kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов и его романтический герой" (на основе поэмы «Мцыри»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с романтической поэмой «Мцыри» Лермонтова  занимает важное место при изучении   литературы 19 века. На примере этой поэмы учащиеся раскрывают понятия романтизм и романтический герой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов и его романтический герой" (на основе поэмы «Мцыри»)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юрлинская средняя общеобразовательная школа им. Л.Барышева»









Урок литературы в 8 классе

Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов и его романтический герой

(на основе поэмы «Мцыри»)






Черемных Алла Ивановна

учитель русского языка и литературы








2016 г.




Конспект урока.

8 класс.

Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,  В.И.Коровин. Литература. 8 класс, в двух частях (учебник для общеобразовательных учреждений). М.: Просвещение, 2013г.

Комментирование к уроку: знакомство с романтической поэмой «Мцыри» Лермонтова занимает важное место при изучении литературы 19 века. На примере этой поэмы учащиеся раскрывают понятия романтизм и романтический герой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов и его романтический герой

(на основе поэмы «Мцыри»).

Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; актуализировать знания о романтизм, как литературном направлении; выявить черты романтического героя.

Задачи урока:

Предметные: совершенствовать умение анализа поэтического текста, на примере поэмы «Мцыри»; охарактеризовать Мцыри как романтического героя; увидеть взаимосвязь автора и его героя.

Метапредметные: продолжить знакомство с приемами анализа текста, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Личностные: раскрыть для себя понятия «воля» и «плен».

Формы организации деятельности учащихся: фронтальный опрос, просмотр фоторяда, составление кластера, комментированное чтение.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.







Ход урока


п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, с примерными ответами.

1

Оргмомент.

Мотивация.


-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с литературой 19 века и поговорим о великом поэте, творчество, которого волнует нас.

(Показ фоторяда из разных произведений М.Ю. Лермонтова, изученных раннее + одно неизвестное из поэмы «Мцыри»).






Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока.

Показывает фоторяд, мотивируя к актуализации знаний.

Погружаются в рабочую атмосферу, внимательно смотрят фоторяд, намечают для себя знакомые сюжеты.



2

Актуализация раннее изученного материала

Фронтальный опрос:

- О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке.



- Что помогло вам это определить?







- Что мы знаем о жизни и творчестве Лермонтова?







- Какое главное чувство проходит через все творчество Лермонтова?


Слово учителя:

Поколение Лермонтова оказалось на распутье. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о бесцельности жизни. Лермонтов пытается показать сильного, гордого, мужественного человека.

Организует фронтальный опрос.

Актуализирует знания учащихся о писателе. Помогает вспомнить основные мотивы в творчестве Лермонтова.



-О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.



- Фоторяд из разных произведений Лермонтова, его известные произведения: «Парус», «Тучи».



-прожил очень короткую жизнь, погиб на дуэли. Воспитывался бабушкой, очень тяжело переживал разлуку с отцом.

Его судьба сильно переплетается с Кавказом.

- Чувство одиночества, потерянности.

3

Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений.

Подведение к новому знанию

-Все ли произведения из фоторяда вам знакомы?


-Эти картины относятся к романтической поэме Лермонтова «Мцыри».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

(картины эпизодов «Мцыри»)

Показывает фоторяд, объявляет новое произведение. Пытается подтолкнуть к раскрытию темы произведения до первичного чтения.

Еще раз просматривают фоторяд, находят фото, которые им незнакомы.




- Речь пойдет о молодом человеке, юноше. Скорее всего. он одинок, так как это основная тема творчества Лермонтова. У героя произойдет роковая встреча со зверем.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения. Знакомство с эпиграфом.

Откройте поэму. Как мы с вами видим, Лермонтов начинает свое произведение с эпиграфа.

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств


-Предположите, что нас ожидает при чтении поэмы?














-Что мы можем сказать о названии произведения?

Переверните карточки, мы с вами видим значение слова Мцыри, взятое из словаря Ушакова..(приложение 1)

Организует работу по анализу эпиграфа. Работа с карточкой.

Работают с учебником.



-Опираясь на эпиграф, мы можем предположить, что герой произведения гибнет. Он прожил, скорее всего, короткую жизнь, так как «вкусил мало меда».



Работают с карточкой.

-Главным героем произведения станет послушник монастыря.

5

Этап реализации построенного проекта.

Комментированное чтение.

Первичное чтение поэмы «Мцыри» (1,2 главы)

Сейчас мы с вами начнем читать поэму. Познакомимся с первыми двумя главами. Ваша задача при чтении глав попробовать создать кластер.

1 вариант – место действия;

2 вариант – судьба ребенка

(приложение 2)


Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы, создание кластера.

Внимательно слушают текст. Работают в тетрадях, создают кластер.

6

Этап включения в систему знаний и повторений.

Понятие романтический герой.

Мы только начали читать произведение.

-Можем ли мы сказать, какая натура у нашего героя? Что он за человек?

















-Как называется тип такого героя в литературе?

Организует фронтальный опрос. Выводит обучающихся на типизацию героя.

- Перед нами одинокий юноша, который с детства не знал, что такое игра.

«Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок».

-Он тоскует в неволе

«Смотрел, вздыхая, на восток,

Гоним неясною тоской

По стороне своей родной».


-Романтический герой. Герой, находящийся в постоянном поиске. Герой, который не знает покоя.

7

Итог урока.

Рефлексия.

-Чем занимались сегодня на уроке?

-Хочется ли вам дочитать поэму, чтобы узнать судьбу Мцыри?

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

- Вспомнили творчество М.Ю. Лермонтова.

Увидели фоторяд его произведений.

Начали знакомство с поэмой «Мцыри». Составляли кластер

8.

Домашнее задание

Дома вам будет нужно

  1. Дочитать поэму.

На выбор:

1.История написания поэмы

2.Происхождение эпиграфа к поэме






























Приложение 1

Карточки на партах

МЦЫРИ 
нескл., м. (груз. mciri - отшельник, аскет). Послушник монастыря.




























Приложение 2

Кластер

Место действия

Она цвела



Божья благодать сошла

На Грузию



Был монастырь



Струи Арагвы и Куры


















Судьба ребенка

тихо, гордо умирал



однажды он исчез



к плену он привык



Бродил безмолвен, одинок,



Без жалоб он Томился



лет шести



Тот занемог



Ребенка пленного






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черемных Алла Ивановна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377034

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства