Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Одоевский Мороз Иванович"
Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Одоевский Мороз Иванович"
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Планируемые результаты:
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд 1)
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
II. Работа с речевым аппаратом. (слайд 2)
(На доске запись).
У елки иголки колки.
Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.
III. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
Ученики рассказывают сказки, которые сочинили к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»
IV. Подведение к теме урока. (Слайд 4)
У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания. (Слайд 5-29)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Одоевский Мороз Иванович"»
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Планируемые результаты:
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд 1)
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
II. Работа с речевым аппаратом. (слайд 2)
(На доске запись).
У елки иголки колки.
Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.
III. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
Ученики рассказывают сказки, которые сочинили к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»
IV. Подведение к теме урока. (Слайд 4)
У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания. (Слайд 5-29)
1 снежинка. (Слайд 30)
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
2 снежинка. (слайд 31)
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.
3 снежинка. (слайд 32)
У.- С каким произведением мы сегодня познакомимся?
Д. – Сказка о Морозе (Мороз Иванович)
4 снежинка. (слайд 33)
У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору? (слайд34)
-Ответы детей.
У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»?
-Ответы детей
V. Физминутка. (слайд 35)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Дыши глубже:
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода – хороша?
У. Молодцы присаживаемся и продолжаем работу.
Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.
VI.Работа с текстом. (слайд 37)
У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.
Сказка «Морозко» народная, а к какой сказке мы можем отнести сказку «Мороз Иванович»?
Д. – Литературная сказка
У. Кто является автором сказки?
Д. - В. Одоевский.(слайд38)
У. Чем отличается литературная сказка от народной?
Д. Ответы детей.
Выборочное чтение:
У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?
У. – Как проходил день у Ленивицы?
Словарная работа:
горемычная – несчастная.
У. – Что же изобразим в начале сказки?
У. – Как можно озаглавить?
Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.
Чтение по ролям:
1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.
У. - Как можно озаглавить данные эпизоды?
Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
В гостях у Мороза Ивановича.
У. что делала рукодельница у Мороза Ивановича?
Ответы детей.
VII. Рефлексия. (слайд 39)
VIII. Итог урока.
У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
Д. - Оценки.
У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками?
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?
У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.
У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?
VII. Домашнее задание.
У.- Как вы думаете, все ли сцены мы с вами обсудили. Подумайте, чего не хватает нам, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки.