kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественные средства выразительности и их роль в произведении. «Унылая пора, очей очарованье!.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познавательные: знание основные виды тропов, углубление понятия о пейзажной живописи.

Развивающие: развитие умения аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез.

Воспитательные: воспитание любви к литературе, живописи, родной природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественные средства выразительности и их роль в произведении. «Унылая пора, очей очарованье!.»»


Тема урока: «Унылая пора, очей очарованье!...» (Художественные средства выразительности и их роль в произведении).


Тип урока: изучение нового материала.


Учебный предмет: литература


Класс: 6


Цели урока:

Познавательные: знание основные виды тропов, углубление понятия о пейзажной живописи.

Развивающие: развитие умения аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез.

Воспитательные: воспитание любви к литературе, живописи, родной природе.


Планируемые результаты:

Предметные: умение находить основные виды тропов в тексте, определять их роль в произведении, расширение словарного запаса по теме «Живопись»..

Метапредметные: умение выделять главную информацию, соотносить понятия, овладение разными способами чтения, интерпретация текста.

Личностные: формирование ответственного отношения к чтению, осознанного желания читать, воспитание уважительного отношения к мнению других, развитие навыка сотрудничества.


Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Межпредметные связи: русский язык, ИЗО, музыка.



















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Мотивация к учебной деятельности






















Актуализация знаний обучающихся









Целеполагание




Выявление места и причины затруднения, первичное закрепление с проговорением и по эталону.












Включение в систему знаний и повторения














































































Рефлексия











Подведение итогов урока, оценка работы учащихся



Домашнее задание


Звучит музыкальная пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (видеоролик)

Вы прослушали музыкальное произведение П.Чайковского.

Перед вами репродукции картин русских художников И.Левитана «Осень. Дорога в деревне», И. Бродского «Поздняя осень», И. Шишкина «Золотая осень».


- На какой из картин передано художником настроение музыкальной пьесы П.Чайковского?



В этом году осень вступила в свои права по календарю и уверенно господствует за нашими окнами. Она изменчива и непостоянна, но дарит много ярких красок, аппликаций из листьев на мокром асфальте, лёгкие снежинки, тающие в воздухе… Известные художники старались «поймать» и запечатлеть красоту русской осени на своих полотнах. Русские поэты и писатели, как и художники, были очарованы этим временем года. Передать всю красоту осени, все её краски художникам слова помогают художественные средства выразительности или тропы.


Тропы - это слова (или выражения), которые употребляются в переносном значении с целью достижения особой выразительности и образности речи.


-- Сформулируйте цели и задачи нашего урока, опираясь на ключевые слова в определении тропов и рассказ учителя.


Задание 1. Спрогнозируйте определение указанных тропов. Соотнесите буквы и цифры.

А Метафора 1. Красочное, образное определение;

прилагательное

Б Эпитет 2. Употребление слова в переносном

Значении, основанное на сходстве

предметов; прилагательное

В Олицетворение 3. Сопоставление; союзы что, как, как

будто, точно

Г Сравнение 4. неживое --- живое

-- Дайте определение метафоры, эпитета, сравнения, олицетворения.


Задание 2. Придумайте и запишите словосочетания или предложения, в которых данные слова употреблялись бы в прямом значении и переносном.

Образец выполнения: Толпа-толпа подростков, толпа туч (метафора)

Костёр, горячий, смеётся.



Прочитайте текст №1 и выполните задание 3.

-- Как вы думаете, о чём будет текст?

Самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года.

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными.

Тёмные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

(К. Паустовский)

Задание 3.

1 Предложите своё заглавие текста.

2 Выберите высказывание, в котором правильно сформулирована основная мысль текста:

А Осень снимала со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень.

Б Осень в стихах, книгах русских поэтов и на картинах художников.

В Осень -прекрасное, удивительное и мимолётное время года.

3 Найдите в тексте тропы (метафоры, олицетворение, эпитеты, сравнение). Приведите один пример на каждый вид тропа. С какой целью они используются?

4 Выберите из предложенного ряда только те прилагательные, которые объясняют значение метафоры мягкие стихи.

Нежные, чувствительные, спокойные, душевные, тонкие.


Прочитайте текст №2 и выполните задание 4.


Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.


Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.


Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)

Задание 4.

  1. Спрогнозируйте его заглавие.

  2. Какая тема объединяет 1 и 2 тексты?

  3. К. Паустовский и К. Бальмонт передают в своих произведениях краски осени. Одни и те же ли тропы они используют? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

  4. Какие слова из 1 и 2 текстов можно объединить в тематическую группу «Цвет»?

  5. Строки из какого текста, по вашему мнению, подходят для подписи под фотографией? Запишите их.

  6. Как вы думаете, золотисто-красный – это какой цвет? Используя материал 1 и 2 текстов, подберите к нему синоним.


Представьте информацию по теме «Основные виды тропов» в виде схемы

(Основные виды тропов


метафора сравнение эпитет ) олицетворение


Представьте информацию по теме «Осень» в виде синквейна.


В конце урока звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь»




  1. Подготовить сообщение об основных видах тропов (см. карточки, схему, учебник стр. 76-78)

  2. Задание на выбор:

  1. напишите небольшое сочинение о ранней (поздней) осени в родном посёлке, употребив в нём изученные тропы. Используйте материалы урока, репродукции картин об осени, свои наблюдения.

  2. Написать небольшое сочинение на тему «Почему К.Паустовский называет осень «мимолетным временем года»?

  3. Задание по желанию. Подберите примеры изученных на уроке тропов из художественных произведений.


Слушают музыкальное произведение








Готовят монологическое высказывание, работают в парах.

























Работа в парах по карточкам


















Работа в парах









Работа в группах























































Работа в группах















Составляют схему и синквейн




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корнющенкова Вера Петровна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок."
    ["seo_title"] => string(44) "russkiiiazykkrasivpievuchvyrazitielienghibok"
    ["file_id"] => string(6) "279055"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190059"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства