kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Русская литература и русская история ХIХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока по литературе для 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Русская литература и русская история ХIХ века"»

Тема: Русская литература и русская история ХIХ века.

Цели урока: знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы ХIХ в. с точки зрения истории и литературы; показать значение русской литературы ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.


Ход урока

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в ХIХ веке, но и поражающее разнообразие их.

М. Горький


I. Повторение основных сведений, изученных в 9 классе

Прочитайте эпиграф к уроку — это слова М. Горького — замечательного русского писателя.

— Как вы их понимаете?

— О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных, всеми любимых поэтах и писателях, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые вошли в золотой века русской литературы; И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и многие другие.)

Задание.

Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в XVIII веке и в первой половине ХIХ века, изученные в 9 классе.


II. Знакомство с учебником литературы для 10 класса

Отметим, что он состоит из двух частей. В книге дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Задание.

Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительные черты литературы I-ой половины ХIХ века? Выпишите ответ в тетрадь.


III. Русская литература на рубеже ХVIII-ХIХ веков

1. Лекция учителя.

Уже с конца ХVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х гг. ХIХ в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским — по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.

Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине ХVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма,— движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Существовало два варианта создания нового литературного языка. Н. М. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влияния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

В 1801 г. молодые поэты А. Ф. Воейков, А. С. Кайсаров, Родзянка, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература — бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.

К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начавшаяся в ХIХ веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.


2. Составление периодической таблицы.


Период

События и изменения в литературе

Конец 1790-х - 1800-е гг.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.

1810-е гг.

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова

1820-1830-е гг.

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь


IV. Семинар на тему «Становление реализма как жанра литературы»

1. Работа с учебником. Стр. 3-5 (I часть); 5-10 (II часть).


2. Вопросы и задания:

— Почему Томас Мани русскую литературу ХIХ в. назвал святой?

— Какие традиции литературы XVIII века были унаследованы?

— Каковы особенности социально-политической обстановки в России?

— Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей ХIХ столетия?


Домашнее задание

1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная критика и журнальная критика 60-х годов ХIХ века?

2. Расширить данные периодической таблицы о писателях, их творчестве и литературной деятельности.


Дополнительный материал для учителя

Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили и в России, и на Западе в конце ХVIII — первой четверти ХIХ века. По словам Белинского, роман возник в ту эпоху, когда «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».

Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Именно на долю романа, с точки зрения Белинского, выпала задача дать «художественный анализ современного общества». Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.

В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа — принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.




Урок 2. Творчество писателей конца ХVIII-начала ХIХ веков. Обзорное знакомство

Цель урока: знакомство с творчеством писателей романтического и реалистического периодов русской литературы.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Слушаем 1-2 ответа учеников на вопрос домашнего задания.

— Назовите литературные направления в литературе ХVIII века и первой половины ХIХ века.


II. Творчество Г. Р. Державина. Лекция учителя

Гаврила Романович Державин (1743—1816) родился в семье мелкопоместных казанских дворян. Рано потерял отца. Не окончив гимназию, Державин был призван на военную службу. Державин был талантлив и очень разносторонен. Он заложил основу всех последующих систем русской поэзии. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина с легкостью обнаруживаются следы «Фелицы». В «Полтаве» повторяется «рисунок» державинского описания боя. Без духовных од Державина, без его «Фелицы», «Памятника», «Водопада», «Ласточки» невозможно представить себе русской поэзии.

Первые стихотворные опыты Державина относятся ко времени его службы солдатом Преображенского полка. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II.

Решительный и смелый, независимый в суждениях, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников.

Державина обошли наградами, было признано, что он «недостоин продолжать военную службу». Пробыв несколько лет на гражданской службе под начальством князя Вяземского, Державин вынужден был уйти в отставку. В эти нелегкие для Державина годы его литературное дарование достигло замечательного расцвета.

Стихи его, хотя и без имени автора, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание одного из самых значительных по силе мысли и энергии поэтического выражения произведений Державина — оды «На смерть князя Мещерского». Но слава пришла к нему лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице» (лат. — «счастье»).

— Дайте определение понятию «ода».

Ода «Фелица» обращена к Екатерине II. Эта ода прославляла царицу, но не прямо, а косвенно: через обращение к литературному персонажу и через противопоставление ее развращенным «мурзам».

Он соединил в своей «Оде к Фелице» два различных стихотворных вида и создает небывалое до того произведение — оду-сатиру. Взамен отвлеченно-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделенная автобиографическими чертами. Все это стало подлинным литературным переворотом. Под пером Державина высокая одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще.

20 мая 1783 г. ода внезапно появляется на страницах первой книжки «Собеседника любителей российского слова». Вскоре Державин получает посылку с золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами, и запиской: «Из Оренбурга от киргизской царевны мурзе Державину». В табакерке 500 червонцев.

Внимание Екатерины было для Державина как лестным, так и опасным. Появились завистники. Поэта обвиняли, что он восхваляет императрицу из корыстных побуждений, тем более что в глазах людей, хорошо ее знавших, Екатерина образцом добродетели не являлась. Позже поэт сам обнаружит это, став ее статс-секретарем. Пока же он пытается объяснить свое восхищение Екатериной. Державин пишет в 1783—1784 гг. удивительное стихотворение «Видение мурзы», начало которого просто захватывает своим лирическим напряжением:


На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем...


Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Он достиг высших государственных должностей — сенатора, государственного казначея, министра юстиции. В служебной деятельности поэта наряду со взлетами много и стремительных падений. Так, например, он был отстранен от поста губернатора и предан суду. Императрица, на значив было поэта своим личным секретарем, вскоре его уволила.

Павел I подверг Державина опале, а Александр I в 1803 г. окончательно отстранил его от государственных дел.

Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. «Долг поэта в мир правду вещать»,— заявлял он. Убедившись во время личного общения с Екатериной, что созданный в «Оде к Фелице» образ царицы идеализирован, он отказался писать ей хвалебные стихи. В замечательной сатирической оде «Вельможа» поэт высмеивает гордящуюся только гербами предков «позлащенную грязь»:


Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.


Столь же резко и стихотворение «Властителям и судиям», где поэт призывает небесные громы разразиться над головами «земных богов» — не только князей и вельмож, но и самих царей. В стихах Державина нашли яркое отражение героика его времени, блестящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.

Но, даже в лучших его произведениях, наряду с местами, поражающими своей силой и красотой, много искусственного, риторического.


III. Поэзия К. Н. Батюшкова (1787-1855)

Лирика Батюшкова — начало большого пути новой русской поэзии, выразительницы такого строя мыслей и чувств.

В последней трети ХVIII века в России расцвел жанр «легкой поэзии» (застольные песни, романсы, дружеские послания, элегии), который представлял собой периферию поэзии, так как воссоздаваемый в нем «малый», «внутренний» мир был согласно жанровому мышлению классицизма изолирован от «большого», «внешнего». В ХVII веке ода должна была решать серьезные проблемы человеческой жизни (такова и ода Державина). У Батюшкова этой цели начинает служить элегия.

Начало ХIХ столетия принесло с собой представление о различных связях человека с внешним миром. Единичное человеческое сознание, заново, «для себя» осмысляя всеобщую жизнь, заявило о своей абсолютной ценности романтизмом.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом ее изображения является душевная жизнь человека, — не как «малая» часть большого мира, а как мерило ценности этого мира.

В стихах Батюшкова возникает образ «автора», вначале страстно увлеченного радостями бытия, сопровождающими его даже в «царство теней», и затем столь же страстно оплакавшего их бренность.

Современники вспоминают о Батюшкове как о человеке необычайно впечатлительном, наделенном тонким умом, характером мягким и в то же время раздражительным. Он был деликатным и болезненно самолюбивым; в нем совмещались беспечность и душевная тревога, живость и скрытность, способность легко падать духом и так же легко «воскресать» от самой маленькой удачи, от приятного впечатления.

Однако тема душевной неустойчивости, противоречивости характера, в поэзии Батюшкова отразилась мало. Для него мир стихов — это мир ясной и простой душевной гармонии, где сами человеческие желания, в сущности, бесхитростны и нарочито наивны:


…Дружбе дам я час единый,

Вакху час и сну другой;

Остальною ж половиной

Поделюсь, мой друг, с тобой!

(«Ложный страх»)


Любовь для Батюшкова, как и красота, олицетворяла жизнь. Качества, которыми наделен батюшковский лирический герой, призваны символизировать полноту физического бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи — голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки — лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами:


Все с утром оживает,

А Липа почивает

На ложе из цветов...

И ветер тиховейный

С груди ее лилейной

Сдул дымчатый покров...

И в локоны златые

Две розы молодые

С нарциссами вплелись;

Сквозь тонкие преграды

Нога, ища прохлады,

Скользит по ложу вниз...

Я Лилы пью дыханье

На пламенных устах,

Как роз благоуханье,

Как нектар на пирах!..

(«Мои пенаты»)


Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Стихи Батюшкова уникальны в русской поэзии по богатству чисто языковой — фонетической и синтаксической — выразительности:


О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной...

(«Мой гений»)


Уже современники отмечали «сладкогласие «благозвучие», «гармонию» батюшковских стихов. Сам Батюшков придавал большое значение красоте поэтического языка, — это соответствовало его пониманию искусства.

Батюшковский языковой образ создавался не только фонетическими и синтаксическими средствами. Тончайшее использование лексической окраски слов — одно из главных новаторских свойств поэзии Батюшкова. В лирике использование лексической окраски дает глубокие смысловые эффекты.

Батюшков стоит в самом начале новой эпохи русской лирики. Создавая свою оригинальную поэтическую систему, он испытывал большие трудности. Не только необработанность языка, но сила прежней художественной традиции была причиной трудности ее преодоления. Наиболее сильные стороны поэзии Батюшкова все отчетливее определялись и осознавались им самим во второй половине 1810-х годов. Батюшков был свидетелем того, как открытия, стоившие ему огромных усилий, оказывались трамплином для новых поэтических взлетов. Русская поэзия развивалась стремительно, а Батюшкова подстерегала болезнь, вырвавшая его из живой жизни именно тогда, когда он пришел к полной творческой зрелости1.


III. Чтение стихотворений поэтов начала ХIХ века (по выбору учителя и учащихся)


Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о характерных особенностях русской литературы и русской критики второй половины ХIХ века.

2. Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина, выученные наизусть, основные этапы его творчества.




1 Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. — М.: Худ. лит., 1970.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по литературе "Русская литература и русская история ХIХ века"

Автор: Давлетханова Айсылу Рафитовна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война" "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-vnieshniaia-politika-rossii-kontsa-khikh-nachalie-khkh-v-russko-iaponskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "244861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024322"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Каюм Насыйри хезм?тл?ренд? ХIХ гасырда яш?г?н урта х?лле татар халкыны? йорт-?ирл?ре,кием салымнарыны? бирелеше. "
    ["seo_title"] => string(131) "kaium-nasyiri-khiezm-tl-riend-khikh-ghasyrda-iash-gh-n-urta-kh-llie-tatar-khalkynyn-iort-zh-irl-rie-kiiem-salymnarynyn-birielieshie"
    ["file_id"] => string(6) "208732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430894739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства