Описание: Класс делится на 4 команды, выбирает капитанов;
Раздать заранее роли Водяного, Лешего, Бабы Яги, подобрать костюмы.
Учитель в костюме Василисы Премудрой.
Ход урока.
Василиса Премудрая: В некотором царстве, в некотором государстве в школе № 7 жил-был 5 Б. Вот пришло время проверить им свои знания по фольклору, вспомнить все фольклорные жанры да их особенности, проявить смекалку и удаль молодецкую, показать силушку богатырскую, блеснуть мудростью и знаниями. Да вот беда: налетели силы тёмные, силы тёмные да нечистые и похитили они все задания, все задания да испытания. И теперь придётся 5Б отправиться в лес дремучий, померяться силой с нечистью и получить оценки долгожданные.
Водяной: Кручу, верчу, в болото утащу.
Зачем пожаловали?
Ребята: Хотим других посмотреть, себя показать.
Водяной: Ну что ж, моё испытание для начала пройдите.
Вот это лото соберите.
С жанрами фольклора
Задания соотнесите.
( Ребята собирают лото: соотносят вид жанра с его названием, говорят ответы по очереди).
Не рой другому яму –
Сам упадешь.
Дождик-дождик пуще,
Я насею гущи,
Цельну кадушку
Сверху лягушку.
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Ягодка малина,
Медок, сахарок
Поди вон, королёк,
Там тебе место –
В кислое тесто.
А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Котик, котинька, коток,
Котик серенький лобок,
Приходи ко мне гулять,
Мою деточку качать.
На дворе трава,
На траве дрова.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Пословица
Закличка
Загадка
Считалка
Небылица
Колыбельная
песня
Скороговорка
Потешка
Водяной: Ну что ж - проходите,
Вот вам клубок,
Куда покатится – туда и идите.
(Водяной бросает клубок, который приводит к лешему).
Леший: Кручу, верчу – запутать хочу.
Зачем пожаловали.
Ребята: Хотим других посмотреть, себя показать.
Оценки свои у вас забрать.
Леший: Да, многого хотите.
А вот мои две задачки решите?
Пазл соберите да сказку назовите.
( Собирают разрезанную иллюстрацию из сказки, говорят её название).
Л еший: Другая задачка посложнее будет
Леший пословицы очень любит.
Вы попробуйте их разгадать,
К концу пословицы начало подобрать.
Капитанам дам другое задание –
На знание и на внимание.
Возьмите из каждой пословицы слово
Соединив слова, получите новую.
( Ребята из команд соединяют начало и конец пословицы, а капитаны составляют свои пословицы).
Задание для команд:
Кто хочет много знать,
а неучёный следом ходит.
Учись доброму -
коли только вершки в них хватать.
Не стыдно не знать,
век не тужить.
Учёный водит,
тому надо мало спать.
Не на пользу книги читать,
худое на ум не пойдёт.
С книгой жить -
стыдно не учиться.
За чужим погонишься,
стой смело.
Где честь,
там выше честь.
Береги платье снову,
на себя погляди.
За правое дело
там и правда.
Других не суди
своё потеряешь.
Где труднее дело,
а честь смолоду.
Не место красит человека,
а хвались добром.
Кто хвалится,
тот к дружбе не ладен.
По одёжке встречают -
а человек место.
Кто скуп да жаден,
на грубое не обижайся.
Не хвались серебром,
по уму провожают.
На ласковое слово не кидайся,
тот с горы свалится.
Слово не воробей -
оттого и прекрасно.
Петь хорошо вместе,
да не так бы молвить.
Тоже слово,
вылетит не поймаешь.
Коротко да ясно -
а в глупой свой растеряешь.
В умной беседе ума наберёшься,
а говори меньше.
Слушай больше,
а говорить порознь.
Задание капитанам.
Из следующих пословиц и поговорок составьте ещё одну. Найдите по одному слову в каждой пословице и составьте новую. Слова располагаются в порядке следования пословиц.
Плох мастер, плоха и работа.
Любил дед чужой обед.
Коль горько – сдобри мёдом.
Волк рыщет – хлеба ищет.
Чего нет, того и не спрашивай.
В одни руки семь дел не берут.
Беда семь бед приводит.
Один пашет, а семеро руками машут.
Добрый ответ чем не привет?
Не красна изба углами, красна пирогами.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Честь ценят не по словам, а по делам.
Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает.
5. Что, согласно пословице, приходит во время еды.
2. Художественный приём, с помощью которого неживой предмет изображается как живой.
6. С помощью какого приёма строится эта загадка:
Ходит щучка по заводи,
Ищет щучка тепла гнезда,
Где бы щучке трава густа.
3. Скрытое сравнение, на котором строится загадка:
Плывёт по реке теплоход
Где он пройдёт-
Волна уйдёт.
4. Какой художественный приём используется в словосочетаниях: дороженька столбовая, красная девица, добрый молодец, лебедь белая, поле чистое.
Василиса Премудрая: В ларце том ваши знания, проявленные в испытаниях. А сундук непростой, по знаниям – и награда. Кому оценка и золотой, а кто и уйдёт пустой.
( Подводятся итоги, учитель раздаёт шоколадки - медальки и выставляет оценки за урок).