kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "М.Ю. Лермонтов – поэт и художник. Тема Кавказа в стихах и картинах поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит со стихами и картинами М.Ю. Лермонтова, посвященными Кавказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "М.Ю. Лермонтов – поэт и художник. Тема Кавказа в стихах и картинах поэта"»

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ –ПОЭТ И ХОДОЖНИК.

ТЕМА КАВКАЗА В СТИХАХ И КАРТИНАХ ПОЭТА



Цель:

  • Познакомить со стихами и картинами М.Ю.Лермонтова, посвященными Кавказу.Оборудование:

рисунки и картины М.Ю. Лермонтова: «Автопортрет», «Военно –Грузинская дорога близ Мцехта», «Воспоминания о Кавказе», «Эпизод из сражения при Валерике», «Перестрелка в горах Дагестана»; карта Кавказа.


Словарь:

  • скала –каменный утес с острыми выступами;

  • пелена –сплошной покров; то, что закрывается, обволакивает со всех сторон;

  • страсть –сильно выраженное чувство;

  • отторгнуть –отделить, отнять насильственным путем;

  • мниться –думать, казаться.


Эпиграф:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

Ход урока


  1. Учитель: Недавно мы прочитали стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ». И вы уже знаете, что А.С. Пушкин любил кавказскую природу и посвятил Кавказу многие свои стихи. (Ученики читают наизусть 3 -4 стихотворения.)

  2. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с художником и поэтом М.Ю. Лермонтовым и совершим вместе с ним небольшое путешествие по Кавказу.

Впервые М.Ю. Лермонтов побывал на Кавказских минеральных водах в 1920 году вместе с бабушкой Е.А. Арсеньевой.

Спустя 5 лет она, обеспокоенная здоровьем внука, вновь привозит Мишеля в Горячеводск (после 1830г. –Пятигорск).

Именно эта поездка произвела на десятилетнего Лермонтова очень глубокое впечатление: «…все, все в этом крае прекрасно.»

В 1837 году за сочинение «непозволительного» стихотворения «Смерть поэта» корнет Лермонтов был переведен «тем же чином в Нижегородский полк», стоявший на Кавказе. Судьба складывалась так, что Лермонтов должен был попасть в те края, которые так поразили его в детстве. Прибытию в полк помешала болезнь. «Простудившись дрогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, в месяц меня воды совсем поправили, я никогда не был так здоров…»


2.Ученик: Лермонтов изъездил Кавказ вдоль и поперек. «С тех пор, как выехал из России, -писал он С.А. Раевскому в конце 1837года, - поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладных, то верхом, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, … в Шемахе, в Кахетии, одетый по- черкесски, с ружьём за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию… лазил на снеговую гору (Крестовая) на самых верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух –бальзам; хандра к черту, сердце бьётся, грудь высоко дышит –ничего не надо в эту минуту: так и сидел бы да и смотрел целую жизнь.»


  1. Ученик: 1838 году Лермонтов написал такое стихотворение:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный,

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной;

На севере –в стране тебе чужой –

Я сердцем твой, всегда и всюду твой…

Для Лермонтова природа Кавказа знакома с детства, и он рад встрече с ней, как встрече со старым другом. Он готов как бы слиться с природой.


VI. Лермонтов –художник

1.Ученица: Лермонтов не дожил до двадцати семи лет. Страшно коротка его жизнь, одна из самых коротких жизней не только в русской поэзии, но и в мировой.

13-летним подростком Михаил Лермонтов с одинаковой увлечённостью вторгается в самые различные области искусства.

У него обнаружились способности к рисованию. В течение нескольких лет он превратился в настоящего мастера и в акварельном рисунке, и в масляной живописи. Многие из сохранившихся лермонтовских картин и сегодня привлекают своей прелестью и мастерством.

Лермонтов музыкально одарен. Это наследие рано ушедшей из его жизни матери, которая пела ему, еще младенцу, песни. Память об этих песнях преследует его всю жизнь.

Лермонтов, еще мальчиком, легко одолевает музыкальную грамоту, а в скором времени публично выступает как исполнитель- скрипач на школьном концерте. Впоследствии друзья вспоминали, как он задушевно пел романсы вполголоса под гитару.



Еще в детстве Михаил пристрастился лепить из разноцветного воска фигурки людей, боевых коней, животных, составлять из них группы и сцены. Будущий поэт устраивал представления в своем кукольном театрике.

Даже ранние эпиграммы Лермонтова были смешны и изящны.

2.Ученица: Художественные способности поэта проявились уже в детские годы. Нам известна картина «Парус».

Я бы хотела обратить ваше внимание на его «Автопортрет», написанный акварелью в 1837 -1838 гг. В нем отражается самосознание художника, дается оценка собственной личности. Работая над портретом, Лермонтов стремился отобразить в своем внешнем облике и некоторые черты своего характера, и то настроение, которое присуще было ему в этот период. Душевная доброта и мягкость читаются в его выразительных глазах. Но вместе с тем сколько в них грусти, печали!

На поэте –мундир Нижегородского драгунского полка. Фоном портрета является кавказский вид.

Высокая одухотворенность, внутренняя просветленность скрадывают неправильности его лица в автопортрете. Можно предположить, что портрет нравился и самому Лермонтову: поэт подарил его В. А. Лопухиной, любовь к которой пронес всю жизнь.

3.Ученик: Альбом рисунков был постоянным спутником Михаила Юрьевича в его поездках по Кавказу в 1840 -1841гг. и представляет собою своеобразный дневник. В нем нашли отражение разнообразные впечатления поэта, воплотившиеся в беглых зарисовках бытовых и светских сцен, эпизодов военных сражений, кавказских пейзажей.

Рисунки и литературные произведения последнего периода жизни Лермонтова объединяет общность мироощущения.

4.Ученик: М. Ю. Лермонтов был одним из первых живописцев, посвятивших свои картины романтически возвышенное восприятие кавказкой природы.

Картина «Крестовый перевал» свидетельствует о зрелом мастерстве Лермонтова.

Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана в повести «Бэла»:

«Вот и Крестовая! –сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега, на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва –едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом…

Налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрывалась под ледяной карою, то с пеной прыгая по черным камням».

5.Ученик: После первой ссылки на Кавказ Лермонтов пишет картину «Воспоминание о Кавказе» (1838). Свободное от службы время… Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, цепью снеговых гор на горизонте, при заходящем солнце и двумя конными черкесами…»

Это контрастное сочетание темного и светлого тонов, неспокойный колорит картины, длинные закатные тени вызывают у зрителя ощущение тревоги, предчувствие опасности, подстерегающей всадником.

6.Ученик: Это «Эпизод из сражения при Валерике» -рисунок М. Ю. Лермонтова.

В многочисленных Лермонтова, выполненных в альбомах и на отдельных листах, преобладает военная тематика. Рисунок создан по личным впечатлениям поэта, который участвовал в сражении при Валерике (по- грузински – «река Смерти») и проявил в нем храбрость и воинскою смекалку. На рисунке изображена схватка русских войск и горцев. Умело переданы переживания воинов в их движениях, жестах, выражениях лиц: здесь и отчаянная решимость, и холодная тупая жестокость, и мольба о пощаде…

7.Ученица: «Перестрелка в горах Дагестана». Масло. 1840 -1841гг.

В картине пейзаж соединяется с банальной сценой, изображающей схватку русских с чеченцами. В основу картины легли впечатления Лермонтова с боевом походе отряда генерала А. В. Галафеева по Дагестану.

8.Ученик: «Военно – Грузинская дорога близ Мцехта». Масло. 1837г.

Лермонтов часто писал о тех местах, где проезжал. Это было и увлечением, и потребностью.

Учитель: Сегодня мы познакомились с некоторыми картинами Лермонтова о Кавказе, и, конечно, это нам поможет лучше понять стихи поэта, увидеть его огромную любовь к природе.


V.Чтение и анализ стихотворений «Кавказ» и «К Кавказу», написанных в 1830г. шестнадцатилетним юношей.

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За то люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Память лет пронеслось: все тоскою по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

М сердце лепечет, воспоминая тот взор:

Люблю я Кавказ…

- В чем заключается главная мысль стихотворения?

- Как чувствует себя Лермонтов на Кавказе?

- Какие воспоминания дроги автору?

- Какой поэтический прием помогает поэту показать ярче свои чувства?

Учитель: В 2830году М. Ю. Лермонтовым написаны такие строки: «Синие горы Кавказа, приветствуют вас! Вы взлелеяли детство мое: вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к нему меня приручали, и я с той поры се мечтаю об вас и о небе…»

Прочитаем стихотворение «Кавказу».

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!...

Ужель пещеры и скалы

Под дикой пеленою мглы

Услышат так же крик страстей,

Звон славы, злата и цепей?..

Нет! прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество свое:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для нее.

- Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?


VI.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение изученных на уроке стихотворений М. Лермонтова.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Гоцева Валентина Юрьевна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-russkoi-litieratury-po-tiemie-poema-mtsyri-ieie-epighraf-i-siuzhiet-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423130767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства