урок литературного чтения 3 класс с фгос А.С. Есенин " Образ березы в стихотворении Береза". Цели урока были достигнуты.
Оценка содержания урока с точки зрения обще - дидактических принципов:
-научность - словарная работа, раскрытие литературных терминов, анализ стихотворения;
-наглядность – работа со слайдами, игра"Мозаика"( разрезаны строфы стихотворения)
-последовательность – этапы урока были продуманы, логично следовали друг за другом, пропуски изложения отсутствовали;
-связь с практикой – ребята живут в селе, близко связаны с природой, даже школа окружена берёзами.
Ребята свободно владеют материалом.Учитель постоянно активизирует ребят проблемными вопросами. Использует метод индивидуализации обучения – разные уровни задания, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. были использованы групповые формы обучения, парные, индивидуальные. Обучающиеся на уроке были активны, достаточно легко выполняли самостоятельную работу, тема урока их заинтересовала. Тема вполне доступна, обучающиеся стали рассказывать о том, где и как они наблюдали берёзу в природе. Рефлексия в конце урока показала, что большая часть ребят почувствовала себя исследователями, часть – художниками, и только один ученик посчитал себя просто слушателем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературному чтению »
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Учитель Пономарева Н.П.
Тема урока: С. Есенина « Берёза» Цели:
Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.
Метапредметные:
– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Ход урока. 1.Оргмомент. 2 мин.
- Встали, улыбнулись друг другу, гостям. Подарите им частичку себя. Пожелаем удачи на уроке. - Кем вы будете сегодня на уроке литературного чтения? (слушателями, «художниками», исследователями, читателями)
-Чтение с доски:
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
2. Эмоциональный настрой -2 мин.
-Парная работа (дописать слова по смыслу):
В гости к нам пришла …. (зима, принесла, подниму, принесу)
Много снега ….. .
Я ладошки к небу ….
Белые снежинки в класс я ….
-Прочитайте, что у вас получилось. О чем говорится в этом четверостишье?
-Какое настроение, какие чувства вызывает у вас зима? - Зима волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Зима - художница! Рисует она только какой краской? А как замечательно у нее получается!
В гости к нам пришла зима, много снега принесла….
3.Речевая разминка: 1мин.
- Ребята, к вам на ладошки упали снежинки. Какие они?
Сдуйте снежинки с правой руки, а потом с левой, а потом с обеих ладошек.
-Зима – волшебница. Она может устраивать чудеса.
4. Актуализация знаний: 3 мин
- Групповая работа. Она приготовила для вас сюрприз. Посмотрите на портреты, назовите авторов. Какое задание можно выполнить?
1)Тема: С.А. Есенин
2) Отгадав загадку, узнаете произведение с которым сегодня познакомитесь.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
И так произведение «Береза» А почему береза? Назовите лексическое значение слова.
Тема нашего урока: Образ берёзы в стихотворении С. А. Есенина « Береза».
Что обозначает слово- Образ?
-Ребята, определите цели нашего урока. (Познакомимся с лирическим текстом, научимся его анализировать и читать выразительно.)
-А, я должна познакомить вас с лирическим текстом, научить его анализировать и читать выразительно.)
-Что уже знаете о поэте? А ведь это первое напечатанное стихотворение С. Есенина. Он считал, что писать для детей надо особый дар иметь. Поэтому специальных «детских» стихотворений у него очень мало. Какова тематика стихов Есенина?
-Отличительная черта стихотворения от других произведений? Какие художественные приемы вы знаете?
5. Слушание стихотворения. 2 мин.
-Я вам предлагаю вам послушать стихотворение С. Есенина «Берёза» и почувствовать то, что ощущал поэт, когда писал это стихотворение.
- Ваши впечатления? Какие чувства, настроение вызывает это стихотворение?
6. Работа с учебником - чтение текста детьми. (Словарно - лексическая работа). 3мин.
-Прочитаем текст ещё раз и выясним, какие слова нам непонятны.
Работа со словарём.
Найдите значение слов кайма, бахрома, кисть (многозначное слово) - омоним - Молодцы, ребята!
7.Работа с текстом: зима приглашает нас дальше в путешествие. Работаем с вами дальше, отвечая на вопросы: 5 мин.
(Анализ:) (Техника =Фишбоун=)
(Что? Когда? Где? Почему?=) картинка «Берёза»
1. Что?
- О чём речь в стихотворении?
-Скажите: какой вам представилась береза?
- С чем её можно сравнить?
-Какие ещё слова и выражения в тексте помогают увидеть красоту берёзы? (Пушистые ветки, горят снежинки, золотой огонь, серебро)
2.Когда?
-А когда эту красоту на берёзе мы можем увидеть? (Зимой.)
-А что ещё нам помогает увидеть золотой огонь? (Заря)
-А почему заря? (Заря - это фон, передаёт время суток. Ответы детей. На фоне зари показана красота берёзы)
-Когда изображена берёза? (Зимой, ранним утром)
3.Где?
-Ребята, а где изображена берёза? (Под моим окном) Под чьим окном?
4.Почему?
Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.)
-C какой целью поэт изображает берёзу? (Берёза – это живое существо. Чтобы передать свои чувства, своё отношение – восторгается красотой зимней природы.)
Физпауза. Представили зимнее дерево. Ветер дует нам в лицо… 1мин.
1 строфа Прочитайте 1 строфу. 10мин.
- -Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу)
Назовите синонимы к слову «принакрылась – ? - принарядилась, приукрасилась.
- Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете? (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, в золотом огне)
- С чем сравнивается снег и почему? (снег сравнивается с серебром, потому что он блестит)
- Красива ли береза в снежном наряде? (Она стала еще более красивой в белом одеянии)
Чтение и анализ 2 строфы.
-Прочитайте 2 строфу.
-Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
Найдите эпитет ---- пушистые ветки
Найдите Метафору ? – снежная кайма, распустила кисти белой бахромой.
Работа в парах. Выберите ответ на вопрос: как чувствует себя зимой береза Есенина? Докажите…
1. Красива вопреки зимней погоде..
2.Дружна с зимой.
3. Зимушка закрывает прелести березы.
4. Зима прибавляет ей красоты.
Чтение 3 строфы.
- Почему С. Есенин назвал тишину «сонной»? (Очень тихо, как будто все спят)
Как вы понимаете слова «горят снежинки»? (переливаются на солнце)
- О каком золотом огне говорится в стихотворении? (о солнце)
Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
(Олицетворение) – сонная тишина, стоит береза
(Метафора) – горят снежинки.
А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.
В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова)
Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)
Чтение 4 строфы
- Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?
Олицетворение – заря обходя, заря обсыпает.
Метафора – новым серебром.
- Что такое заря? (Яркое освещение перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом) словарь
- Как вы понимаете слова «заря лениво обходя кругом..»? (от утренней зари до вечерней)
- Почему называют зарю ленивой? (зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться встать пораньше. И горит не так как летом, будто ей лень.)
- На что становится похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)
- Делаем вывод: В стихотворении происходит олицетворение чего? (не только березы, но и зари).
В стихотворении образ березы постоянно меняется:
в первой строфе? снег на ветках уподобляется серебру,
а во второй? похож на золото,
а в третьей? вновь похож на серебро
-Почему? (Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня)
- Какое слово употреблено автором три раза? (белый)
- Как вы думаете, почему он это сделал? (чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде)
- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?
( Любовь к природе, а значит, и любовь к Родине).
8. Физпауза. Глаза. 1 мин.
Игра “Собери четверостишие”
9. Работа над выразительностью. 5 мин.
- А теперь, когда мы с вами очень подробно разобрали текст, поработали с образами, я предлагаю вам попробовать над выразительностью.
-Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать текст? -Да, спокойно, не спеша.
-Назовите то чувство, с которым пишет поэт о березе?
( чувство восхищения, он любуется березой)
Давайте это чувство передадим при чтении.
( читают 1-2 ученика вслух)
Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.
Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры.
Прочитайте в соответствии с партитурой.
Взяли в руки карандаши и запишем партитуру в тексте. (Работа детей построчно, на слайде появляются строки партитуры.)
Оцените, удалось ли передать чувства?
10 .Синквейн. (слайд) 2мин.
Конечно, зимняя природа не может и нас оставить равнодушными к красоте. Я предлагаю вам поработать с ключевыми образами стихотворения и составить синквейн. (Дифференцированная работа по степени помощи учащимся) 1существительное Берёза 2 прилагательных хрустальная, сказочная 3 глагола стоит, принакрылась, нарядилась фраза Зимняя берёза восхищает свой красотой
11. Итог урока. -И так, достигли ли мы своих целей? 3 мин.
- Чему научились на уроке и для чего? (Научились читать текст выразительно, понимать его, видеть и чувствовать красоту родной природы)
- Правильно, ребята, я постаралась проникнуть в наше восприятие природы, убедить в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту
Что вам дало изучение поэзии Есенина?
А кто нам в этом помог? А помог нам в этом гениальный поэт - Сергей Есенин.
12.Рефлексия. Самооценка. 2мин.
Наш урок подходит к концу.
Зима принесла вам снежинки. Я предлагаю этими снежинками украсить березу.
На ветки березы нужно закрепить снежинки так, чтобы показать – насколько сложно или интересно вам было на уроке (дети крепят снежинки на разной высоте дерева, показывая насколько доступным был урок).
д/п Посмотрите на лево, посмотрите на право. Загляните под стол. Что там вы нашли?
Прикрепите слова на доску. Прочитаем эти слова. Из какого они произведения?» Сыплет черемуха снегом»
Анализ произведения.
Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? Сравнение.
Как говорит о кистях берёзы?
О чем ещё мы так говорим? Цветы.
Как называется такой прием? Сравнение.
Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
Какое время дня рисует поэт? Утро.
Почему вы так решили? Заря.
Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Работа над выразительностью.
Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.
Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске.
- короткая пауза
| - пауза средней длины
|| - длительная пауза
- движение голоса
_________ - слово, на которое падает логическое ударение
Белая берёза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Коллективная работа.
Разобрать знаки, прочитать в соответствии с партитурой.
) беседа после чтения (слайд №16)
– какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).
– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе? (с серебром)
– с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (с белой бахромой)
– как называется этот приём? (сравнение)
Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В первой строфе он использует сравнение. В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто.
– как называется такое сравнение? (скрытое сравнение называется метафорой)
– найдите в стихотворении ещё метафоры? (распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь, новым серебром)
Зачем поэт употребляет метафоры? (для создания образа берёзы)
Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.
А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.
В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? (в переносном, снежинки не могут гореть, как дрова)
Подберите синоним к слову “огонь”? (жар, пламя)
Что такое “заря”? (Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом).
А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки. (Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.