kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Л. Н. Толстой. "Война и мир" - роман-эпопея."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация отражает историю создания романа "Война и мир", особенности композиции, жанровое своеобразие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Л. Н. Толстой. "Война и мир" - роман-эпопея."»

Л.Н. Толстой.  «Война и мир» - роман-эпопея.  Жанровое своеобразие, особенности композиции.

Л.Н. Толстой. «Война и мир» - роман-эпопея. Жанровое своеобразие, особенности композиции.

План

План

  • Время создания и историческая основа романа
  • Смысл названия
  • Система образов
  • Жанровое своеобразие
  • Проблематика романа
  • Особенности композиции и сюжета
Исторические события XIX века Выполнил: студент 1 курса группы ТМ-153 Белов Александр

Исторические события XIX века

Выполнил: студент 1 курса группы ТМ-153

Белов Александр

Шёнграбенский бой  16 ноября 1805 года около деревни Шёнграбен (Австрия), севернее города Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским войском под командованием князя П.И. Багратиона и 40-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата. В итоге русское войско потерпело поражение.

Шёнграбенский бой

16 ноября 1805 года около деревни Шёнграбен (Австрия), севернее города Холлабрунн состоялся бой между 7-тысячным русским войском под командованием князя П.И. Багратиона и 40-тысячным французским корпусом маршала И. Мюрата. В итоге русское войско потерпело поражение.

Битва под Аустерлицем

Битва под Аустерлицем

  • 20 ноября 1805 год — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.
Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года

  • 12 июня— 14 декабря 1812 года - война между Россией и наполеоновской Францией на территории России. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии и освобождением территории России.
Московский пожар (1812)

Московский пожар (1812)

  • Московский пожар 1812 года  произошёл 2—6 сентября 1812 года во время оккупации французами Москвы, оставленной русской армией после Бородинского сражения. Пожар охватил практически весь Земляной город и Белый город, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти деревянных в своей массе построек.
Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года

  • -вооруженный конфликт между многонациональной армией Наполеона и русскими партизанами на территории России в 1812 году. Силы партизан состояли из отрядов русской армии, действующих в тылу войск Наполеона; бежавших из плена русских солдат; добровольцев из числа местного населения. Итог: Изгнание наполеоновской армии из России.
1.  Время создания и историческая основа романа   1857 г. – встреча с Пущиным и Волконским 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей Решение написать роман о декабристе Время работы: 1863 – 1869 г.г. 1825 1812 1805 1856

1. Время создания и историческая основа романа

  • 1857 г. – встреча с Пущиным и Волконским
  • 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей
  • Решение написать роман о декабристе
  • Время работы: 1863 – 1869 г.г.

1825

1812

1805

1856

Е В Р О П А  1.  Время создания и историческая основа романа   Хронология четырёхтомника: I т. – 1805 г. II т. – 1806 – 1811 г.г. III т. – 1812 г. IV т. – 1812 – 1813 г.г. Эпилог -1820 г. Территориальная «площадь» Россия Австрия Пруссия      15 лет

Е

В

Р

О

П

А

1. Время создания и историческая основа романа

Хронология четырёхтомника:

I т. – 1805 г.

II т. – 1806 – 1811 г.г.

III т. – 1812 г.

IV т. – 1812 – 1813 г.г.

Эпилог -1820 г.

Территориальная «площадь»

Россия

Австрия

Пруссия

15 лет

2. Смысл названия   Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян МiРЪ Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие МИРЪ МИР  МИР²  МИР¹ Согласие, отсутствие разногласий Отсутствие войны Прекращение военных действий, мирный договор Покой, благополучие Согласие, отсутствие разногласий Отсутствие войны Прекращение военных действий, мирный договор Покой, благополучие Все формы материи в Все формы материи в  земном и космическом пространстве

2. Смысл названия

  • Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян
  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян

МiРЪ

  • Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие
  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие

МИРЪ

МИР

МИР²

МИР¹

  • Согласие, отсутствие разногласий Отсутствие войны Прекращение военных действий, мирный договор Покой, благополучие
  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие
  • Все формы материи в
  • Все формы материи в

земном и космическом пространстве

  • Земной шар, Земля Всё живое, всё окружающее Люди вообще Порядок, строй жизни
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни
2. Смысл названия

2. Смысл названия

  • Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
  • Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу Отечества
3. Система образов   ≈ 600 действующих лиц ≈ 200 реальные исторические лица Александр I Кутузов, Багратион Платов

3. Система образов

600

действующих лиц

200

реальные исторические лица

Александр I

Кутузов, Багратион

Платов

3. Система образов   «люди мира» «люди войны» движет жажда согласия; ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей Кутузов князь Андрей капитан Тушин Платон Каратаев Ростовы семья Курагиных Друбецкие граф Растопчин Наполеон Александр I движет чувство зависти, эгоизм; несут разъединение, вражду, преступную аморальность   нелюбимые герои  делают карьеру; внутренне не изменяются  любимые герои ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь

3. Система образов

«люди мира»

«люди войны»

движет жажда согласия;

ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей

Кутузов

князь Андрей

капитан Тушин

Платон Каратаев

Ростовы

семья Курагиных

Друбецкие

граф Растопчин

Наполеон

Александр I

движет чувство зависти, эгоизм;

несут разъединение, вражду, преступную аморальность

нелюбимые герои делают карьеру; внутренне не изменяются

любимые герои

ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь

4. Жанровое своеобразие  «Война и мир» - роман – эпопея     Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях  Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности  эпопеи  романа Основные черты в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г. повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление

4. Жанровое своеобразие «Война и мир» - роман – эпопея

  • Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
  • Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности

эпопеи

романа

Основные черты

в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г.

повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление

Закончить фразы: От обычного романа «Война и мир» отличается:  масштабом времени и местом действия  … ;  количеством действующих лиц …;  представлены разные социальные слои населения  России и Европы  …;

Закончить фразы:

От обычного романа «Война и мир» отличается:

  • масштабом времени и местом действия ;
  • количеством действующих лиц …;
  • представлены разные социальные слои населения

России и Европы …;

  • большим кругом жизненных явлений …;
  • показом исторических событий …
Эталон. От обычного романа «Война и мир» отличается:

Эталон. От обычного романа «Война и мир» отличается:

  • масштабом времени и местом действия ( сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц ( около 600 действующих лиц, среди них около 200 – реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
большим кругом жизненных явлений ( большое число сюжетных линий );  показом исторических событий , которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств ( правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г. )
  • большим кругом жизненных явлений ( большое число сюжетных линий );
  • показом исторических событий , которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств ( правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г. )
5. Проблематика романа Нравственно-этические проблемы Социально-политические Философские социальные и политические конфликты эпохи в центре повествования несколько поколений, несколько семей взгляды на исторический процесс наличие реальных исторических лиц показ взросления героев, формирование личности непротивление злу насилием жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек анализ «диалектики души» героев (психологический анализ)  использование исторических документов «семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.

5. Проблематика романа

Нравственно-этические

проблемы

Социально-политические

Философские

социальные и политические конфликты эпохи

в центре повествования несколько поколений, несколько семей

взгляды на исторический процесс

наличие реальных исторических лиц

показ взросления героев, формирование личности

непротивление злу насилием

жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек

анализ «диалектики души» героев (психологический анализ)

использование исторических документов

«семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.

Задание. Определите жанровые элементы в романе-эпопее  Семейно-бытовой  (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);  Психологический  (показ взросления героев, формирование личности,  анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);  Философский  (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);  Исторический  (наличие реальных исторических лиц;  использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Задание. Определите жанровые элементы в романе-эпопее

  • Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);
  • Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);
  • Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
  • Исторический (наличие реальных исторических лиц;

использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Вопросы для контроля:  1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?    2. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?    3. В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и  мира»? Чем книга отличается от известных романов  ХIХ века?   4. Как группируется система образов в романе-эпопее?   5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

Вопросы для контроля:

1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?   2. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?   3. В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и

мира»? Чем книга отличается от известных романов

ХIХ века?  4. Как группируется система образов в романе-эпопее?  5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

Литература

Литература

  • Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др. ; под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2005 г. – 510 с.
  • Литература: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования: в 2ч. [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под редакцией Г.А. Обернихина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к уроку "Л. Н. Толстой. "Война и мир" - роман-эпопея."

Автор: Кулагина Оксана Геннадьевна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства