kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. М. М. Зощенко «Ёлка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект может быть использован при изучении произведения М.М.Зощенко Елка в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс. М. М. Зощенко «Ёлка»»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

М. М. Зощенко «Ёлка»

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

1. Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.

2. Задачи урока:

Личностные УУД:

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной литературой.

Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Регулятивные УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности (работа в группах и парах).

3. Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

II. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока

- Отгадайте загадку.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная.
На Рождество я главная. (Ёлка)

Тема: "Михаил Михайлович Зощенко. «Ёлка»" (на доске)

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством Зощенко.

- Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1854 в Полтаве в многодетной семье. В семье было 8 детей. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама - актриса, а также писала рассказы. В 17 лет Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойным поведением. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные.

Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора?

(О том, как Леля и Минька праздновали Рождество. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.)

2. Знакомство с произведением 

4. Физминутка

Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
А потом в присядочку
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.

IV. Словарная работа

  • Крымские яблоки - яблоки, привезённые из Крыма ….

  • Длинновязая - син. высокая, рослая.

  • Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

  • Не буду церемониться - не буду стесняться.

  • Фарфоровая ручка - сделанная из высококачественной глины.

  • Золотушный ребёнок - больной ребенок.

  • Не ручаюсь - не уверена.

5. Анализ произведения

Подтвердились ли наши предположения?

Назовите жанр данного литературного произведения?

Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

Назовите главных героев произведения?

Лёля и Минька, и их родители.

Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай?

5 лет.

Как отмечали Новый год в их семье?

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

Как наряжали ёлку раньше (более 100 лет назад)?

Выборочное чтение.

Учитель рассказывает историю возникновения праздника и его традиций

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? (докажите - выборочное чтение)

Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

Чем закончился праздник? И почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

Что руководило ими в этот раз?

Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых

Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.

Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? Как вы понимаете эти слова?

Грубость, хамство, агрессивное поведение приводят к конфликту и ссоре. Людей, поступающих таким образом, как Лёлька и Минька, ждет одиночество, так как с такими людьми не очень приятно общаться.
Да, и в первую очередь такие люди наказывают себя. С ними некомфортно окружающим, они обрекают себя на одиночество. Многих часто мучает совесть.
Всё это сказывается на их настроении, здоровье.

Как относится данная пословица к нашему произведению?

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»

Данная неприятная ситуация, которую бывает стыдно вспоминать, заставляет задуматься, почему она произошла, что сделал неправильно, осознать свои ошибки и исправиться, т.е. извлечь урок.

Извлёк ли урок Минька? (выборочное чтение)

Как ему удалось стать добрым?

Он никого не обижал, не брал чужих вещей…

Как вы думаете, был ли автор одинок после того, как все осознал и изменился?

Нет, у него было много друзей, так как с добрыми и весёлыми людьми приятно общаться, от них исходит душевное тепло.

Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

Вспомним, в чем изначальная причина, почему был испорчен праздник?

Лёля и Минька испортили подарки и угощения.

Интересно, в чем проблема?

Как надо было поступить героям, чтобы не испортить праздничное настроение гостям.

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра?

Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.

6. Домашнее задание:

Задание на выбор.

  • Пересказ от лица мамы или папы.

  • Мог ли рассказ кончиться иначе? Придумай свой вариант.

  • Проиллюстрировать произведение

7. Итог урока

8. Самооценка

9. Рефлексия






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. М. М. Зощенко «Ёлка»

Автор: Елена Ивановна Усачева

Дата: 28.05.2023

Номер свидетельства: 632570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по литературному чтению "М.Зощенко "Ёлка"""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-m-zoshchienko-iolka"
    ["file_id"] => string(6) "143510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418553216"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Литературное чтение, конспект урока М.Зощенко "Ёлка", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(68) "litieraturnoie_chtieniie_konspiekt_uroka_m_zoshchienko_iolka_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "445146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513622149"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по литературному чтению 4 класс М.М.Зощенко " Ёлка""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_4_klass_m_m_zoshchenko_iolka"
    ["file_id"] => string(6) "600610"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645187889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства