kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 2 класса "Движения и звуки в живописи" учителя начальных классов Гнатенко Лилии Валентиновны МБОУ "Перовской школы - гимназии". Для получения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"»

МБОУ «Перовская школа – гимназия»

Учитель начальных классов Гнатенко Лилия Валентиновна

Урок по литературному чтению для 2 класса на тему «Движения и звуки в живописи»



ТЕМА УРОКА: Движения и звуки в живописи



ЦЕЛИ: научить детей понимать разные жанры живописи;

помочь школьникам понять, как важно в живописи, фотографии, рисунке ощущать её живую пульсацию, впечатление движений, звуков, ароматов окружающего мира;

закрепить эту идею на уровне художественного образа.



ЗАДАЧИ:

выяснить вместе с детьми, к какому жанру можно отнести фотографию из стих. С. Махотина «Фотограф»;

попросить детей отметить все детали, говорящие о том, что фотоснимок неудачный;

обсудить с детьми, что же делает фотографию, рисунок, картину удачными, т.е. живыми;

вместе с детьми найти и прочитать все слова - названия действий, которые использует И.Пивоварова в стихотворении «Картина», чтобы передать, что картина, о которой она рассказывает, наполнена жизнью, движением;

поставить перед школьниками вопрос: может ли художник изобразить так, чтобы мы увидели движение?

в «Музейном Доме» рассмотреть вместе с детьми картину Ван Гога «Церковь в Овере», найти те приёмы, с помощью которых автор создал впечатление храма как живого, природного организма;

поставить перед детьми вопрос: трудно ли, с их точки зрения, написать такую картину, которая создаёт впечатление звучащей? (на примере фотографии и картины художника Лентулова «Василий Блаженный»);

подвести детей к выводу после сравнения картины и фотографии: цель художника была не в том, чтобы точно изобразить храм, но в том, чтобы передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма и даже создать ощущение колокольного звона.



ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник «Литературное чтение» (2 часть);

тетрадь «Литературное чтение» №2;

для иллюстрирования (на доске или мультимедийном проекторе): живописные работы В. Ван Гога «Церковь в Овере», А. Лентулова «Василий Блаженный», фотография Покровского собора на Красной площади в Москве;

таблицы с записью слов-названий действий из стихотворения И. Пивоваровой и слов, называющих звуки из того же стихотворения;

запись колокольного звона;

изображение звучащих колоколов;

у каждого ученика - листы бумаги с заготовкой рисунка дороги и домика.



ОРГ. МОМЕНТ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО И РАСКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ УРОКА.

-Поговорим сегодня об известных нам жанрах живописных произведений и о том, что иногда художники могут показать нам то, что нельзя увидеть глазами!

Что такое портрет? Пейзаж? Натюрморт?



1.Прочитайте, какая картина природы изображена в стих. В. Лунина «Зима».

- Какой цвет преобладает в зимней картине? Из каких строчек это видно?

На картине у зимы /Всё бело от снега…

- А что украшает картину, делает её яркой? (присутствие снегирей) Какие строчки об этом говорят?

… Красногрудых снегирей/солнечные пятна.

- К какому жанру живописи вы отнесли бы эту зимнюю картину? (пейзаж)



2. Прочитайте выразительно рассказ мальчика из стих. С. Махотина «Фотограф». Изобразите голосом его чувства при описании этой фотографии.

- Как можно назвать ту фотографию, которую хотел сделать мальчик? (семейный портрет).

- Объясните, почему фотография не получилась? (дед в кадр не попал, сестра выглядит очень странно, всё время приходится объяснять фотографию).

- Сделайте свой вывод: что же главное в фотографии, в рисунке, картине?

Чёткость и то, что на фотографии всё будет понятно - это ещё не означает, что освоено искусство фотографии или рисования.

- Что больше всего нас привлекает в живописных произведениях, в хороших фотографиях?

Главное - ощущение жизни (её живой пульсации, движения, дыхания, света, звука, аромата окр. мира).

Всё должно быть не мёртвым, а живым.

Каждый художник стремится к тому, чтобы то, что он изображает, из мёртвых предметов превратилось в живую жизнь ( т е., создать впечатление движения, звучания и т.д.)





НОВАЯ ТЕМА

1.Чтение учителем стихотворения И. Пивоваровой «Картина».

- Прочитайте слова Учёного Кота (с.11, учебник). Рассмотрите эту картину.

- Подтвердите, что на картине, о которой рассказывает поэтесса, всё наполнено жизнью (т.е. движением и звуками).

2. Картина - это изображение на плоскости и всё, что там изображено, не может находиться в движении.

Почему же автор пользуется именно такими словами? Разве художник может изобразить так, чтобы мы увидели движение?

3. Зайдём в Музейный Дом. Рассмотрим картину Ван Гога «Церковь в Овере». (учебник с.177)

а) Чувствуете приближение сильного дождя?

Цветовой контраст тёмно-синего неба и желтовато-зелёной земли и травы создаёт необычное предгрозовое освещение.

б) Видите женщину, которая бежит, торопится, чтобы не намокнуть?

Вам не кажется, что дорога тоже «бежит» куда-то?

Прерывистые чёрточки, которыми испещрена дорога, создают оптический эффект движения.

- Попробуйте создать «бегущую» дорожку на своём листе бумаги. Получилось?

в) Посмотрите на старую церковь.

У вас есть ощущение, что она тяжело дышит?

Вдох - и церковь вытягивается, делается более стройной, устремляется ввысь.

Выдох - и она немножко оседает, не может скрыть кривизны своих старых «косточек».

Обратите внимание: те линии, в очертаниях храма, которые должны быть прямыми, слегка искривлены: художнику это необходимо для того, чтобы создать впечатление храма как живого организма, как некоего природного явления.

- Попробуйте подобным образом «оживить» стены своего домика. Удалось?

-Верите теперь, что художник может передать движение?



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давно не было дождя, и овощи завяли (Дети встают около парт, поднимают руки над головой): сначала опустились головки, потом листики, а потом согнулся весь стебелёк. (Дети опускают головы, потом руки, садятся на корточки).

- Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать: распрямились, подняли листочки и головки. (Дети проделывают все движения в указанном порядке).

- Налетел ветер, зашумели стебельки.(Дети раскачиваются, подняв руки).

-Вот и стих ветерок. (Дети садятся за парты).

4. Давайте посмотрим, какими словами-названиями действий пользуется И. Пивоварова для обозначения звуков. На доске или проекторе - таблица слов и звуков: смеялось, пело, щебетало, шелестело, ржало, тренькало, свистело.

- А действительно ли художники умеют изображать звуки?

5. - Отправляемся в Музейный Дом. Рассмотрим фотографию храма Василия Блаженного и картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный».

На фотографии изображён знаменитый Покровский собор, который находится на Красной площади в Москве.

- Сравните фотографию и картину.

а) - Удалось ли художнику передать, что храм состоит из башенок? (Да).

б) -Видно ли, что купола разноцветные и пёстрые? (да)

в) Есть ли впечатление, что звонят колокола?

Всё деформации и смещения, которые имеют место на картине, воспринимаются как стремление художника создать впечатление невидимых раскачивающихся колоколов (Показать изображение колоколов на доске или проекторе, с одновременным звучанием колокольного звона).

г)- Какова же была цель художника: точно изобразить храм или передать сказочное, фантастическое впечатление от этого храма?

- Так может ли художник создать впечатление звука?



ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

- Ребята, прочитайте вполголоса вслух стихотворение «Картина». Постарайтесь «показать» голосом, что изобразил художник на картине.

- А заметили ли вы приём контраста, к которому прибегнула поэтесса? Где он находится? (в конце текста).

Это всё смеялось, пело

И ходило ходуном,

Щебетало, шелестело,

Ржало, тренькало, свистело

И на гвоздике

Висело

На

Одном.







ИТОГ УРОКА

- Что нового вы узнали на уроке? (Чем отличаются настоящие произведения искусства?)

- Что вам особенно понравилось? Запомнилось?



ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ

Д. З. учебник с.10 - 11 выразительное чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику с.10-13








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Движения и звуки в живописи"

Автор: Гнатенко Лилия Валентиновна

Дата: 16.02.2022

Номер свидетельства: 600424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "А. С. Пушкин «Зимний вечер». "
    ["seo_title"] => string(27) "a-s-pushkin-zimnii-viechier"
    ["file_id"] => string(6) "247096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446488864"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Люблю я Русь, за осень золотую.  Иллюстрирование произведений касимовских поэтов». "
    ["seo_title"] => string(85) "liubliu-ia-rus-za-osien-zolotuiu-illiustrirovaniie-proizviedienii-kasimovskikh-poetov"
    ["file_id"] => string(6) "115954"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412181090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства