kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по дисциплине "Литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическаяразработка конспекта урока для 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "Литература"»

Русская литература и русская история в ХУ111 – Х1Х веках.

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе.

Цель: знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы Х1Х века с тчк. зр. истории и литературы; показать значение русской литературы Х1Х века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Ход урока


До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

М.Горький

I. Повторение основных сведений, изученных в 10 классе

Прочитайте эпиграф к уроку - это слова М. Горького - замечательного русского писателя.

Как вы их понимаете?

О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русское литературы; И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой и многие другие.)

Задание.

Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в XVIII веке и в первой половине XIX века, изученные в 9 классе,

П. Знакомство с учебником литературы для 10 класса

Отметим, что он состоит из двух частей. В книге дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Задание.

Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительны черты литературы 1-ой половины XIX века? Выпишите ответ в тетрадь.

III. Русская литература на рубеже ХУШ-Х1Х веков

1. Лекция учителя.

Уже с конца XVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х гг. XIX в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе. Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма, - движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы, и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нару­шил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих слож­ных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Существовало два варианта создания нового литературного языка. Н.М Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был и язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литерату­ру и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влия­ния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, че­му доказательством служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого лите­ратурного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

В 1801 г. молодые поэты А.Ф. Воейков, А.С. Кайсаров, Родзянка, В.А.Жуковский, А.Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература - бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую лите­ратуру на неверный путь иностранных заимствований.

К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процесс формирования эс­тетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым про­должением предшествующего литературного процесса. На рубеже ве­ков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь со­вершала выбор пути развития на столетие вперед.


2. Классицизм, сентиментализм и романтизм в теории литературы.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в. (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин), в основе которого — призна­ние античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведе­ний античности — художественной нормой. В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, ло­гически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная орга­низация, схематизм. Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положи­тельные и отрицательные герои противопоставляются. Идеализа­ция героев, утопизм, абсолютизация идей. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объектив­ность повествования.



СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от фр. sentiment — чувство) — литера­турное течение, признающее основой человеческой природы чув­ство, а не разум. Важнейшее свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стрем­лениях. Уход от прямолинейности, свойственной классицизму, в обрисовке характеров и их оценке. Подчеркнутая субъективность подхода к миру. Культ естественного чувства. Культ природы. Утверждение прирожденной нравственной чистоты, неиспорчен­ности простолюдинов, открытие богатства духовного мира пред­ставителей низших сословий. Идеализация патриархального быта. Распространенность элегических и патриархальных настроений. В основе эстетики— «подражание природе» (как и в классициз­ме). Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М. Н. Муравьев, Н.М.Карамзин, В. В. Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуков­ский). Для русского С. характерен ярко выраженный просвети­тельский характер; присутствие сильной дидактической установ­ки; активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.


РОМАНТИЗМ — творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого — стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Время распро­странения — конец XVIII — первая половина XIX в. {Дж. Г. Бай­рон, П. Шелли, В.Гюго, Э. Т. А. Гофман); время расцвета в Рос­сии— 10-30-е гг. XIX в. (баллады В. А. Жуковского, А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, А. А. Бестужев, К. Ф. Рыле­ев и др.). Основной чертой романтизма является трагическое двоемирие: герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и приня­тым. Основное художественное свойство — доминанта субъектив­ного над объективным (открытая субъективность), стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность, тяга к выдвиже­нию на первый план исключительного (в характерах и обстоя­тельствах). Провозглашение человеческой личности, безгранично сложной и глубокой, утверждение внутренней бесконечности че­ловеческой индивидуальности. Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца». Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, воз­вышенному. Склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному. Тяготение к фан­тастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Мучительное пе­реживание разлада с действительностью. Отказ от обыденного. В основе эстетики — отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение ре­альности. Защита творческой свободы автора. Произведение ис­кусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для со­держания). Р. связан с обновлением жанров: формирование исто­рического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повес­ти; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосло­жения.

3. Возникновение реализма как художественного метода в России.

(Продолжение лекции)

Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили и в России, и на Западе в конце XVIII — первой четверти XIX века. По словам Белинского, роман возник в ту эпоху, когда «все гражданские, обществен­ные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многослож­ны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».

Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные во­просы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Именно на долю романа, с точки зрения Белинского, выпала задача дать «художественный анализ современного общества». Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.

В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень позна­ния литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социаль­ной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречностьв возможность устранения общественного несовершенства.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исто­рических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.



РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) — творческий ме­тод в литературе и искусстве, в основе которого — реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных обра­зах; воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах. Р. в литературе — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, вре­мени и места обитания. Основное свойство — отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явле­ний самой жизни. Стремление к широкому охвату действительно­сти в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии. Тяготение к изображению человека в его взаимодействиях со сре­дой: внутренний мир персонажей, их поведение несет на себе при­меты времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Универсальность в изображении человека. Соци­альный и психологический детерминизм. Историческая точка зрения на жизнь. Ведущий критерий художественности — вер­ность действительности; стремление к непосредственной достовер­ности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жиз­ни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художествен­ных форм.


Домашнее задание. 1. Знать определения понятий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (записать их в тетрадь).

2. Прочитать произведения Г.Р.Державина (по списку)

3. Индивидуальное задание: обзор жизни и творчества Г.Р.Державина (сообщение на 5-6 минут).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по дисциплине "Литература"

Автор: Чехонадских Юлия Сергеевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по дисциплине "Литература" по теме "Проблематика и поэтика рассказов А,П. Чехова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_distsiplinie_litieratura_po_tiemie_probliematika_i_poetika_ra"
    ["file_id"] => string(6) "425305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502554361"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по дисциплине "Литература" на тему "С.А.Есенин.Жизнь и творчество"."
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_distsipline_literatura_na_temu_s_a_esenin_zhizn_i_tvorchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "577499"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617604759"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Конспект урока по русской литературе на тему: "Юмор в литературе. Юмористическое произведение.  М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekturokaporusskoilitieraturienatiemuiumorvlitieraturieiumoristichieskoieproizviedieniiemtvienvielikoliepnyimaliarkpaustovskiikotvoriugha"
    ["file_id"] => string(6) "265684"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450012755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства