Использование информационных технологий на уроках литературы
Использование информационных технологий на уроках литературы
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.
В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий на уроках литературы»
Честных Валентина Юрьевна
СОШ № 7 г. Мичуринска
учитель русского языка и литературы
Доклад на тему:
«Использование информационных технологий
на уроках литературы».
Использование информационных технологий на уроках литературы
Сфера образования закладывает фундамент подготовки члена общества к жизни в новом информационном мире. Осознание этого факта отражено, в частности, в том, что информатизация образования является приоритетным направлением государственной политики в России. В программе по развитию единой информационной образовательной среды констатируются критическое положение с решением проблем информатизации в сфере образования. Намечается существенно выправить ситуацию за счет роста парка компьютерной техники в учебных заведениях, обеспечения выхода в Интернет, создания условий для разработки необходимого программного обеспечения в учебных целях.
Перед системой образования встают новые цели и задачи, причем эти цели меняются по мере развития научных знаний, а также реализация самых информационных технологий. Существенным является тот факт, что образование рассматривается сейчас не столько в качестве среды овладения обучаемыми необходимым объемом общей и специальной информации, но как средство развития способностей к дальнейшему самостоятельному получению и овладению все большими объемами сведений, и возможностями их применения в меняющейся жизни.
На современном этапе развития общества происходит переход к информационной цивилизации, что вызывает потребность в обновлении содержания гуманитарного образования, которое в значительной степени определяет формирование человека этой новой цивилизации, тем самым вносит определенный вклад в преодоление негативных явлений общества: глобальные, социальные и экологический катаклизмы, бездуховность, снижение нравственного потенциала и др. В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.
Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.
В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.
Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.
Практика нашей работы показывает, что обращение к богатейшей сокровищнице киноискусства, драматургии, материалам литературных передач позволяет решать в комплексе ряд задач: это, прежде всего формирование творческой личности человека, «адаптированного к экономической, политической, экологической нестабильности, с независимым планетарным мышлением, высокой работоспособностью, с широкими философскими воззрениями и кругозором, с развитостью миропонимания».
Видеофрагменты служат дополнительной наглядной иллюстрацией. Для видеофрагментов используются комплексы компьютерного монтажа.
При изучении различных тем и произведений писателей я обращаюсь к различным видеоматериалам: уроки, посвящённые биографии могут включить в себя краткие отрывки из видеофильмов.
Читая с ребятами художественное произведение, очень хочется, чтобы прикосновение к тексту не превратилось в тягчайшую работу и скуку. Конечно, преподаватели – практики согласятся со мной: «Произведения надо читать! На уроке! Вслух! Вместе!» Но (а сколько этих самых Но!) и времени катастрофически не хватает, и материал, конечно же, сложен, и (увы!) нет желания у наших ребят читать. Обращение к фильмам даёт возможность сделать чтение произведения по-настоящему интересным, творческим. Кроме того, студенты получают довольно большой информативный материал о создании фильма, о режиссёре, об актёрах. Это считаю чрезвычайно важным: ведь ребята порой прекрасно знают второстепенных артистов американского кино, а о наших замечательных актёрах не имеют никакого представления.
Перед просмотром видеофрагмента я прошу их сравнить, как рассказано о жизни героев в произведении писателем и как «рассказано» средствами кино.
Система оценки теоретических знаний студентов на основе компьютерного тестирования, пожалуй, самая распространенная форма обучения и контроля знаний студентов. Тесты как более точный инструмент контроля лучше выявляют сильных и слабых студентов, в целом помогают лучше дифференцировать оценки. Особенно надежно тесты выявляют тех, кто не готов, чьи знания поверхностны. За очень короткое время можно проверить знания студентами тех или иных произведений. Тесты обладают определенной воспитательной функцией, поскольку ориентируют студентов на работу с текстами, на приобретение конкретных знаний, приучают строить свои ответы, анализ произведения со строгой опорой на текст.
Тесты по литературе – это тесты особые, они должны быть направлены и на проверку конкретных знаний, и на выявление способности к творческому мышлению. В современном мире все шире и многограннее используются новые информационно-коммуникационные технологии. Педагог, освоивший технологии Интернета, прекрасно понимает, как это важно и полезно и для него, и для обучающихся. На основе видеоизображений и аудиозаписей составляются сценарий мультимедиа. Задания для самостоятельных работ обучающимися предоставляются в текстовом виде с необходимыми иллюстрациями, видео-и аудиокомментариями.
Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.
- развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);
использование электронных словарей, справочников, энциклопедий поиска учебной информации
развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
умение представить информацию
создание презентаций PowerPoint
- использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.
Будущее образовательной системы за этими технологиями, так как они позволяют полнее раскрывать и развивать способности человека к активному приращению знаний, развитию на этой основе самого себя, как личности, формировать готовность к динамической и творческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе производственной.