Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, помочь разобраться учащимся в идейном содержании повести, формирование речевой культуры.
Развивающая: развитие мыслительной познавательной деятельности, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков эмоционального восприятия эпического произведения; расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в понятиях: «лидер», «моббинг», «одиночество»; выявить основные психологические характеристики лидера.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство сопереживания, сострадания к ближнему, воспитывать стремление понимать и помогать слабым сверстникам; учить детей защищать чувства человеческого достоинства, воспитать положительное отношение к первенству.
Содержание знаний, умений и навыков:
1. Учащиеся должны знать: содержание произведения В.Железникова, этические и эстетические понятия.
2. Учащиеся должны уметь: обмениваться мнениями и дискуссировать, правильно и самостоятельно подбирать материал к уроку, а также уметь оперировать при выступлении своими конспектами и текстом произведений.
Методы урока: дискуссия, фронтальный опрос
Метод обучения: исследовательский
Оснащение урока (оборудование): презентация; «нарезка» из фильма Ролана Быкова «Чучело»; текст В. Железникова «Чучело», тест «4 фигуры»; книжная выставка: « Проблема нравственности в литературе»; экран, медиа-проектор, монитор, музыка, толковый словарь И.С. Ожегова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Спасите наши души..." »
«Спасите наши души…»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, помочь разобраться учащимся в идейном содержании повести, формирование речевой культуры.
Развивающая: развитие мыслительной познавательной деятельности, творческих способностей учащихся; совершенствование навыков эмоционального восприятия эпического произведения; расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в понятиях: «лидер», «моббинг», «одиночество»; выявить основные психологические характеристики лидера.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство сопереживания, сострадания к ближнему, воспитывать стремление понимать и помогать слабым сверстникам; учить детей защищать чувства человеческого достоинства, воспитать положительное отношение к первенству.
Содержание знаний, умений и навыков:
1. Учащиеся должны знать: содержание произведения В.Железникова, этические и эстетические понятия.
2. Учащиеся должны уметь: обмениваться мнениями и дискуссировать, правильно и самостоятельно подбирать материал к уроку, а также уметь оперировать при выступлении своими конспектами и текстом произведений.
Методы урока: дискуссия, фронтальный опрос
Метод обучения: исследовательский
Оснащение урока (оборудование): презентация; «нарезка» из фильма Ролана Быкова «Чучело»; текст В. Железникова «Чучело», тест «4 фигуры»; книжная выставка: « Проблема нравственности в литературе»; экран, медиа-проектор, монитор, музыка, толковый словарь И.С. Ожегова, эпиграфы к уроку:
Из-за непонимания каждый день мы теряем своих близких, и живя с ними, становимся одинокими. (Ишхан Геворгян).
...Остаться без друзей - самое горшее, после нищеты, несчастье. (Даниель Дефо)
Истинное одиночество - это присутствие человека, который тебя не понимает. (Элберт Г. Хаббард)
Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.
Душа – это Бог, нашедший приют в теле человека.
Лучшее средство от обиды – прощение.
Форма урока:урок внеклассного чтения по произведению
В.К. Железникова «Чучело».
Структура урока:
Организация начала занятия.
Подготовка к основному этапу занятия.
Закрепление новых знаний и способов действий.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Ребята, мы закончили с Вами раздел литературы второй половины Х1Х века. При изучении произведений русских классиков мы затрагивали с вами нравственные проблемы, семейную и патриотическую темы, рассматривали проблему «отцов и детей», проблемы лжи и справедливости, «униженных» и «оскорбленных», добра и зла. Сегодня у нас урок внеклассного чтения, и на примере произведения современного автора мы поговорим и затронем эти же темы, что будет являться уроком-завершением, уроком-переходом в новую эпоху.
Урок начинается с просмотра презентации «Одиноким детям посвящается…». По окончании просмотра слайдов проводится беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему презентация называется «Одиноким детям посвящается…»? Как вы понимаете слово «одиночество»?
Рассуждения ребят.
Учитель: По словарю С.И. Ожегова:
Одиночество, -а, ср.Состояние одинокого человека. Томиться в одиночестве.
Одинокий, -ая, -ое; -ок. 1. Отделенный от других подобных. 2. Не имеющий семьи, близких. 3. Происходящий без других.
Учитель: Какие из просмотренных слайдов вам запомнились? Какие фотографии Вы назвали бы «не имеющий семьи», а какие «отличные от других»? Почему?
Рассуждения ребят.
Учитель: Сегодня в нашей литературной мастерской мы будем говорить о понятиях и категориях давно и хорошо всем знакомым. О людской доброте, честности, порядочности, дружбе, уважении, сопереживании, о сочувствии.
Мы живём в такое время, когда в мире много жестокости, насилия, злобы, бессердечия, когда кажется, что всё складывается против человека и черствеет душа. Заботясь о хлебе насущном, зачастую мы забываем о тех, кто окружает нас, нуждается в нас. Забываем о главном, о том, на чём держится жизнь, - о добродетели. Уровень общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, братьям нашим меньшим, к природе. Чтобы ни происходило в мире, стране, семье, нравственные понятия, выработанные веками, вечны, нерушимы. На этом держится мир. Учиться нравственности - по сути, учиться – правильно жить, так как нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. А поможет в этом нам с вами литература, книги, которые мы с вами изучаем. И вот одна из них - произведение Владимира Железникова «Чучело».
Учитель: Ребята, по вашему мнению, в основе произведения Железнякова лежат действительные события сегодняшней жизни или это плод фантазий автора?
Рассуждения ребят.
Учитель: Как вы думаете, каково это быть не таким как все? Трудно ли такому человеку в обществе?
Рассуждения ребят.
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (46 сек.)
Учитель: Скажите, ребята, по Вашему мнению, Васильев «не такой как все»? Почему, докажите свои предположения.
Рассуждения ребят.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, как зовут героев повести?
Ученики: Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Шмакова, Димка Сомов или Сомик.
Учитель: Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?
Рассуждения ребят.
Учитель: Давайте вспомним, как состоялось знакомство Лены с классом?
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (17 сек.)
Учитель: Как Вы думаете, почему Лене Бессольцевой сразу дали прозвище «Чучело»?
Рассуждения ребят.
Учитель: По словарю С.И. Ожегова:
Чучело, -а,ср.1. Фигура животного из набитой чем-н. шкуры. 2. Пугало для птиц в виде куклы, наподобие человека. 3. О грязном, небрежно одетом человеке
Подходит хотя бы одно из этих определений Ленке Бессольцевой?
Рассуждения ребят.
Учитель: Ребят, а вы знакомы с таким словом, как: "моббинг"?
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли одного человека в коллективе, как правило, с целью его последующего выживания. Школьники издеваются, высмеивают своих же одноклассников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, слишком хорошо учатся и т. п.
К видам моббингаотносится: бойкот, придирки, насмешки, издевательство над одноклассниками
Учитель: Можно ли сказать, что в данном классе присутствует «синдром моббинга»?
Рассуждения ребят.
Учитель: Посмотрите, моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями.
Какой можно сделать вывод – все заражены страшной болезнью «моббинг». А если кто-то и захочет вылечиться от этого «синдрома» попадает в разряд презираемых, отверженных. Т.е сами герои «слабые личности», их души надо спасать. И в качестве спасателя к ним в класс и приходит Ленка Бессольцева. И если вы и называли причины её клички, то по-настоящему такое прозвище ей дали за искренность и открытость.
Учитель:Попыталась ли Ленка «играть» по правилам одноклассников
Рассуждения ребят.
Учитель: А как относятся ко всему происходящему взрослые
Рассуждения ребят.
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» (59 сек.)
Учитель: По этому эпизоду можно ли сказать, что Васильев трус? Что необычного в этом мальчике?
Рассуждения ребят.
Ученица читает стихотворение Э. Асадова «Трусиха»
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивного фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень между прочим рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза,
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...
А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страху умерла,
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: - Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть, на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал, спеша, отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: - Мразь! Фашист проклятый! -
Как огнем, детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство "стенка" ожидает.
Ну а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был – всё равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: - Ладно... Тише, гром... -
А второй промямлил: - Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок.
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - "слабая натура",
"Трус" и "воробьиная душа".
Учитель: О чём это лирическое произведение Э.Асадова.
Рассуждения ребят
Учитель: Если сходство между героинями лирического и эпического жанров? В чем? Докажите.
Рассуждения ребят
Учитель: Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 10 мин. 10 сек.)
Учитель: Почему Ленка Бессольцева бросилась «спасать» чучело? Как Вы думаете, какой она стала после «костра» (суровее, замкнутой, перестанет верить людям, может даже одинокой). Что такое унижение? По словарю С.И. Ожегова:
Унижение, -я, ср.1. То, что умаляет, оскорбляет и унижает достоинство человека.)
Учитель:У вас 4 фигуры, возьмите себе ту, которая больше нравится. Теперь посмотрите, какую из фигур вы выбрали? ЗИГЗАГ – люди творческие; КРУГ - самая доброжелательная из всех форм, КВАДРАТ – вы неутомимый труженик, ТРЕУГОЛЬНИКИ – эта фигура символизирует лидерство. Они - энергичные, сильные личности.
А как Вы понимаете слово «лидер»? По словарю С.И. Ожегова:
Лидер - а, м. 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.
2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании.
3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов. 4. Лидер- время возникновения – середина XIX в. От англ. Leader
5. Лидер- это человек, который ведёт (...) группу людей во времени и пространстве.
Учитель: Как вы думаете, Ленка Бессольцева может быть лидером? Докажите свой ответ. Сложно ли быть лидером, почему?
Рассуждения ребят.
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 2мин. 39 сек.)
Учитель:Почему Ленка Бессольцева решается на отчаянный поступок? (остричь волосы)
Рассуждения ребят.
Просмотр отрывка из фильма Р.Быкова «Чучело» ( 2мин. 39 сек.)
Учитель: Добились ребята своей цели? Изжили они Ленку из класса и города. Рады ли они своей «победе». Изменились ли ребята от того, что в их жизни была такая одноклассница, как Лена Бессольцева? Чем заканчивается повесть?
Рассуждения ребят.
Учитель: Ребята, посмотрите на эпиграфы к сегодняшнему уроку, прочитайте их и подумайте, какой из предложенных наиболее удачно выражает идею повести?
Рассуждения и предложения ребят
Учитель: Как Вы понимаете название урока «Спасите наши души…»?
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
С какими терминами вы сегодня познакомились?(«моббинг», «одиночество», «лидер», «унижение»)
Можно «спасти» героев произведения? (Чистой должны быть и помыслы и душа)
Учитель: (отрывок из стихотворения В.Высоцкого «Баллада о времени»)
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель - всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,-
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
Учитель: Всем огромное спасибо! Думается, что под влиянием сегодняшнего урока вы будете внимательнее к своему внутреннему миру, не будете жестокими и далёкими к людям. Научитесь разбираться в настоящих и мнимых друзьях. А тем, кто выбрал «лидерский треугольник» поответсвеннее выбирать путь для своего корабля.
Ведь Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем наполнен корабль, грузом каких дел? Наверно, зависит от самого человека.