kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Спасите наши души..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира    Железникова,  помочь разобраться учащимся в идейном содержании повести, формирование речевой культуры.
  2. Развивающая: развитие мыслительной познавательной деятельности, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков эмоционального восприятия  эпического произведения; расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в  понятиях:  «лидер», «моббинг», «одиночество»; выявить основные психологические характеристики лидера.
  3. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство сопереживания,  сострадания  к  ближнему, воспитывать стремление понимать и помогать  слабым сверстникам; учить детей защищать чувства человеческого достоинства, воспитать положительное отношение к первенству.

Содержание знаний,  умений и навыков:

      1. Учащиеся должны знать: содержание произведения В.Железникова,  этические  и эстетические  понятия.

     2. Учащиеся должны уметь:  обмениваться мнениями и дискуссировать,  правильно и самостоятельно подбирать  материал к уроку, а также уметь оперировать при выступлении своими конспектами и текстом произведений.

Методы урока:   дискуссия, фронтальный опрос

Метод обучения: исследовательский

Оснащение урока (оборудование): презентация; «нарезка» из фильма Ролана Быкова «Чучело»;  текст  В. Железникова «Чучело», тест «4 фигуры»; книжная выставка: « Проблема нравственности в литературе»; экран, медиа-проектор, монитор, музыка, толковый словарь И.С. Ожегова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Спасите наши души..." »

«Спасите наши души…»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, помочь разобраться учащимся в идейном содержании повести, формирование речевой культуры.

  2. Развивающая: развитие мыслительной познавательной деятельности, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков эмоционального восприятия эпического произведения; расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в понятиях: «лидер», «моббинг», «одиночество»; выявить основные психологические характеристики лидера.

  3. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство сопереживания, сострадания к ближнему, воспитывать стремление понимать и помогать слабым сверстникам; учить детей защищать чувства человеческого достоинства, воспитать положительное отношение к первенству.

Содержание знаний, умений и навыков:

1. Учащиеся должны знать: содержание произведения В.Железникова, этические и эстетические понятия.

2. Учащиеся должны уметь: обмениваться мнениями и дискуссировать, правильно и самостоятельно подбирать материал к уроку, а также уметь оперировать при выступлении своими конспектами и текстом произведений.

Методы урока: дискуссия, фронтальный опрос

Метод обучения: исследовательский

Оснащение урока (оборудование): презентация; «нарезка» из фильма Ролана Быкова «Чучело»; текст В. Железникова «Чучело», тест «4 фигуры»; книжная выставка: « Проблема нравственности в литературе»; экран, медиа-проектор, монитор, музыка, толковый словарь И.С. Ожегова, эпиграфы к уроку:

  1. Из-за непонимания каждый день мы теряем своих близких, и живя с ними, становимся одинокими. (Ишхан Геворгян).

  2. ...Остаться без друзей - самое горшее, после нищеты, несчастье. (Даниель Дефо)

  3. Истинное одиночество - это присутствие человека, который тебя не понимает. (Элберт Г. Хаббард)

  4. Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

  5. Душа – это Бог, нашедший приют в теле человека.

  6. Лучшее средство от обиды – прощение.

Форма урока: урок внеклассного чтения по произведению

В.К. Железникова «Чучело».

Структура урока:

  1. Организация начала занятия.

  2. Подготовка к основному этапу занятия.

  3. Закрепление новых знаний и способов действий.

  4. Подведение итогов занятия.

  5. Домашнее задание


Ход урока:

Вступительное слово учителя: Ребята, мы закончили с Вами раздел литературы второй половины Х1Х века. При изучении произведений русских классиков мы затрагивали с вами нравственные проблемы, семейную и патриотическую темы, рассматривали проблему «отцов и детей», проблемы лжи и справедливости, «униженных» и «оскорбленных», добра и зла. Сегодня у нас урок внеклассного чтения, и на примере произведения современного автора мы поговорим и затронем эти же темы, что будет являться уроком-завершением, уроком-переходом в новую эпоху.

Урок начинается с просмотра презентации «Одиноким детям посвящается…». По окончании просмотра слайдов проводится беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему презентация называется «Одиноким детям посвящается…»? Как вы понимаете слово «одиночество»?

Рассуждения ребят.

Учитель: По словарю С.И. Ожегова:

Одиночество, -а, ср.Состояние одинокого человека. Томиться в одиночестве.

Одинокий, -ая, -ое; -ок. 1. Отделенный от других подобных. 2. Не имеющий семьи, близких. 3. Происходящий без других.

Учитель: Какие из просмотренных слайдов вам запомнились? Какие фотографии Вы назвали бы «не имеющий семьи», а какие «отличные от других»? Почему?

Рассуждения ребят.

Учитель: Сегодня в нашей литературной мастерской мы будем говорить о понятиях и категориях давно и хорошо всем знакомым. О людской доброте, честности, порядочности, дружбе, уважении, сопереживании, о сочувствии.

Мы живём в такое время, когда в мире много жестокости, насилия, злобы, бессердечия, когда кажется, что всё складывается против человека и черствеет душа. Заботясь о хлебе насущном, зачастую мы забываем о тех, кто окружает нас, нуждается в нас. Забываем о главном, о том, на чём держится жизнь, - о добродетели. Уровень общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, братьям нашим меньшим, к природе. Чтобы ни происходило в мире, стране, семье, нравственные понятия, выработанные веками, вечны, нерушимы. На этом держится мир. Учиться нравственности - по сути, учиться – правильно жить, так как нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. А поможет в этом нам с вами литература, книги, которые мы с вами изучаем. И вот одна из них - произведение Владимира Железникова «Чучело».

Учитель: Ребята, по вашему мнению, в основе произведения Железнякова лежат действительные события сегодняшней жизни или это плод фантазий автора?

Рассуждения ребят.

Учитель: Как вы думаете, каково это быть не таким как все? Трудно ли такому человеку в обществе?

Рассуждения ребят.

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (46 сек.)

Учитель: Скажите, ребята, по Вашему мнению, Васильев «не такой как все»? Почему, докажите свои предположения.

Рассуждения ребят.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, как зовут героев повести?

Ученики: Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Шмакова, Димка Сомов или Сомик.

Учитель: Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?

Рассуждения ребят.

Учитель: Давайте вспомним, как состоялось знакомство Лены с классом?

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (17 сек.)

Учитель: Как Вы думаете, почему Лене Бессольцевой сразу дали прозвище «Чучело»?

Рассуждения ребят.

Учитель: По словарю С.И. Ожегова:

Чучело, -а,ср. 1. Фигура животного из набитой чем-н. шкуры. 2. Пугало для птиц в виде куклы, наподобие человека. 3. О грязном, небрежно одетом человеке

Подходит хотя бы одно из этих определений Ленке Бессольцевой?

Рассуждения ребят.

Учитель: Ребят, а вы знакомы с таким словом, как: "моббинг"?

Моббинг (от англ. mob — толпа)форма психологического насилия в виде травли одного человека в коллективе, как правило, с целью его последующего выживания. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.

К видам моббинга относится: бойкот, придирки, насмешки, издевательство над одноклассниками

Учитель: Можно ли сказать, что в данном классе присутствует «синдром моббинга»?

Рассуждения ребят.

Учитель: Посмотрите, моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями.

Какой можно сделать вывод – все заражены страшной болезнью «моббинг». А если кто-то и захочет вылечиться от этого «синдрома» попадает в разряд презираемых, отверженных. Т.е сами герои «слабые личности», их души надо спасать. И в качестве спасателя к ним в класс и приходит Ленка Бессольцева. И если вы и называли причины её клички, то по-настоящему такое прозвище ей дали за искренность и открытость.

Учитель: Попыталась ли Ленка «играть» по правилам одноклассников

Рассуждения ребят.

Учитель: А как относятся ко всему происходящему взрослые

Рассуждения ребят.

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (59 сек.)

Учитель: По этому эпизоду можно ли сказать, что Васильев трус? Что необычного в этом мальчике?

Рассуждения ребят.

Ученица читает стихотворение Э. Асадова «Трусиха»


Шар луны под звездным абажуром

Озарял уснувший городок.

Шли, смеясь, по набережной хмурой

Парень со спортивного фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,

Парень между прочим рассказал,

Как однажды в бурю ради спора

Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,

Как швыряла молнии гроза,

И она смотрела с восхищеньем

В смелые, горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:

- Я бы там от страху умерла,

Знаешь, я ужасная трусиха,

Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,

Притянул девчонку не спеша

И сказал: - Ты просто восхитительна,

Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял

И поцеловал. Качался мост,

Ветер пел... И для нее сегодня

Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой

Шли вдвоем сквозь спящий городок

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - хрупкий стебелек.


А когда, пройдя полоску света,

В тень акаций дремлющих вошли,

Два плечистых темных силуэта

Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыпленки!

Путь закрыт, и никаких гвоздей!

Кольца, серьги, часики, деньжонки -

Все, что есть, на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,

Наблюдал, как, от волненья бурый,

Парень со спортивною фигурой

Стал, спеша, отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,

Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!

Что надулась?! - И берет со смехом

Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:

Девушка беретик сорвала

И словами: - Мразь! Фашист проклятый! -

Как огнем, детину обожгла.

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!

Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!

Голос рвется, яростен и звонок:

- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство "стенка" ожидает.

Ну а коль от раны упаду,

То запомни: выживу, узнаю!

Где б ты ни был – всё равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.

Тот смешался: - Ладно... Тише, гром... -

А второй промямлил: - Ну их к черту! -

И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу

Выбравшись, шагал наискосок

И смотрел задумчиво и строго

Сверху вниз на спящий городок.

Где без слов по набережной хмурой

Шли, чуть слышно гравием шурша,

Парень со спортивною фигурой

И девчонка - "слабая натура",

"Трус" и "воробьиная душа".


Учитель: О чём это лирическое произведение Э.Асадова.

Рассуждения ребят

Учитель: Если сходство между героинями лирического и эпического жанров? В чем? Докажите.

Рассуждения ребят

Учитель: Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 10 мин. 10 сек.)

Учитель: Почему Ленка Бессольцева бросилась «спасать» чучело? Как Вы думаете, какой она стала после «костра» (суровее, замкнутой, перестанет верить людям, может даже одинокой). Что такое унижение? По словарю С.И. Ожегова:

Унижение, -я, ср. 1. То, что умаляет, оскорбляет и унижает достоинство человека.)

Учитель: У вас 4 фигуры, возьмите себе ту, которая больше нравится. Теперь посмотрите, какую из фигур вы выбрали? ЗИГЗАГ – люди творческие; КРУГ - самая доброжелательная из всех форм, КВАДРАТ – вы неутомимый труженик, ТРЕУГОЛЬНИКИ – эта фигура символизирует лидерство. Они - энергичные, сильные личности.

А как Вы понимаете слово «лидер»? По словарю С.И. Ожегова:

Лидер - а, м. 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.

2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании.

3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов. 4. Лидер- время возникновения – середина XIX в. От англ. Leader

5. Лидер- это человек, который ведёт (...) группу людей во времени и пространстве.

Учитель: Как вы думаете, Ленка Бессольцева может быть лидером? Докажите свой ответ. Сложно ли быть лидером, почему?

Рассуждения ребят.

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 2мин. 39 сек.)

Учитель: Почему Ленка Бессольцева решается на отчаянный поступок? (остричь волосы)

Рассуждения ребят.

Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 2мин. 39 сек.)

Учитель: Добились ребята своей цели? Изжили они Ленку из класса и города. Рады ли они своей «победе». Изменились ли ребята от того, что в их жизни была такая одноклассница, как Лена Бессольцева? Чем заканчивается повесть?

Рассуждения ребят.

Учитель: Ребята, посмотрите на эпиграфы к сегодняшнему уроку, прочитайте их и подумайте, какой из предложенных наиболее удачно выражает идею повести?

Рассуждения и предложения ребят

Учитель: Как Вы понимаете название урока «Спасите наши души…»?

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

  1. С какими терминами вы сегодня познакомились?(«моббинг», «одиночество», «лидер», «унижение»)

  2. Можно «спасти» героев произведения? (Чистой должны быть и помыслы и душа)

Учитель: (отрывок из стихотворения В.Высоцкого «Баллада о времени»)

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель - всегда презираем,

Враг есть враг, и война все равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна -

И всегда на нее уповаем.


Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт -

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.


Ныне, присно, во веки веков, старина,-

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надежно прикрыта спина.


Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки - из прошлого тащим,-

Потому, что добро остается добром -

В прошлом, будущем и настоящем!


Учитель: Всем огромное спасибо! Думается, что под влиянием сегодняшнего урока вы будете внимательнее к своему внутреннему миру, не будете жестокими и далёкими к людям. Научитесь разбираться в настоящих и мнимых друзьях. А тем, кто выбрал «лидерский треугольник» поответсвеннее выбирать путь для своего корабля.

Ведь Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем наполнен корабль, грузом каких дел? Наверно, зависит от самого человека.

Домашнее задание: написать сочинение «Чувствовать чужую боль»…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока литературы "Спасите наши души..."

Автор: Иванова Людмила Константиновна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока  литературы "Афганистан - ты боль души моей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-afghanistan-ty-bol-dushi-moiei"
    ["file_id"] => string(6) "172624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841839"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока "Любовь матери" (по легенде Сухомлинского) "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-liubov-matieri-po-lieghiendie-sukhomlinskogho"
    ["file_id"] => string(6) "146867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419267935"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Карлик Нос" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-karlik-nos"
    ["file_id"] => string(6) "246916"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446476498"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokalitieraturyzhitposoviestinravstviennyieprobliemyrasskazavpastafievakonsrozovoighrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "265523"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449976686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства