kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Н.А. Некрасов «Славная осень!.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока составлен в соответствии с календарно-тематичеким планированием для учащихся 3 класса по учебному предмету "Литературное чтение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Н.А. Некрасов «Славная осень!.»»

Тема Н.А. Некрасов «Славная осень!...»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель  познакомить со стихотворением Н. Некрасова «Славная осень!..», планируется что по окончании урока учащиеся будут:

знать содержание стихотворения Н. Некрасова «Славная осень!..»,

уметь выразительно читать стихотворение Н. Некрасова «Славная осень!..».

Задачи: познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Славная осень!», формировать и совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения;

совершенствовать умения литературоведческого анализа произведения.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Обогащать словарный запас учащихся, добиваться усиления коммуникативных свойств речи.

Создание условий, способствующих формированию у учащихся умений находить красочные средства изображения в поэтическом произведении.

Оборудование: проектор, презентация, текст стихотворения, толковые словари, стихотворения, клей

карточки: биография Н.Некрасова


1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

2. Речевая разминка

На доске записано стихотворение.

 Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

 ( В. Голяховский) 

Прочитайте стихотворение глазками. 

О каком природном явлении говорится в стихотворении? (о листопаде) 

В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? 

Какие слова придумал автор? ( Шурш, Шуршиха, Шуршонок) 

А зачем он выдумал эти слова? (Чтобы мы услышали шуршание листьев) 

Какой звук нужно для этого выделять? (ш)

Прочитайте стихотворение хором

1 ряд - медленно,

2 ряд - быстрее,

3 - скороговоркой.

А теперь нужно прочитать стихотворение красиво, а для этого, что нужно сделать? (найти слова, на которые падает логическое ударение, представить картинку и прочитать не торопясь.) 

Ребята, а кому из вас нравится осень?


3. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения В.Орлова «Жадный туман»

Самооценка. Оценка учителя.

4. Сообщение темы и целей урока.

тихая  золотая дождливая застенчивая хмурая  славная

Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, какое время года они помогают описать? (осень) 

Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, которое посвятил осени русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.

Тема нашего урока «Образ природы в лирике русских поэтов. Н.А. Некрасов «Славная осень!...»

Поставим цели урока

Сегодня на уроке я:

познакомлюсь…

узнаю…

научусь…

Мотивация

5.Введение в тему

А) Знакомство с биографией Н. Некрасова (на слайде портрет писателя)

Работа в группах.

Перед вами текст с биографией Н. Некрасова. Выделите (подчеркните) важную информацию о писателе. Выберите ребят, которые познакомят с ней одноклассников. Работа в группах (4 группы)

1 группа. Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году на Украине в семье офицера. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.


2 группа. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе Николая. Это связано с отцом поэта. Он был человеком строгим и суровым. Но рядом всегда была мать – женщина удивительно добрая, мягкая, хорошо образованная. Близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову. В 7 лет Николай начинает писать свои первые стихотворения.


3 группа. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась.

В 16 лет Николай уезжает из родительского дома. Он уехал в Петербург, для того чтобы поступить в дворянский полк. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным.


4 группа. Некрасов поступает в университет. С этого времени начинают печататься его стихи. Некрасов много писал для детей.

Но больше всего поэт любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Много стихов поэта посвящены природе и написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

Выступление представителей групп. Слушайте внимательно выступающих. Информация, которую они представят, вам потребуется для выполнения следующего задания. Слушаем внимательно, готовимся дополнять

Б) Игра «Верные и неверные утверждения».


- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно - неверно». Перед вами перышки, которыми в 18 веке писали свои произведения выдающиеся писатели и поэты. Если вы согласны с высказыванием, то показываете перышками плюс, если нет – минус. Члены группы могут быстро посовещаться.


Вопросы для групп.

1.Верно ли, что Некрасова зовут Алексей? (-)

2. Верно ли, что Некрасов родился в начале 19 века? (+)

3. Верно ли, что отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. (+)

4. Верно ли, что у поэта был один брат и одна сестра? (-)

5. Верно ли, что свои стихотворения поэт посвящает природе (+)

6.Верно ли, что Николай стал писать первые стихи в 16 лет?(-)

Учитель

- Сегодня мы прочтём осеннее стихотворение, которое написал Николай Алексеевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

6.  Словарная работа. Работа в парах.

(Слова и их значения записаны на отдельных карточках, нужно соединить слово и его значение)

 - Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу и соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.


СЛАВНАЯ не лишённый свежести и яркости.

 ЯДРЁНЫЙ слабый, хрупкий

БОДРИТ придавать бодрость

 СТУДЁНЫЙ свобода, раздолье

 ПРОСТОР свежий, чистый

 ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) хороший, приятный, симпатичный 

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) придавать бодрость

Проверка:

 СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

 ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

 БОДРИТ – придавать бодрость

 СТУДЁНЫЙ- очень холодный

 ПРОСТОР – свобода, раздолье

 ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

 НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

В группах

Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

Проверка:

Ядрёный - свежий, бодрящий.

Бодрит – оживляет, восстанавливает.

На студёной речке – на холодной, на мёрзлой.

Поблёкнуть – завянуть.


7. Слушание стихотворения

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

  8. Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении? Дети высказываются.

-Я в своём воображении представила Утренний осенний лес. Свежий воздух. Деревья не совсем потеряли свой осенний наряд. Жёлтые, красные, бурые листья шуршат под ногами. Их много, поэтому, кажется, что идёшь по чему-то мягкому, пушистому. И холодная речка, покрытая первым ледком, который автор сравнивает с тающим сахаром.

- А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения? (Чувства радости, настроение восторженное, ободряющее и в то же время ощущение спокойствия)

- А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения? (Это настроение нам задаёт автор)

- Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном.

9. Физминутка

- Приглашаю вас на прогулку в осенний лес!

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Как ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут,

Мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.


10. Повторное чтение стихотворения учащимися. Анализ произведения по плану на партах.

План анализа стихотворения

  1. Автор и название стихотворения

  2. Вид стихотворения

  3. Тема стихотворения

  4. Главная мысль стихотворения

  5. Художественно-изобразительные средства стихотворения

11. Работа с текстом.

- Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать. Давайте вспомним: (карточки на доске)

художественно – изобразительные средства

олицетворение, сравнение, эпитет

эпитет – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?

олицетворение– это изображение предметов в виде живых существ

сравнение– это изображение одного предмета путём сравнения его с другим


-В своём стихотворении автор рисует разные образы. Давайте посмотрим, с помощью каких художественно – изобразительных средств он создаёт эти образы. Учащиеся работают с текстом стихотворения под руководством учителя

Эпитеты

- Какая осень?

(Славная.)

-Что значит славная?

( Хорошая, тихая, спокойная).

-Это определение осени поэт употребляет дважды: в начале и в конце стихотворения, как вы думаете, зачем он это делает? (Показывает своё отношение к этому времени года – он восхищается, любит её.)

- Следующий невидимый образ – воздух. Какой воздух?

( Здоровый, ядрёный)

- Далее автор описывает лёд. Какой он?

(Неокрепший)

-Почему автор даёт ему такую характеристику?

( В это время года лёд ещё очень хрупкий).

- А речку автор называет студёной. Почему?

(Вода в реке в это время года очень холодная.)

-Дни автор называет ясными, тихими. Почему?

(Эти определения передают спокойное состояние природы.)

Сравнения

-Найдите все сравнения в этом стихотворении.

(Дети работают в парах).

-Какие сравнения вы нашли? Объясните, почему так?

лёд как тающий сахар (непрочный, рыхлый, белый)

лес как мягкая постель (опавшая листва как мягкая постель)

листья как ковёр (их много, они устилают землю)


Олицетворение

-Кто найдёт в стихотворении приём олицетворения? (Воздух усталые силы бодрит).

- Для чего поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях? (Чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы мы могли легче представить описываемый предмет).Эти определения передают спокойное состояние природы.)

Николай Некрасов восхищен гармоничностью всего в природе, тем, что в ней каждая вещь и каждое явление имеет свое место и свое назначение. Обратите внимание, что автор поставил в конце своего стихотворения не точку, а многоточие, этим самым он хотел показать, что красота осенней природы на этом не заканчивается, а можно ещё бесконечно говорить и восхищаться ей.

Обратите внимание на рифму. Назовите рифмующиеся слова.

12. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Чтобы прочитать это стихотворение выразительно, возьмите карандаш и подчеркните те слова, на которые вы бы сделали логические ударения. Наклонной чертой отметьте паузы. (Дети работают самостоятельно)

Как мы должны прочитать это стихотворение? (предложения с восклицательными знаками мы читаем с восторгом, с восхищением, для сравнений, которые использует автор, наверно, выберем интонацию загадочности, Обращаем внимание на то, что в конце стихотворения нет законченности предложения, стоит многоточие, тембр голоса снижаем и останавливаемся, как бы с недосказанной мыслью.)

13. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2-3 человека)

14. Творческая работа.

- В этом стихотворении звучит тема красоты окружающей природы.  Некрасов любит природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

1 задание - Восстановите авторский текст.

2 задание – Используя синонимы, составьте текст.

3 задание - Используя рифму – сочините четверостишие. Придумай небольшое стихотворение на тему «Осень»

15. Итог урока Произведение, автор

16. Домашнее задание: выучить стихотворение Н. Некрасова «Славная осень!.» наизусть

17. Рефлексия

Сегодня на уроке

Я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Мне захотелось….

Я могу похвалить себя за …















СЛАВНАЯ не лишённый свежести и яркости.

 ЯДРЁНЫЙ слабый, хрупкий

БОДРИТ придавать бодрость

 СТУДЁНЫЙ свобода, раздолье

 ПРОСТОР свежий, чистый

 ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) хороший, приятный, симпатичный 

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) придавать бодрость



Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.





СЛАВНАЯ не лишённый свежести и яркости.

 ЯДРЁНЫЙ слабый, хрупкий

БОДРИТ придавать бодрость

 СТУДЁНЫЙ свобода, раздолье

 ПРОСТОР свежий, чистый

 ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) хороший, приятный, симпатичный 

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) придавать бодрость



Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.



СЛАВНАЯ не лишённый свежести и яркости.

 ЯДРЁНЫЙ слабый, хрупкий

БОДРИТ придавать бодрость

 СТУДЁНЫЙ свобода, раздолье

 ПРОСТОР свежий, чистый

 ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) хороший, приятный, симпатичный 

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) придавать бодрость



Выберите из данных слов синонимы к выделенному слову и подчеркните их.

  1. Ядрёный воздух – прозрачный, бодрящий, свежий, влажный.

  2. Воздух бодрит – теплеет, оживляет, обволакивает, восстанавливает.

  3. На речке студёной – мелкой, холодной, глубокой, мёрзлой.

  4. Листья не успели поблёкнуть – обветшать, постареть, завянуть.

эпитет (Слова – прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое?)

олицетворение – это изображение предметов в виде живых существ)

сравнение – это изображение одного предмета путём сравнения его с другим.)





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Н.А. Некрасов «Славная осень!.»

Автор: Алехнович Ирина Михайловна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства