Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 1 класс.»
Уроклитературного чтения в 1 классе
Тема урока: Л. Н. Толстой «Косточка».
Цели: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Косточка». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать, воспитывать уважительное отношение друг к другу, учить сотрудничеству.
Планируемые результаты.
Личностные:
содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;
начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте;
формированию критериев оценки человеческих поступков, привлечение собственного опыта практических действий.
Предметные УУД: учить работать с текстом;
формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;
обобщить первоначальные представления о нравственно-этических понятиях (обман, совесть, честность и др.);
анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в произведение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; разъяснять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
Содействовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации;
-формулирования проблемы;
-развития умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы;
-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов и делать выводы.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного взаимодействия учащихся;
- овладения монологической и диалогической формами речи;
- ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
-умения слушать собеседника
Тип урока: открытие нового знания
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, деятельностный метод, проблемный
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
1Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
-Хорошо, что солнце светит? (изображаем солнце)
-Хорошо!(дети хлопают в ладоши)
-Хорошо, что дует ветер? (изображаем ветер)
-Хорошо!
-Хорошо в краю родном?(разводят руки)
-Хорошо!
-Хорошо там, где наш дом?
-Хорошо жить дружно в нём?
Хорошо!
Всё у нас хорошо, прекрасное настроение - улыбнулись друг другу, солнышку, новому дню, нашим гостям. И с таким прекрасным настроением начнём наш урок.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия;
(На слайде картинки: слива, вишня, абрикос.)
-Что вы видите на слайде? (ягоды)
-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка) Что вы знаете о значение этого слова? Найдём значение этого слова в словаре.
Работа со словарём (работа в паре)(2 человека работают с электронным словарём,2 человека-словарь Ожегова)
(зачитывают значения, появляется слайд)
Какое это слово? «косточка» - многозначное слово.
Определение темы урока
-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке?
(Мы будем читать рассказ «Косточка»)
Кто автор этого произведения? ( Л. Н. Толстой)
Сформулируйте тему нашего урока. (Л.Н.Толстой «Косточка»)на слайде появляется(записываю на доске) Какую цель мы для себя поставим на уроке?
(Узнать мудрость произведения)
Чтобы реализовать поставленную цель, какие учебные задачи поставим?
Выберем их на слайде. -Мы будем читать рассказ, анализировать его, решать трудные вопросы, проводить словарную работу, выполнять творческие задания.
- Знаком ли вам писатель Толстой? Что вы о нем знаете?
- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…
–А сейчас внимательно послушайте рассказ «Косточка» и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?
( Дети слушают произведение ) – Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Нет)
– Почему вы так думаете? (Такой же случай мог бы произойти и в реальной жизни)
– Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.
– Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)– Что такое быль? ( Быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.) - На ваш взгляд, что хотел сказать вам великий писатель, педагог своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)
- Вам по 7лет, вы этого не знали?
- Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?
Проблемная ситуация
- Я предлагаю вам разобраться, для чего Л. Толстой написал «Косточку»? Что он хотел сказать своим рассказом ?
4.Этап построения проекта выхода из затруднения;
Работа со словарём
Прежде чем мы продолжим работу над произведением, необходимо выяснить смысл непонятных слов
Горница – чистая половина крестьянской избы. Сочла – сосчитала. Покраснел как рак – покраснел сильно (от стыда).
Повторное чтение текста учащимися и его анализ ( коллективная работа)
5.Этап реализации построенного проекта;
Прочитаем текст, выберем слова, описывающие действия Вани и выясним Почему мальчик попал в такую неприятную ситуацию? (проблемная ситуация)(на доску- карточку) Ответив на этот вопрос, мы сможем ответить на главный вопрос урока - Зачем написал Толстой это произведение, в чём мудрость произведения)
Беседа по содержанию.
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Прочитайте ( до слов Он всё ходил мимо)
- Выберите из этой части слова, описывающие его действия.
никогда не ел
нюхал их
они нравились
очень хотелось съесть
ходил мимо
- О чём вам эти слова говорят? (Хотел съесть, но сомневался)
- А что произошло дальше? Прочитайте. ( до слов «Не удержался, схватил и съел») на доску-не удержался - Как вы думаете, хорошо он поступил?
- А кто-нибудь это видел? (Нет)
- Так может, надо было автору закончить рассказ на этом месте?
- Почему автор написал продолжение?
- Как дальше развивались события.
(Дети читают до предложения - Все сказали: «Нет»)
- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? читают (Ваня покраснел, как рак…) на доску- покраснел
- Как в этой ситуации поступил отец? до слов Ваня побледнел(Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться)
- Как вы думаете, Ваня испугался? (Да)
- Докажите словами из текста. (Ваня побледнел) на доску-побледнел
- Прочитайте последнее предложение
- Отчего Ваня заплакал? на доску-заплакал
- Выберите правильный ответ:
- Ему не понравились сливы
- Ему хотелось ещё слив
- Ему стало страшно, что он умрёт
- Ему стало обидно, что он сказал неправду
- Он съел косточку
- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?
– Что же плохого сделал Ваня?
– Как вы относитесь к поступку мальчика? ( Его жалко, он совершил плохой поступок и вкусом сливы не насладился)
-А поступаете ли вы так сами?
На доске - не удержался, покраснел, побледнел, заплакал).
- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)
-С помощью глаголов мы указали факты, теперь - определим причину, внутренне состояние Вани, выбрав соответствующую карточку-причину.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Составление кластера
- Кто является главным героем рассказа?
Составим характеристику главного героя.(в этом нам поможет ромашка)
Простой вопрос. – Когда-нибудь Ваня пробовал сливы? (Нет и ему было очень интересно, любопытно узнать, что это?)
-Значит, какой Ваня? (Любопытный, любознательный)
Уточняющий вопрос. – Объясни, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения? (Знал и поэтому очень долго сомневался взять или нет) - Нерешительный, неуверенный, робкий.
Интерпретационный (объясняющий) вопрос.– Почему же он съел сливу? (Очень хотелось попробовать! И к тому же в комнате никого не было, он наверно подумал, что никто не узнает) Хитрый, немного лукавый
Творческий вопрос. – Придумай, что было бы, если бы Ваня не съел сливу? (Он бы не оказался в такой неприятной ситуации и оставался правдивым и честным мальчиком).Но сделал это и поэтому мы можем сказать, что он честный и правдивый, он сказал неправду) Какой Ваня? (Неискренний, обманчивый)
Оценочный вопрос. – Ваня распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему?(Нет, он и не понял, что съел, но чувство стыда за свой поступок не давало ему покоя) Стыдливый, застенчивый
Практический вопрос. – Как бы Вы поступили на месте Вани?
Не смотря на то, что Ваня слукавил, схитрил, был неискренен, он остался очень добрым мальчиком, которому сильно стыдно за свой поступок.
Какой же был Ваня?
Любопытный (любознательный)
Нерешительный (неуверенный, робкий)
Лукавый (хитрый)
Неискренний (обманчивый)
Застенчивый (стыдливый)
Добрый
7.Этап включения в систему знаний и повторения;
Составление диафильма (мини-проект) работа в группе
А сейчас мы с вами составим диафильм
На столе лежат кадры- картинки их нужно расположить в нужной последовательности и озвучить.(работа в группе)
(Все выстраиваются у доски, у каждого по 2 картинки и озвучивают своими словами)
1.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.
2.Он всё ходил мимо слив.
3.Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
4.Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.
5. «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу».
6.Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт.
7.Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
8.И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Какая из данных пословиц больше подходит к произведению, к нашему диафильму?
Друг познается в беде.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Доскажите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
У меня получилось …
Мне захотелось…
Выставление отметок.
Домашнее задание.
Перечитайте быль на стр. 92, нарисовать обложку к нашему проекту.