kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 4 класс М.М.Зощенко " Ёлка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с творчеством и биографией писателя. Отличительные особенности юмористических произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс М.М.Зощенко " Ёлка"»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме

«М.М.Зощенко «Ёлка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:

Предметные

  • познакомить учащихся с новым произведением;

  • отрабатывать навык выразительного чтения.

корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

  • развивать связную устную речь учащихся.

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

II. Речевая разминка

    1. Артикуляционная гимнастика

Скороговорки

  • У елки иголки колки.

  • Сыплет снегопад с неба снег.



III. Повторение изученного материала

- Какой раздел мы с вами изучили? (страна детства)

- Почему он так называется?

- Откройте оглавление стр

- Все произведения мы прочитали?

( нет)

- Так, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Поставьте цель и задачи урока

Цель: познакомиться с автором М.М. Зощенко и его рассказом « Ёлка»

- Как нам решить эту проблему, что для этого надо сделать?

  • Познакомиться с писателем

  • Прочитать рассказ

- Приступаем к работе

- У вас на партах текст

м/у: работа в группе, на слайде портрет писателя

- Вы должны рассказать своим одноклассникам, о том ,что вы узнали о М.М.Зощенко

М.М. Зощенко (1894–1958)

1 группа

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д.

2 группа

Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

IV. Подготовка к первичному восприятию

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

  • Золотушный ребенок – больной ребенок

  • Длинновязая – высокая

  • Пастилка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (просмотр– 7 мин.)

VI. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

VII. Повторное восприятие (Слайд 10)

Работа в группах: 1 и 2 группы.

Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел



3 группа

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

Физминутка (Упражнение для глаз)

(Слайд 17)

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.

  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Почему не нужен клад, если в семье дружно?

- как вы понимаете 2 пословицу?

- почему надо учить детей пока они маленькие?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20) 













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 4 класс М.М.Зощенко " Ёлка"

Автор: Попрыгина Ирина Николаевна

Дата: 18.02.2022

Номер свидетельства: 600610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства