kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "И.С. Тургенев "Записки охотника" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "И.С. Тургенев "Записки охотника" "»







Конспект урока литературы в 7 классе

на тему:

И.С. Тургенев.

Цикл рассказов «Записки охотника».

Роль пейзажных зарисовок

в рассказе «Бежин луг».

















Урок подготовила и провела:

Учитель русск4ого языка и литературы

спец. школы № 19 г. Бухары

Карелина О.П.


Тема :И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Тип урока : Комбинированный.

Метод : Интерактивный ,беседа.

Цели и задачи урока: Образовательные : продолжить знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».  Показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»

Развивающие :;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургеневе.

Воспитательные :; воспитывать  трепетное отношение к природе.

Компетенции : К1: способствовать прочному овладению родным языком,К2:обучать умению работать с текстом произведения,К3: воспитывать стремление к духовному развитию

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Ход урока.

1 . Организационный момент.

2 . Изучение нового материала .

                                               Вся моя биография в моих сочинениях

                                                                                            И. С. Тургенев

Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык. Давайте послушаем, как прошло его детство.

Выступление учащегося-биографа.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. (слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо­их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по­стоянно происходили какие-нибудь недоразуме­ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани­мала природа, охота,рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её проявлениях.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра­тился для их воплощения и выражения к расска­зам-очеркам.( сост. из 25 рассказов слайд7 )

Выступление учащегося- библиографа.

«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за­конченные произведения, разнообразные по со­держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно­шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую­щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ­ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб­щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике.(слайд8, 9, 10)

Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

- Чем или кем объединены части произведения?

- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

- Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия. А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника.

Выступление учащегося

– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись определения в тетради.

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ?

 (Активизация  читательского восприятия)

Инсценировка(Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)

– Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё совсем по-другому выглядит утром.

3. Работа с текстом.

-Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.   

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд 20)

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? - Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)

-   Почему повествователь заблудился? Кто он?

- Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

(слайд 24)

(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал

действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 25)

- Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

-  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд27)

4 . Закрепление .

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

5 . Подведение итогов . Оценивание .

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

6 . Домашнее задание: 1). Выбрать понравившегося героя (мальчика);Найти его описание его внешнего вида (цитаты из текста);История, которую рассказал герой; Ваше отношение к герою.

2). Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.



Просмотрен_____________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "И.С. Тургенев "Записки охотника" "

Автор: Карелина Оксана Петровна

Дата: 15.11.2018

Номер свидетельства: 485836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Обобщающий урок""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_na_temu_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "540201"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582034410"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Дикорастущие и культурные растения". Технология ТОГИС "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-dikorastushchiie-i-kul-turnyie-rastieniia-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "219231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434056084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок литературы в 7 классе. И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_litieratury_v_7_klassie_i_s_turghieniev_rasskaz_biriuk"
    ["file_id"] => string(6) "355290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478263898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства