Просмотр содержимого документа
«Изображение народного подвига в войне 1812 года»
Поурочный план открытого урока по литературе
Изображение народногоподвига в войне 1812 года (попроизведениям М.Ю.Лермонтоваи Л.Н.Толстого).
Класс: 5
Цель:
учить детей овладевать важнейшими мыслительными операциями;
прививать умение анализировать материал; сравнивать его, делать выводы;
воспитывать на основе данных произведений любовь к Отчизне, подвести к мысли о том, что храбрость и героизм неразрывно связаны на войне с этой любовью; воспитание уважения к великому прошлому России.
Тип. Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: портреты писателей (М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого), иллюстрации с изображением Бородинского сражения; портреты героев войны 1812 года; два тома романа «Война и мир», письменные работы уч-ся, DVD, телевизор, диски с записью русских народных песен и хора «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Ход урока.
I.Организационный момент . Вступительное слово учителя.
-2012 год объявлен в России годом истории, который не случайно совпадает с 200-летием Бородинского сражения – одного из самых значительных событий не только 1812 года, но и всей российской истории. Бородинское поле – святое место для каждого русского человека.
II. Постановка цели и темы урока.
Обращаю внимание детей на доску, где записана тема и цели урока.
- Да, сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. С какого произведения мы начали изучать эту тему?
(- «Бородино» М.Ю.Лермонтова).
-Об Отечественной войне 1812- 1814 гг., о Бородинском сражении было создано много произведений, но до сих пор непревзойдённым литературным шедевром остаётся стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Оно отразило патриотические чувства поэта, явилось настоящим гимном ратному подвигу русского народа.
(Рассматривание иллюстраций с изображением Бородинского сражения).
III. Беседа по вопросам.
1. Работа с учебником, вопросы на стр. 176 (вопрос 2).
( - Оба считают, что русские солдаты показали чудеса храбрости).
Дети зачитывают по ролям первые 2 строфы из стихотворения.
- Почему Лермонтов назвал участников войны богатырями?
( - Богатыри, потому что спасли Родину, выдержали тяжкие испытания).
- Какова роль на войне старого солдата? (подкрепить цитатой «Забил снаряд я в пушку туго и думал…»).
(-Он был артиллеристом.).
-О чём это стихотворение?
(- О защитниках Родины, о храбрости русских воинов).
- В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
(- Основная мысль стихотворения – русские люди не жалеют ничего для победы над врагами. Стихотворение пронизано любовью к Родине и чувством гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Из него мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).
3.- И вот новое произведение о войне 1812 года – «Петя Ростов» ( отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого). Петя – любимый герой Толстого в этом романе. С этим мальчиком связаны самые тёплые, самые добрые страницы романа. Роман называется «Война и мир». Это противоположные понятия. А как Петя вам понравился, какие стороны его души вы увидели – это мы узнаем по вашим работам.
Ответы детей на 4 вопрос (учебник).
(-Желание поделиться, любовь к жизни).
Ответ на 5 вопрос (учебник)
(-Одет в форму офицера царской армии, очень живой, общительный, добрый, храбрый до безрассудства. Зачитываются слова Пети об изюме).
Л.Н.Толстой описывает Петю, как мальчика с широким, румяным лицом и быстрыми глазами.
4.(Зачитываются 4 работы по темам: «Отношение Пети к французскому барабанщику Венсану Боссу», «Почему погиб Петя Ростов?» «Петя в отряде Денисова. Его отношение к людям»; «Моё отношение к Пете Ростову. Какие черты характера Пети я вижу?»).
Класс рецензирует письменные работы.
5. Игра «Узнай героя»
«…одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца и в манере говорить, во всех приёмах выказывал особенность своего положения».
(Денисов)
«…Лицо его было чисто выбрито, одет был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке».
(Долохов)
6.- Кто из взрослых персонажей вам понравился больше и почему?
(- Денисов, потому что он относился к Пете лучше, чем Долохов. И к пленным он относился хорошо. И вообще Денисов был вежливей и добрей Долохова. Он был человеком сострадающим. Относился ко всем с пониманием. Если Петя о чём-нибудь просил Денисова, то тот старался выполнить его просьбу).
IV.Физминутка
- А теперь давайте представим себя на минуту солдатами 1812 года. Долохов очень любил строевую песню «Ах вы, сени, мои сени». Попробуем и мы маршировать под эту песню.
(Весь класс исполняет песню и марширует).
V.Обобщение учителя.
В первом же бою Петя погибает. Он скачет на лошади, никого не слушает и попадает под ливень пуль, одна из которых пробивает его голову.
Гибель. Бессмысленная и случайная. Ребёнок на войне. За него страшно, потому что он сам хочет быть в гуще сражения, он не понимает, что война и смерть – рядом.
VI .Подведение итогов урока.
«От войны нельзя ждать никаких благ». Эти слова Вергилия подтверждают, что война несёт боль, смерть, слёзы, кровь, ужас, страх.
Каждый человек боится, когда смерть заглядывает ему в глаза. Но все персонажи изученных произведений выдержали это испытание с честью, а авторы – писатели XIX века М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой с гордостью описали в своих произведениях подвиги защитников Отечества. Честь и слава писателям, потому что они сделали это правдиво, искренне, без фальши и лжи. Все художественные произведения, картины, музыка, фильмы созданы, чтобы мы с вами чрез века, через столетья знали, представляли, помнили героические события тех лет, чтобы мы выросли настоящими патриотами своей Родины – России.
В память о великом подвиге русских солдат мы зажигаем Свечу памяти. Постоим, помолчим и ещё раз подумаем, что сделали герои 1812 г. для нас всех.
(Минута молчания. Звучит хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».)