kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по дисциплине "Литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическаяразработка конспекта урока для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "Литература"»

Русская литература и русская история в ХУ111 – Х1Х веках.

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе.

Цель: знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы Х1Х века с тчк. зр. истории и литературы; показать значение русской литературы Х1Х века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Ход урока


До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

М.Горький

I. Повторение основных сведений, изученных в 10 классе

Прочитайте эпиграф к уроку - это слова М. Горького - замечательного русского писателя.

Как вы их понимаете?

О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русское литературы; И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой и многие другие.)

Задание.

Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в XVIII веке и в первой половине XIX века, изученные в 9 классе,

П. Знакомство с учебником литературы для 10 класса

Отметим, что он состоит из двух частей. В книге дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Задание.

Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительны черты литературы 1-ой половины XIX века? Выпишите ответ в тетрадь.

III. Русская литература на рубеже ХУШ-Х1Х веков

1. Лекция учителя.

Уже с конца XVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х гг. XIX в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе. Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма, - движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы, и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нару­шил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих слож­ных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Существовало два варианта создания нового литературного языка. Н.М Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был и язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литерату­ру и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влия­ния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, че­му доказательством служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого лите­ратурного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

В 1801 г. молодые поэты А.Ф. Воейков, А.С. Кайсаров, Родзянка, В.А.Жуковский, А.Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература - бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую лите­ратуру на неверный путь иностранных заимствований.

К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процесс формирования эс­тетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым про­должением предшествующего литературного процесса. На рубеже ве­ков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь со­вершала выбор пути развития на столетие вперед.


2. Классицизм, сентиментализм и романтизм в теории литературы.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в. (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин), в основе которого — призна­ние античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведе­ний античности — художественной нормой. В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, ло­гически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная орга­низация, схематизм. Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положи­тельные и отрицательные герои противопоставляются. Идеализа­ция героев, утопизм, абсолютизация идей. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объектив­ность повествования.



СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от фр. sentiment — чувство) — литера­турное течение, признающее основой человеческой природы чув­ство, а не разум. Важнейшее свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стрем­лениях. Уход от прямолинейности, свойственной классицизму, в обрисовке характеров и их оценке. Подчеркнутая субъективность подхода к миру. Культ естественного чувства. Культ природы. Утверждение прирожденной нравственной чистоты, неиспорчен­ности простолюдинов, открытие богатства духовного мира пред­ставителей низших сословий. Идеализация патриархального быта. Распространенность элегических и патриархальных настроений. В основе эстетики— «подражание природе» (как и в классициз­ме). Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М. Н. Муравьев, Н.М.Карамзин, В. В. Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуков­ский). Для русского С. характерен ярко выраженный просвети­тельский характер; присутствие сильной дидактической установ­ки; активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.


РОМАНТИЗМ — творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого — стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Время распро­странения — конец XVIII — первая половина XIX в. {Дж. Г. Бай­рон, П. Шелли, В.Гюго, Э. Т. А. Гофман); время расцвета в Рос­сии— 10-30-е гг. XIX в. (баллады В. А. Жуковского, А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, А. А. Бестужев, К. Ф. Рыле­ев и др.). Основной чертой романтизма является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и приня­тым. Основное художественное свойство — доминанта субъектив­ного над объективным (открытая субъективность), стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность, тяга к выдвиже­нию на первый план исключительного (в характерах и обстоя­тельствах). Провозглашение человеческой личности, безгранично сложной и глубокой, утверждение внутренней бесконечности че­ловеческой индивидуальности. Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца». Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, воз­вышенному. Склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному. Тяготение к фан­тастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Мучительное пе­реживание разлада с действительностью. Отказ от обыденного. В основе эстетики — отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение ре­альности. Защита творческой свободы автора. Произведение ис­кусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для со­держания). Р. связан с обновлением жанров: формирование исто­рического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повес­ти; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосло­жения.

3. Возникновение реализма как художественного метода в России.

(Продолжение лекции)

Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили и в России, и на Западе в конце XVIII — первой четверти XIX века. По словам Белинского, роман возник в ту эпоху, когда «все гражданские, обществен­ные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многослож­ны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».

Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные во­просы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Именно на долю романа, с точки зрения Белинского, выпала задача дать «художественный анализ современного общества». Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.

В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень позна­ния литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социаль­ной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречностьв возможность устранения общественного несовершенства.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исто­рических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.



РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) — творческий ме­тод в литературе и искусстве, в основе которого — реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных обра­зах; воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах. Р. в литературе — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, вре­мени и места обитания. Основное свойство — отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явле­ний самой жизни. Стремление к широкому охвату действительно­сти в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии. Тяготение к изображению человека в его взаимодействиях со сре­дой: внутренний мир персонажей, их поведение несет на себе при­меты времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Универсальность в изображении человека. Соци­альный и психологический детерминизм. Историческая точка зрения на жизнь. Ведущий критерий художественности — вер­ность действительности; стремление к непосредственной достовер­ности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жиз­ни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художествен­ных форм.


Домашнее задание. 1. Знать определения понятий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (записать их в тетрадь).

2. Прочитать произведения Г.Р.Державина (по списку)

3. Индивидуальное задание: обзор жизни и творчества Г.Р.Державина (сообщение на 5-6 минут).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по дисциплине "Литература"

Автор: Чехонадских Юлия Сергеевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по дисциплине "Литература" по теме "Проблематика и поэтика рассказов А,П. Чехова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_distsiplinie_litieratura_po_tiemie_probliematika_i_poetika_ra"
    ["file_id"] => string(6) "425305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502554361"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Конспект урока по русской литературе на тему: "Юмор в литературе. Юмористическое произведение.  М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekturokaporusskoilitieraturienatiemuiumorvlitieraturieiumoristichieskoieproizviedieniiemtvienvielikoliepnyimaliarkpaustovskiikotvoriugha"
    ["file_id"] => string(6) "265684"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450012755"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока профессиональное самоопределение учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-profiessional-noie-samoopriedielieniie-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241493"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445261654"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства