kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Образ Мцыри.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы в 8 классе на тему: Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри".Образ Мцыри. В ходе урока обучающиеся знакомятся с романтическим героем произведения, особенностями произведения. Высказывают собственное мнение, рисуют словесные картины к произведению.Данное произведение актуально для обучающихся пенитенциарной системы. Так как главный герой ощущает своё пребывание в монастыре как в заточении, ограничении свободы. Стремление главного героя вырваться на свободу очень близко нашим обучающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Образ Мцыри. »

Карташова Вера Петровна

учитель русского языка и литературы

КОУ «Осташковская вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа»


Урок литературы 8 класс

«Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри».


Цели:

Образовательные:

-дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

-охарактеризовать особенности лермонтовского романтизма (на материале поэмы «Мцыри»);

-определить тему и идею поэмы;

-углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

-проанализировать образ главного героя лермонтовской поэмы;

-систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

Развивающие:

-развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

-развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.

Воспитательная:

-активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.


Методы и приемы: репродуктивный; поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста).

Тип урока: смешанный (объяснение нового; анализа текста; систематизации и обобщения знаний и умений).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа.

Средства работы: портрет М. Ю. Лермонтова, тетради, учебники, текст поэмы.

Опережающим заданием было – прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Тема нашего урока сегодня весьма обширна: «Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности романтического восприятия. Образ Мцыри» И мы попытаемся через содержание поэмы, образ главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор.

Но прежде постараемся доказать, что поэма «Мцыри» - это романтическая поэма. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).

Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Итак, основные признаки романтизма мы определили. Вспоминаем текст поэмы и подтверждаем эти признаки содержанием.

 - Кто герой поэмы? Назовите первый признак романтического произведения.

 - Кто такой Мцыри? Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

 - Где происходят события поэмы? Назовите второй признак романтического произведения.

 - Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (работаем с учебниками, находим гл. 6, с. 118).

Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте.

Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

 - Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом?

 - Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл. 13, с. 123).

 - Следующий признак романтического произведения – единство человека с природой. Обращаемся к главе 8, с. 120. Читаем отрывок.

Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж. Поэма была написана в 1838 году под впечатлением реальных событий (ссылка на Кавказ), а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии.

Какой эпиграф имеет поэма? Для какой цели писатели обычно используют эпиграф к произведению.

Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. Затем эпиграф был взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не победит своих врагов, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, и, когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в медовый сот «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль. Почему М. Ю. Лермонтов выбрал именно данный эпиграф к поэме и отказался от первого варианта – на этот вопрос мы ответим после анализа всей поэмы. Далее – работаем в группах (см. Приложение 2).

1 группа занимается композицией поэмы. Отвечает на вопросы:

Сколько глав в поэме?

Выделите микротему каждой главы.

Сколько дней длятся события, о которых рассказывает Мцыри? (в форме таблицы: день – событие).

в монастыре от той жизни, которую он провел на воле?

Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?

2 группа ищет вопросы Мцыри в главах

3, 4, 5, 6, 8, 20, 21. Выписывает их. Каков смысл этих вопросов и как бы вы ответили на них?

И решает следующие проблемы:

Какова была цель Мцыри?

К чему он стремился?

Какая страсть одолевала его?

Работу завершаем – сообщаем результаты.

Возвращаемся к образу главного героя. На основе заполненных таблиц – работаем дальше. Почему же он бежит из монастыря?

Сколько дней провел герой на свободе?

Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Чем, по Мцыри, отличается жизнь

Что же для Мцыри значит «жить»?

Какова последняя просьба главного героя?

Остановимся на проблематике поэмы. Поэт постоянно подчеркивает, что герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Проблуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом. Почему гибнет Мцыри, даже перед лицом смерти не жалеющий о проведенных 3 днях на свободе. Какова же основная проблема поэмы?

 - Почему образ Мцыри был так близок Лермонтову? В чем похожесть судьбы Мцыри и Лермонтова?

Подведем итоги урока. Докажите, что «Мцыри» является романтической поэмой. Опираясь на заполненные в ходе урока схемы и признаки.

Задание творческого характера.

Словесное рисование иллюстрацию к какому - либо эпизоду поэмы: объясните свой выбор, опираясь на цитаты из текста.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Образ Мцыри.

Автор: Карташова Вера Петровна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства