Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по дисциплине "Литература"»
Русская литература и русская история в ХУ111 – Х1Х веках.
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе.
Цель: знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы Х1Х века с тчк. зр. истории и литературы; показать значение русской литературы Х1Х века в развитии русского и мирового литературного процесса.
Ход урока
До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.
М.Горький
I. Повторение основных сведений, изученных в 10 классе
Прочитайте эпиграф к уроку - это слова М. Горького - замечательного русского писателя.
Как вы их понимаете?
О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русское литературы; И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой и многие другие.)
Задание.
Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в XVIII веке и в первой половине XIX века, изученные в 9 классе,
П. Знакомство с учебником литературы для 10 класса
Отметим, что он состоит из двух частей. В книге дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.
Задание.
Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительны черты литературы 1-ой половины XIX века? Выпишите ответ в тетрадь.
III. Русская литература на рубеже ХУШ-Х1Х веков
1. Лекция учителя.
Уже с конца XVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х гг. XIX в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.
Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос осоотношении европейского начала с началом исконно русским по-разному решалсяотдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе. Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма, - движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы, и противники романтизма.
Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей,своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами ипрозой, литературой и реальностью.
Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.
Существовало два варианта создания нового литературного языка.Н.М Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был и язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решениепроблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влияния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Французская революция.
Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.
В 1801 г. молодые поэты А.Ф. Воейков, А.С. Кайсаров, Родзянка, В.А.Жуковский, А.Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература - бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.
К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процессформирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.
Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.
2. Классицизм, сентиментализм и романтизм в теории литературы.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в. (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин), в основе которого — признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности — художественной нормой. В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от фр. sentiment — чувство) — литературное течение, признающее основой человеческой природы чувство, а не разум. Важнейшее свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. Уход от прямолинейности, свойственной классицизму, в обрисовке характеров и их оценке. Подчеркнутая субъективность подхода к миру. Культ естественного чувства. Культ природы. Утверждение прирожденной нравственной чистоты, неиспорченности простолюдинов, открытие богатства духовного мира представителей низших сословий. Идеализация патриархального быта. Распространенность элегических и патриархальных настроений. В основе эстетики— «подражание природе» (как и в классицизме). Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М. Н. Муравьев, Н.М.Карамзин, В. В. Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский). Для русского С. характерен ярко выраженный просветительский характер; присутствие сильной дидактической установки; активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
РОМАНТИЗМ — творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого — стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира. Время распространения — конец XVIII — первая половина XIX в. {Дж. Г. Байрон, П. Шелли, В.Гюго, Э. Т. А. Гофман); время расцвета в России— 10-30-е гг. XIX в. (баллады В. А. Жуковского, А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, А. А. Бестужев, К. Ф. Рылеев и др.). Основной чертой романтизма является трагическое двоемирие:герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть ими понятым и принятым. Основное художественное свойство — доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность), стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность, тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах). Провозглашение человеческой личности, безгранично сложной и глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности. Взгляд на жизнь «сквозь призму сердца». Интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному. Склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному. Тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Мучительное переживание разлада с действительностью. Отказ от обыденного. В основе эстетики — отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Р. связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счет введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.
3. Возникновение реализма как художественного метода в России.
(Продолжение лекции)
Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили и в России, и на Западе в конце XVIII — первой четверти XIX века. По словам Белинского, роман возник в ту эпоху, когда «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».
Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Именно на долю романа, с точки зрения Белинского, выпала задача дать «художественный анализ современного общества». Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.
В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.
Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.
РЕАЛИЗМ(от лат. realis — вещественный) — творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого — реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах; воспроизведение жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах. Р. в литературе — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания. Основное свойство — отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии. Тяготение к изображению человека в его взаимодействиях со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несет на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени. Универсальность в изображении человека. Социальный и психологический детерминизм. Историческая точка зрения на жизнь. Ведущий критерий художественности — верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Домашнее задание. 1. Знать определения понятий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (записать их в тетрадь).
2. Прочитать произведения Г.Р.Державина (по списку)
3. Индивидуальное задание: обзор жизни и творчества Г.Р.Державина (сообщение на 5-6 минут).