Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению. Раздел: “Я и мои друзья”.»
Класс: 2.
Предмет: Литературное чтение.
Раздел: “Я и мои друзья”.
Тема: Н. Булгаков “Анна, не грусти!”
Ход урока
1. Организация урока .
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Презентация.
-Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках чтения? («Я и мои друзья»)
Слайд. “Друг – это ...”
Мозговой штурм.
- Каким по вашему мнению д.б. друг
Продолжите, пожалуйста, фразу «Друг-это….»
Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.
А ещё это тот, кто способен проявлять милосердие, доброту, способен оказывать соучастие, сопереживание, взаимовыручку.
Слайд. Доброта и милосердие.
Работа с толковыми словарями.
- Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Сообщение темы урока.
-Откройте учебник на стр. 79. Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
(Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Николая Булгакова “Анна, не грусти!”)
Антиципация чтения.
-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?
5. Первичное чтение учителем с прогнозированием (5-6мин).
Почему прогноз оказался неточным?
а) Первичное восприятие произведения.
Какое чувство вызвало это произведение?
Что понравилось? Чем?
Что не понравилось?
б) Словарная работа
Прежде, чем вы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци -аль-ная – специальная.
Про-ко-ря-бал – прокорябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежала.
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное.
6. Беседа по содержанию .(9мин)
-Постарайтесь найти ответы на вопросы, данные на карточках.
1.Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? (Она неосторожно скатилась с горки.)
2. Почему больницу называют особой, строгой? (Это травматология, где дети лежат на спец кроватях, чтобы правильно всё срасталось)
3. Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? (Как все дети в сереньком халате).
4. Почему Катя стала счастливая? (Она увидела подругу Аню).
5. Почему Аня заплакала, увидев Катю? (Ей стало жалко подругу, что она здесь совсем одна. И если бы она, Аня, не пришла к ней сегодня, у неё ничего бы не было, только этот утёнок.
6. Как девочки разговаривали через стекло? (Аня показала раскраску, открытку и апельсин. Аня кричала в окно, что есть силы и Катя кое-что слышала. Стали писать друг другу записки. Записками разговаривали.
7. Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?(Катя печальная, сломала ногу, счастливая, т.к. знала, что у неё есть Аня.)
8. Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
9. А почему Аня оставалась печальной? (Потому что она могла везде ходить и всё делать, а подруга нет, переживала по этому поводу.)
10. Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? ( Аня ещё когда-нибудь придёт, пусть не сегодня, не очень скоро - она есть у неё всегда)
11. Обсудите в паре какая пословица на странице 84 подходит к этому рассказу?
Знакомство с писателем.
Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”. Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?
Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
-Чему учит нас Булгаков своим рассказом? Быть другом не только в радости, но и в горе, беде. Проявлять такие качества, как соучастие, сопереживание, взаимовыручку.
В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.