- учить чувству сострадания чужому горю и стремлению помочь.
Оборудование: Выставка книг, проектор, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока. - Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.
2. Речевая разминка (слайд2)
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
- Посмотрите на слайд и прочитайте про себя скороговорку. Вначале все вместе читаетем.
- Прочитать с ударением на разные слова.
- Тихо, громко, медленно, быстро, быстрее.
3. Проверка домашнего задания
- Скажите мне, пожалуйста, какое домашнее задание было? (С. 106 «Про то, для кого Вовка учится» читать выразительно) (Читают 2 ученика)
- Ребята, ответьте на вопросы.
-Что говорили мама с папой Вове? (Ты для себя в школе учишься).
- Что говорила бабушка? (Ты для себя в школе учишься).
- А что же говорил Шурик? (Ты для себя в школе учишься).
- Значит, он для кого учится? (Для себя учится и для своей будущей карьеры)
4. Вступительная беседа
- На уроке чтения мы совершаем путешествие по рассказам и стихотворениям, но и по сказкам. Сказок на свете очень много.
- Назовите свои любимые сказки. (Дети называют сказки).
- Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках много волшебства, фантазии; растения и животные могут говорить; с ними происходят необычные приключения; есть добрые и злые силы. В сказке добро всегда побеждает зло. Добро наказывает зло).
- Кто пишет сказки? (Сказки, которые сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это авторские, литературные сказки).
5. Выставка
- Перед вами выставка книг не только русского народа, но и сказки разных народов, которые можно найти только на глобусе. В нашей библиотеке есть прекрасно иллюстрированные книги с разными сказками. (Книги)
- Вспомните, какую индийскую сказку вы уже читали. (Ссора птиц).
- А сегодня мы с вами познакомимся с дагестанской сказкой. Посмотрите на карту, где расположен Дагестан. (слайд 3)
- Дагестан – республика в составе России. Столица – Махачкала. Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе. В этой маленькой республике народ гордый, волевой, смелый и дорожит своей свободой и борется за неё. Они не бросают друг друга в беде, а помогают друг другу.
6. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа перед чтением.
(В слайде 4)
Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
З А – БЛУ – ДИЛ – СЯ ЗАБЛУДИЛСЯ
Р АС – ПРО – СТЁР – ЛА РАСПРОСТЁРЛА
Читай слитно.
ГУЛЯЛ-ГУЛЯЛ
ИСКАЛ-ИСКАЛ
ЧУДО-ПТИЦА
(На доске)
Читай внимательно.
КРЫЛЬЯМИ – КРЫЛАМИ
СЛОМАЛ – СЛОМИЛ
СТРАННЫМ – СТРАШНЫМ
7. Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
8. Словарная работа
- В сказке встречаются непонятные слова, давайте с ними познакомимся. (слайд 5)
Сломил - сломал
Распростёрла (крыльями)- широко развела в сторону.
Размахнулся - С силой отвести руку назад и в сторону для удара
Свернулась - свернулась как клубок.
Клёкотом - Прерывистые звуки, издаваемые орлами и другими крупными птицами.
Заклекотала – начала издавать страшный голос.
Храбрый - мужественный, смелый, отважный, не боится ничего.
9. Первичное чтение
- Сейчас я буду читать, а вы должны подуматьэто произведение – сказка или рассказ.
(Учитель читает выразительно)
- Кто мне скажет это произведение – сказка или рассказ. (Это сказка).
- А почему вы так думаете? (Потому что, …).
- Ребята, а что вы заметили необычного?
- Правильно, мы с вами должны выбрать точное название для этой сказки. Посмотрите на слайд и прочитайте все возможные названия и скажите, как можно назвать эту сказку. (Выбор детей).
- А почему вы так думаете?
- А сейчас давайте проверим, правильно ли мы дали название этой сказке. Откройте содержание книги и посмотрите, как называется эта сказка. (слайд 6)
10. Повторное чтение сказки
(дети читают).
11. Выборочное чтение
- Что произошло с мальчиком в лесу, найдите в тексте и прочитайте.
- Как мальчик помог птенцам?
- Какая была змея?
- Почему чудо-птица не разорвала мальчика?
- Как чудо-птица отблагодарила храбреца?
- Какие слова она сказала ему, улетая?
- Как вы эти слова понимаете?
- Какие положительные человеческие качества ценит дагестанский народ? (Смелость, желание и стремление помочь попавшему в беду, мудрость.)
12. Работа с заданием.
- Ребята посмотрите на слайд, здесь вы должны вместо точек поставить нужное слово.(слайд 7)
Закончи:
Жил-был мальчик. Пошёл он в лес. Гулял-гулял и … . А это было высоко в горах. Искал-искал дорогу и ус… . Сломил он себе крепкую палку и дальше по… . Шёл-шёл и лёг под куст … .
Вот он лёг отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея пол… . А на дереве гнездо, а в гнезде … .
- А теперь давайте проверим. (слайд 8)
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а мальчик каким был в сказке? (Храбрым)
- Храбрый – это значит какой? (Смелый, ничего не боится).
(- а у нас в классе есть храбрые мальчики?)
13. Итог урока
- С каким произведением познакомились?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите её словами.
14. Домашнее задание (слайд 9)
- Вы должны нарисовать чудо-птицу и читать с.108 – 110.