотела повидать белый свет?
- Перечитать заключительные слова сказки.
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
4. Закрепление.
Ребята, а всё - таки, это произведение сказка или рассказ? (работа по таблице)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
2. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.
3.Страница 77 №4,5
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое.
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы.
На платформе девочка встретила двух бойцов.
Боец попросил подарить ему махорки.
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки.
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.