kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания романа "Война и мир".

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания романа "Война и мир".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания романа "Война и мир".»

Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Ургубамахинская СОШ »
МО «Акушинский район»





Литература в 10 классе

Тема урока
История создания романа «Война и мир».

Особенности жанра.

Образ автора в романе.







Провела – учительница русского языка

и литературы

Гаджимагомедова Марият Гасайниевна.












Акуша 2019г.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.

Образ автора в романе.

Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цель : формирование умений вести диалог, пересказывать материал близко

урока к тексту, сравнивать, сопоставлять, характеризовать героев, делать выводы.



Воспитатель- : воспитывать чувство уважения к семейным ценностям, формировать тельные цели морально-этические нормы взаимоотношений в семье.



Оборудование: тексты романов «Война и мир», иллюстрации, фрагменты фильма «Биография

Л.Н.Толстого», «Война и мир» (в постановке С.Бондарчука).

Ход урока:

1. Слово учителя.

Ребята, какие основные темы раскрываются в романе-эпопее? (Ученики их перечисляют).

2. Но мы с вами сегодня будем говорить об одной из самых главных тем- это тема семьи, тема

взаимоотношений в семье.

3. Запишите в тетради тему урока.

4. Как вы думаете почему сегодня, в это сложное и трудное время для нашей Республики, мы будем говорить не о войне, а о мирной семейной жизни?

(Ответы школьников).

Слово учителя.

5. В ходе урока вы должны определить идеал семьи по Л.Н.Толстому, сформировать своё пред-

ставление о счастливой семейной жизни.

Слово учителя.

6. Давайте вспомним , какой была семья в 19 веке, когда жил Л.Н.Толстой.

7. Выступление учащегося с сообщением о жизни поместного дворянства.

Историческая справка о жизни поместного дворянства.

Социально-психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" – как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

8. Просмотр фрагментов фильма « Биография Л.Н.Толстого».

9. Ученик продолжает тему «Семья Л.Н.Толстого» и выступает с устным сообщением.

Рассказ о семье писателя. (Сообщение ученика).

О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.

Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.

Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.

Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.

А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».

В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.



Слово учителя.



Таким образом цель нашего урока: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.

Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.

На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.

Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».



Сейчас мы от лица главных героев романа услышим рассказ об их семьях.

Ученики выступают с устными сообщениями.



Граф Ростов : Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова : Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает "жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.

Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.

Назовите и запиши те основные черты семьи Ростовых.( 3 мин)

Вид записи в тетради:

Ростовы: любовь, доверие, искренность, открытость, нравственный стержень, умение прощать, жизнь сердца

Теперь охарактеризуем семью Болконских.

Николай Андреевич Болконский:  У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.

Княжна Марья:  Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

Князь Андрей : Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы.

Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.

Назовите и запиши те основные черты семьи Болконских: высокая духовность, гордость, мужество честь, долг, деятельность, ум, сила духа, любовь естественная, скрытая под маской холодности.

Обратимся к семье Курагиных.

По ролям диалог князя Василия и Анны Павловны Шерер.

Князь Василий : У меня нет и шишки родительской любв


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История создания романа "Война и мир".

Автор: Гаджимагомедова Марият Гасайниевна

Дата: 09.05.2019

Номер свидетельства: 509585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "История создания романа " война и мир""
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia_sozdaniia_romana_voina_i_mir"
    ["file_id"] => string(6) "503460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552879515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация к уроку "История создания романа "Война и мир""
    ["seo_title"] => string(59) "prezentatsiia_k_uroku_istoriia_sozdaniia_romana_voina_i_mir"
    ["file_id"] => string(6) "577383"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1617441690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок литературы. 10 класс. Тема: История создания романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Особенности жанра."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_10_klass_tiema_istoriia_sozdaniia_romana_l_n_tolstogho_voina_i_"
    ["file_id"] => string(6) "394989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487865227"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Презентация к уроку "Л. Н. Толстой. "Война и мир" - роман-эпопея.""
    ["seo_title"] => string(59) "prezentatsiia_k_uroku_l_n_tolstoi_voina_i_mir_roman_epopeia"
    ["file_id"] => string(6) "481059"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1539843614"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег") "
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-uroki-zadannyie-chieloviechiestvu-voinoi-na-primierie-romana-iu-bondarieva-ghoriachii-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "136294"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417084526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства