2.Обучающихся проявят познавательные УУД при изучении произведения, обучающиеся проявляют коммуникативную культуру читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.
3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к животным.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Этап мотивации (1-2 минуты) | - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада Вас видеть. Давайте порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками, и гостям. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами. (прием П-Л) -А сейчас, ребята, для дальнейшей работы на уроке, назначьте 2 встречи с друзьями и запишите на часах: встречу на 12 часов, на 3 часа, но не повторяйтесь. | Здороваются друг с другом , здороваются с гостями. Ребята поднимают руки, находят пары, записывают встречу на часах. | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные: сотрудничество
Тренинг называется Клок Баддис, что означает «друзья по часам». |
II. Актуализация знаний. 5 мин | Дыхательная разминка. «Одуванчик» Скороговорка на листочках: На байдарке раз барсук Плыть решив на Барбадос, Взять с собой решил бамбук И букет бегоний, роз. Проблемный вопрос: зачем нужно читать скороговорки? -Назовите тему раздела, над каким работаем. -С какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке? Фёдор Ива́нович Тю́тчева «Листья» и Афана́сия Афана́сьевича.Фета «Ласточки» – Какая пора осени описывается в стихотворении Афана́сия Афана́сьевича.Фета : ранняя, золотая или поздняя? Какие слова подсказали нам это? -Каким настроением пронизано произведение? -Прочитайте выразительно стихотворение А. Фета Ласточки пропали -Остальные ребята слушают и оценивают по плану: 1. Правильность 2.Выразительность (темп, паузы, логические ударения) 3.Отношение к произведению. (Грусть, печаль) Вывод: (Как подготовились ребята) -Ребята я внимательно вас слушала и поняла, что вы умеете читать выразительно, вам удалось передать грустное, печальное настроение поэта, которое он выразил в этом стихотворении. С особым чувством вы выделяли главные по смыслу слова, т.е в основном правильно ставили логические ударения. Особенно мне понравилось выразительное чтение….. Он не торопился, умело делал паузы, сколько печали было в его чтении. | выполняют Читают сам-но; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения. Желающие рассказывают наизусть в быстром темпе. Определяют жанр произведения. -Унылая пора! Очей очарованье!. -Со стихотворением Афана́сия Афана́сьевича.Фета -Поздняя осень: ласточки пропали, на дворе темно, лист сухой валится, ветер злится. | Познавательные: -смысловое чтение как осмысление цели чтение ,формировать умения объяснять орфограмму; -анализ текста с целью выделения признаков; Коммуникативные: -умеют вести диалог; сотрудничать друг с другом Личностные УУД: проявлять доброжелательные отношения к окружающим |
III. Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами о природе, животных. Познакомимся с рассказом замечательного писателя. Фамилию этого писателя попробуйте расшифровать. Сравните две строки. Соотнесите буквы из правой строки в соответствии со следованием цифр в левой и вы узнаете фамилию этого автора 1 5 2 4 8 10 3 11 7 6 9 п у в с а и к т й о с - Правильно, это Константин Георгиевич Паустовский Загадка: Роет норы он умело, Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его /барсук/, Посмотрите внимательно на слайд и скажите ,о чём сегодня мы будем говорить на уроке. -Как называется раздел, которую мы изучаем? -Как по-другому можно назвать этот раздел? Сформулируйте тему урока - По заглавию можно догадаться о содержании рассказа? Посмотрите на иллюстрацию на доске. - Где происходят действия? Кто герои? Что можно предположить? - У кого возникло желание узнать, кто эти люди и почему рассказ назван «Барсучий нос»? Теперь сформулируйте цели нашего урока, -. Что мы нового узнаем из рассказа? -Все ваши предположения я записываю на доске, к ним вернёмся в конце урока. | Константин Георгиевич Паустовский Читают сам-но,вслух 1 учащийся, отгадывают, определяют жанр. Предполагают тему урока. -о животных -«Очей очерования» -« Дикие животные» В лесу. Мальчики и барсук Высказывание детей | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. умение размышлять логически; - осознание цели действий. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ произведения. (6минут). | - Давайте продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, (1892 – 1968) который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе. Работая с текстом, мы будем развивать ? -. А что вы можете сами рассказать о барсуке Читают на листах информацию. Что нового узнали? | слушают . свою речь и творчество. Рассказывают. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых./слайд/ | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: . планирование своих действий умение вести диалог, высказывать свои мысли. Познавательные: находить информацию в других источниках и готовить сообщения |
V.Словарная работа. 5 мин | В тексте вам встретятся трудные слова (на столах листочки) -К словам первого столбика найдите соответствующее объяснение из второго столбика Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт. Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах. Чёлн – выдолбленная из дерева лодка. Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам
Откройте учебник на странице 155, научитесь читать слова. -Вслух читает…..все проговариваем про себя -Подберите синоним к слову негодование | (возмущение, недовольство), всполошились( встревожились, | Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ориентироваться на развороте учебника. информацию из одной формы в другую, объяснять лексическое значение слов Коммуникативные: умение работать по цепочке. |
VI.Изучение нового материала. 12 мин | Слушание фонограммы 1-ой части. Какие приемы использует писатель в этой части? -Что с чем сравнивает Паустовский? -Почему плотва названа оловянной? -Приведите пример олицетворения. -Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»? – О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд) 2-ой части- читают по цепочке – Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? – Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя? – Почему барсук прибежал к костру? – Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика? – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? –Нарисуйте словесную картину к этой части – О чём говорится во второй части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд) Слушают фонограмму 3-й части. – Почему мальчику автор уделил много внимания? – Кто первым услышал фырканье зверя? а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка. б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку. /Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./ в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки. /Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./ - О чём узнали из третьей части? -Найдите и прочитайте описание барсука. -Как мы её озаглавим? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд) Физминутка для глаз Работа с 4 частью. – Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? – Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Поднимите руку, кто из вас получал ожог? – При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место. – Что мы можем сказать о барсуке? О чём вы узнали из этой части? Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? -Какие чувства к зверьку у вас появились? – О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд) V часть – читает учитель. – Почему автор узнал барсука? –Как мы озаглавим эту часть? О чём вы узнали из этой части? Давайте подумаем и дадим название этой части, запишем в тетрадь. (Даю 30 секунд) | (Автор использует приемы сравнения и олицетворения.) (Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.) (Плотва и олово холодного серебристого цвета.) (Звезды шевелились и дрожали.) (Наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды , или так казалось от движения воздуха.) I. Осенняя рыбалка на озере. II. Ужин у костра -Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел как зверёк лечит нос. Без мальчика рассказ был бы не интересен -Обнаружил мальчик. III. Зверёк решил поужинать у людей. Читаем самостоятельно 4. часть Барсук лечит свой нос 5 часть Встреча через год | Регулятивные:. (контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Личностные: осуществление самоконтроля Коммуникативные: умение делать простые выводы |
VII. Первичное закрепление 3мин | -У нас получился план рассказа из 5 пунктов. -А сейчас, посмотрите на свои часы, найдите своего друга на 12 часов и обсудите свой план произведения по –очереди. | Находят своих партеров, обсуждают по –очереди. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание. умеют вести диалог, отстаивать свои взгляды |
Физминутка Тренинг называется Микс-фриз-групп. 3 мин | -Ребята, сейчас немножко отдохнём, подвигаемся. -Сколько барсуков было нарисовано на иллюстрации в учебнике? Сколько частей в рассказе «Барсучий нос»? -Сколько букв в слове «барсук»? -Синоним к слову «пятачок». Сколько букв? | Все ученики под музыку перемешиваются, музыка останавливается, ученики замирают. И группируются по ответу на вопрос. 2 4 6 Нос 3 | Личностные: самоорганизация, самоконтроль |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 минут) | Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай? – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик? - Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос? – Какова главная мысль рассказа? - Прочитаем ваши предположения о содержании рассказа, они были записаны на доске в начале урока. Кто угадал, о чём будет идти речь в рассказе? | План рассказа Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники. Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Активное переосмысление собственных представлений с учётом прочитанного произведения | Предметные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Подведение собственных результатов, оценка собственных предположений Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» |
IX.Самостоятельная работа 5мин | Тест по произведению «Барсучий нос» 1.О каком времени года идет речь? А) лето Б) весна В) зима Г) осень 2.Чем было засыпано озеро вокруг берегов? А) листьями Б) камнями В) песком Г) землей 3.Что горело на стоянке? А) фонарь Б) костер В) электрический свет Г) трава 4.Кто сердито сопел в траве у костра? А) медведь Б) ежик В) барсук Г)волк 5. Что жарили на сковороде? А) картошку Б) мясо В) рыбу Г) яйца 6.Что сделал барсук, прыгнув к сковородке? А)лапой схватил картошку Б) задел сковороду хвостом В) сунул в нее нос Г) прислонился животом 7.Как барсук лечил свой обожженный нос? А) грел на солнышке Б) холодил в мокрой и холодной трухе пня В) прикладывал грибы Г) уткнул обожженный нос в живот Посмотрите на свои часы, с кем у вас назначена встреча на 3 часа. Проверка выполнения тестовых заданий по шаблону | 1г 2а 3б 4в 5а 6в 7б | Коммуникативные: делать выводы. Познавательные: работают с текстом |
X. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты | Оценивание работы детей. - Наш урок подходит к концу. Очень хочется узнать, понравилось ли вам работать на уроке? Своё мнение я попрошу вас выразить с помощью «рыбок», которые лежат у вас на парте. Если вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое, то поднимите «большую рыбку»; если вам было скучно, неинтересно на уроке, и вы ничего нового не узнали, то поднимите «маленькую рыбку». -Чему учит нас этот рассказ? -Кто больше всего вам понравился? | Учит видеть природу и понимать красоту природы Учит быть наблюдательным Мнение детей Встанем в круг радости | Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. умеют вести диалог, отстаивать свои взгляды Личностные : получают опыт нравственных переживании |
XI.Домашнее задание: 1 мин | 1.Подготовить рассказ от имени барсука к следующему уроку литературы. 2.Первый стол – это группа биологов, готовят сообщение о барсуке, чем питается, где живёт, какую пользу приносит. Узнать, водятся ли барсуки в природе Саратовского края. 3.Второй стол – это фармацевты, приготовят сообщение о дёгте, из чего готовят, как используют для лечения. 4.Третий стол– художники – мультипликаторы приготовят рисунки к рассказу. Ребята, всем спасибо, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А завершить наш урок я хочу словами К.Г.Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить». Поэтому, ребята, больше читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и увлекательно! | | |