Урок №___ литературного чтения 06.02.2017 г. 4 е класс
Тема: М.М. Зощенко «Елка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.
Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: выставка книг М.М. Зощенко, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие эпитеты вы нашли в тексте? (Грибной воздух, горные леса, осенний наряд и др.)
— Какие олицетворения вы встретили в тексте? (Эхо — как птица пересмешник, рояль мог петь, клавиши тосковали, смеялись... и др.)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Отгадайте загадку.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Елка.)
— Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник. За что вы его любите?
(Учащиеся рассказывают, как они встречают Новый год.)
— Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Зощенко «Елка». Как вы думаете, о чем это произведение?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Зощенко
— Что вы помните об этом писателе? (Учащиеся вспоминают. Затем учитель кратко рассказывает о писателе. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над рассказом «Елка» с. 59—64 учебника.
— Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно? (Учащиеся делятся впечатлениями.)
— Объясните значение слова «золотушный». (Больной, истощенный ребенок.)
— Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате?
— Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведите подтверждающие ваш ответ примеры из текста.
— Как вы считаете, правильно ли поступили родители?
— Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? Зачем М.М. Зощенко его написал?
2. Самостоятельная работа
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ.
1. Мальчик стал понимать, что такое елка, когда ему исполнилось:
а) три года
б) шесть лет
в) пять лет
2. Леля предложила не глядеть на подарки, а съесть:
а) по яблоку
б) по конфете
в) по пастилке
3. Почему Минька ел только яблоко?
а) оно висело низко
б) он их очень любил
в) оно было очень вкусное
4. Что мама хотела подарить Миньке?
а) заводную машинку
б) заводной паровозик
в) заводной пароходик
5. Папа не хотел, чтобы его дети были:
а) жадные и злые
б) жадные и завистливые
в) жестокие и злые
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
- Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Чему они вас научили?
Домашнее задание
Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. Нарисовать иллюстрации к тексту.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии М.М. Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в семье художника в Петербурге (по другим сведениям в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен газами, окончил войну в чине штабс-капитана. Впоследствии опыт военных лет, знание солдатской и офицерской среды так или иначе отражались в его произведениях, в том числе в первой книге «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». После Февральской революции М.М. Зощенко служил в Петрограде в должности коменданта Главного почтамта и телеграфа, а с июля 1918 г. — в пограничной охране в Стрельне и Кронштадте, но вскоре перевелся в действующую армию и воевал в Красной Армии под Нарвой и Ямбургом. Последствия ранений, однако, давали себя знать. Кроме того, приходилось постоянно искать заработки, М.М. Зощенко переменил несколько должностей, перепробовав разные профессии, что так и не дало какой-либо бытовой устроенности и покоя, но зато обогатило массой знаний и жизненных наблюдений. С 1920 г. М.М. Зощенко занялся литературной работой. Именно в литературе он видел свое настоящее призвание.
Первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Сине-брюхова» (1922) представляла собой сборник юмористических новелл, где все персонажи — мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования. Внутренняя драматичность рассказов, не прочувствованная в 1920-е гг. ни читателями, ни критикой, более выпукло и едва ли не обнаженно проявилась в его повестях. Они, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свойственные людям «старого мира», калечили человеческие души. Замысел ему подсказал М. Горький, и Зощенко, следуя его советам, старался показать, что социалистическая эпоха представляет собой торжество светлых идеалов и конец старых предрассудков, победу добра над вековечным злом.
Однако в 1946 г. в известном постановлении ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» он был назван пошляком и врагом советской литературы.
Умер Зощенко 22 июля 1958 г. в Ленинграде; похоронен в Сестрорецке.