«Юрлинская средняя общеобразовательная школа им. Л.Барышева»
2016 г.
(на основе поэмы «Мцыри»).
№ п/п | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, с примерными ответами. |
1 | Оргмомент. Мотивация. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с литературой 19 века и поговорим о великом поэте, творчество, которого волнует нас. (Показ фоторяда из разных произведений М.Ю. Лермонтова, изученных раннее + одно неизвестное из поэмы «Мцыри»).
| Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока. Показывает фоторяд, мотивируя к актуализации знаний. | Погружаются в рабочую атмосферу, внимательно смотрят фоторяд, намечают для себя знакомые сюжеты. |
2 | Актуализация раннее изученного материала | Фронтальный опрос: - О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке.
- Что помогло вам это определить?
- Что мы знаем о жизни и творчестве Лермонтова? - Какое главное чувство проходит через все творчество Лермонтова? Слово учителя: Поколение Лермонтова оказалось на распутье. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о бесцельности жизни. Лермонтов пытается показать сильного, гордого, мужественного человека. | Организует фронтальный опрос. Актуализирует знания учащихся о писателе. Помогает вспомнить основные мотивы в творчестве Лермонтова. | -О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. - Фоторяд из разных произведений Лермонтова, его известные произведения: «Парус», «Тучи». -прожил очень короткую жизнь, погиб на дуэли. Воспитывался бабушкой, очень тяжело переживал разлуку с отцом. Его судьба сильно переплетается с Кавказом. - Чувство одиночества, потерянности. |
3 | Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений. | Подведение к новому знанию -Все ли произведения из фоторяда вам знакомы? -Эти картины относятся к романтической поэме Лермонтова «Мцыри». - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (картины эпизодов «Мцыри») | Показывает фоторяд, объявляет новое произведение. Пытается подтолкнуть к раскрытию темы произведения до первичного чтения. | Еще раз просматривают фоторяд, находят фото, которые им незнакомы. - Речь пойдет о молодом человеке, юноше. Скорее всего. он одинок, так как это основная тема творчества Лермонтова. У героя произойдет роковая встреча со зверем. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения. Знакомство с эпиграфом. | Откройте поэму. Как мы с вами видим, Лермонтов начинает свое произведение с эпиграфа. Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств -Предположите, что нас ожидает при чтении поэмы?
-Что мы можем сказать о названии произведения? Переверните карточки, мы с вами видим значение слова Мцыри, взятое из словаря Ушакова..(приложение 1) | Организует работу по анализу эпиграфа. Работа с карточкой. | Работают с учебником. -Опираясь на эпиграф, мы можем предположить, что герой произведения гибнет. Он прожил, скорее всего, короткую жизнь, так как «вкусил мало меда». Работают с карточкой. -Главным героем произведения станет послушник монастыря. |
5 | Этап реализации построенного проекта. Комментированное чтение. | Первичное чтение поэмы «Мцыри» (1,2 главы) Сейчас мы с вами начнем читать поэму. Познакомимся с первыми двумя главами. Ваша задача при чтении глав попробовать создать кластер. 1 вариант – место действия; 2 вариант – судьба ребенка (приложение 2) | Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы, создание кластера. | Внимательно слушают текст. Работают в тетрадях, создают кластер. |
6 | Этап включения в систему знаний и повторений. Понятие романтический герой. | Мы только начали читать произведение. -Можем ли мы сказать, какая натура у нашего героя? Что он за человек?
-Как называется тип такого героя в литературе? | Организует фронтальный опрос. Выводит обучающихся на типизацию героя. | - Перед нами одинокий юноша, который с детства не знал, что такое игра. «Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок». -Он тоскует в неволе «Смотрел, вздыхая, на восток, Гоним неясною тоской По стороне своей родной». -Романтический герой. Герой, находящийся в постоянном поиске. Герой, который не знает покоя. |
7 | Итог урока. Рефлексия. | -Чем занимались сегодня на уроке? -Хочется ли вам дочитать поэму, чтобы узнать судьбу Мцыри? | Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. | - Вспомнили творчество М.Ю. Лермонтова. Увидели фоторяд его произведений. Начали знакомство с поэмой «Мцыри». Составляли кластер |
8. | Домашнее задание | Дома вам будет нужно Дочитать поэму. На выбор: 1.История написания поэмы 2.Происхождение эпиграфа к поэме | | |