kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (литература и музыка) «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (литература и музыка) «Музыкальные иллюстрации к повести  А.С. Пушкина «Метель»

Цель урока: формирование у учащихся умения следить за развитием образа  (отметить способность музыки и литературы оказывать влияние на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература и музыка) «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»»

Администрация города Костромы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13»

(МБОУ СОШ № 13)












Интегрированный урок (литература и музыка)

«Музыкальные иллюстрации к повести

А.С. Пушкина «Метель»






Учитель литературы: Т.П.Чумак

Учитель музыки: Н.М. Угарова















Кострома

2017

Цель урока: формирование у учащихся умения следить за развитием образа (отметить способность музыки и литературы оказывать влияние на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли.

Образовательные задачи:

- овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;

- обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;

- формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;

- установление взаимосвязей личности и творчества поэта.

Развивающие задачи:

- пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;

- выработка внимательного отношения к литературному тексту;

- раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные задачи:

- развитие духовного мира учащихся;

- воспитание интереса и любви к классической музыке и литературе, воспитание чувства гармонии;

- воспитание умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке и литературе;

- создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;

- помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.

Тип урока: интегрированный. Литературно – музыкальная гостиная. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Литературная гостиная — форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале.

Музыкальный материал: музыкальная сюита Г.В. Свиридова «Метель»:

- «Тройка»;

- «Метель»;

- «Венчание»;

- «Военный марш»;

- «Романс».

Литературный материал: повесть А.С. Пушкина «Метель».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портреты А.С. Пушкин, Г.В. Свиридов, раздаточный материал, музыкальный центр, презентация.




Ход урока.

Учитель: Наша встреча посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Что же объединяет этих двух великих людей? ...Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С.Пушкина, так и в музыке Свиридова.

Композитора очень привлёк простой, искренний сюжет повести и он написал ряд удивительных музыкальных пьес, объединив их общим замыслом, выстроил сюиту, то есть цикл произведений, сборник фортепианных пьес под названием «Метель» так же как и у Пушкина.

(Звучит музыка Г. Свиридова "Время вперед!")

(Слайд 2 )

Ведущий 1 Какая прекрасная знакомая каждому, музыка открывает сегодня нашу встречу. Её автор — великий композитор XX века Георгий Свиридов.


(Слайд 3)

Ведущий 2 О начале этого века поэт Владимир Маяковский писал так:

Шагай, страна,

быстрей моя,

Коммуна - у ворот!

Вперёд, время!

Время, вперёд!..»

Ведущий 1 Послушайте, как упруго и энергично передала музыка Свиридова поступь времени… Вслушиваясь в эту музыку мы будто бы зримо ощущаем и образ нашего, нового века., в котором время, сгущенное действием компьютеров и другой сверхновой техники, понесется так же упруго и стремительно…

(звучит продолжение Увертюры)

(Слайд 4)

Ведущий 2 Дарование композитора Георгия Свиридова многообразно. Вот сейчас прозвучит другая мелодия, романтическая. Слушаешь ее и представляешь себе старую русскую деревню, провинциальную барышню, которая гуляет в саду своего имения, как писал Пушкин: «С печальной думою в очах, с французской книжкою в руках».

(Звучит «Романс»…)


(Слайд 5)

Ведущий 1 Сегодня мы перелистаем страницы пушкинской повести «Метель» и послушаем удивительные мелодии, которые специально для нее сочинил Георгий Свиридов.



(Слайд 6)

Чтец 1 В конце 1811 года жил в своем поместье Ненарадово добрый помещик со своей женой и дочерью.

(на фоне тихого звучания музыки)

Чтец 2 Он славился во всей округе гостеприимством и радушием. Соседи ездили к нему поминутно поесть, попить, а некоторые для того, чтобы посмотреть на дочку Марью Гавриловну, стройную семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

(музыка усиливается)


(Слайд 7)

Чтец 3 Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена.

(Музыка)



(Слайд 8)

Чтец 4 Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Но родители запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.

(Звучит «Вальс»)

(Слайд 9)

Чтец 3 Марья Гавриловна и Владимир виделись каждый день в сосновой роще или у старой часовни.

Чтец 4 Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения.

Чтец 3 Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения:

(Слайд 10)

Чтец 4 Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Я умоляю Вас венчаться со мной тайно, скрываться некоторое время, а потом броситься к ногам ваших родителей, которые конечно будут тронуты нашим героическим постоянством и несчастьем, и скажут нам непременно: Дети! придите в наши объятия.



Чтец 3 Хорошо, я согласна стать вашей женой. Я вижу, что намерения у вас самые честные. Но, Владимир, для венчания нужны свидетели. Есть ли у вас люди, которые помогут решить наше дело?

Чтец 4 Конечно, это мои друзья — отставной корнет, землемер и юноша, недавно зачисленный в уланский полк. Со священником я договорюсь. Мой кучер Терешка тоже поможет нам. Все останется в тайне. Послушайте, мой план таков. Вечером вы вместе с вашей горничной должны выйти через заднее крыльцо в сад, там вы найдете уже готовые сани. Садитесь в них и поезжайте за пять верст от вашего села в село Жадрино, прямо в церковь, я буду вас там ожидать.



Чтец 3 Но я должна буду уложить некоторые вещи, написать прощальное письмо родителям. Я напишу им извинения за свой поступок и то, что готова броситься к их ногам, чтобы просить прощения.

(звучит продолжение «Вальса»)

(Слайд 11)

Ведущий 1 Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь. Она укладывала белье и платье, написала письмо родителям, которых должна была оставить. Вечером они вместе с горничной вышли из дома. На улице была метель. (Слайд 12) Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дождались их. Кучер Владимира расхаживал перед оглоблями удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться, взял вожжи, и лошади полетели.

(звучит музыка «Дорога»)

Ведущий 2 Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки кучера, обратимся к молодому нашему герою.

Чтец 4 Целый день он был в разъезде. Утром был у жадринского священника; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. Когда начало смеркаться Владимир отправил своего надежного кучера Терешку в Ненарадово. Для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и отправился в Жадрино.

Ведущий 2 Прошу прощения Владимир поехал один, без кучера?

Чтец 4 Да, он поехал один. Что же тут странного? Дорога была знакома, а езды всего 20 минут.

(звучит продолжение «Дорога»)

(Слайд 13)

Ведущий 2 Теперь мы сделаем маленькую остановку в нашем повествовании с тем, чтобы обратиться к тому, как, какими средствами изображает в музыке композитор Свиридов зимнюю дорогу и разыгравшуюся на ней вьюгу. (музыка) Послушайте, как разнообразны средства музыкальной выразительности в разных ее эпизодах. Сначала музыка звучит спокойно, повествовательно. Мы прислушиваемся к бойкому лепету колокольчика на шее лошади. Кажется, будто ничего не предвещает поворота в судьбах наших героев.



(Слайд 14)

Ведущий 1 Но вот словно внезапный вихрь врывается в звучание пьесы. Это метель, которая своим вмешательством разлучает влюбленных навсегда. Ведь именно из-за метели, в которой заблудился Владимир, сюжет повести повернулся так необычно. Метель оказалась внезапным участником событий, которые описаны в повести.

(музыка)

(Слайд 15 – 16)

Чтец 4 Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что я ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, небо слилось с землею. Мне казалось, что уже прошло более получаса, а я не доехал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Метель не утихала, небо не прояснялось…

(Слайд 17)

Ведущий 1 Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу Скоро нашел он дорогу, и въехал во мрак деревьев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился. Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать.



Чтец 4 Он с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Владимир поехал наудачу.

(Слайд 18)

Ведущий 2 Пели петухи и было уже светло, как доехал он до Жадрина.


Чтец 4 Да, но церковь была заперта. На дворе тройки его не было.

Ведущий 1 Какое известие ожидало Владимира? Что произошло в церкви в его отсутствие?

(Слайд 19)

Ведущий 2 Обо всем вы узнаете немного позже. Мы же вернемся к добрым ненароковским помещикам и посмотрим, что у них делается.



Чтец 2 Ничего особенного. Старики проснулись и вышли в гостиную, ожидая дочь.

Чтец 3 Вышла Марья Гавриловна, поздоровалась с папенькой и маменькой, (Слайд 20), а к вечеру она занемогла, открылась сильная горячка и больная две недели находилась на пороге гроба.

Ведущий 1 Никто в доме не догадывался о ее неудавшемся побеге?

Чтец 1 Никто. Письма накануне ею написанные она сожгла, ее горничная никому ничего не говорила, опасаясь гнева господ. Таким образом, тайна была сохранена, но Марья Гавриловна сама в бреду ее высказывала, однако ее слова были так несообразны ни с чем, что родители поняли из них только то, что дочь их была смертельно влюблена во Владимира.

Чтец 3 Да, правда. Но вот беда. Вчера Владимиру послали приглашение приехать, чтобы объявить ему неожиданное счастье: согласие на брак.

Чтец 2 И что же?

Чтец 3 Но в ответ получили полусумасшедшее письмо! Он сообщил, что ноги его не будет никогда в этом доме и просил забыть его и уехал в армию.

Чтец 2 Ах, бедная, бедная Маша!

(звучит «Марш»)

(Слайд 21)

Ведущий 1 Время шло. Наступил 1812 год.


Чтец 3 Марья Гавриловна никогда не упоминала о Владимире. Только когда в газетах прочла о том, что он был тяжело ранен в битве под Бородино, а затем скончался в Москве, она упала в обморок.

Чтец 2 Другая печаль ее посетила: отец скончался, оставив Марию наследницей всего имения. Но наследство не утешало ее, она вместе с матерью покинула Ненарадово, место печальных воспоминаний, и обе они поехали жить в другое поместье.

(Слайд 22)

Ведущий 1 Теперь пришло время послушать еще одну знаменитую пьесу Свиридова - «Марш». Она звучит помпезно, торжественно. Как и полагается военному маршу героев. В ней композитор использует голоса медных духовых инструментов.

(Слайд 23)

Ведущий 2 Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Появление в провинциальных городах офицера было для него настоящим торжеством!

(Продолжение «Марша»)

(Слайд 24)

Чтец 2 Полковник Бурмин приехал в отпуск в свои поместья, что по соседству с нашей деревней. «Знаешь, Машенька, хоть он и полковник, а ему всего 26 лет, и он очень милый молодой человек. Ты ему так понравилась!» – говорила мать.



Чтец 3 «Да, я знаю. Он, кажется, нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою». – отвечала Машенька

Чтец 2 Все наши соседи говорят о свадьбе, как о деле уже конченном. Достойный тебя жених.

Чтец 3 Нет, маменька, и не будем об этом говорить.

Чтец 2 Ну что с тобой делать? Конечно, я вижу, ты бережешь в душе своей память о Владимире, но прожитого не вернешь.

(звучит начало «Романса»)

(Слайд 25)

Чтец 5 Марья Гавриловна, я искал давно случая открыть вам свое сердце. Уделите мне минуту внимания.

Чтец 2 Я слушаю вас, говорите.

Чтец 5 Я вас люблю. Я вас люблю страстно. Но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Чтец 2 Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женой.

Чтец 5 Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований ...Добрая, милая Марья Гавриловна, молчите, ради бога, молчите! Я несчастнейшее создание... Я женат!

Чтец 2 Как?

Чтец 5 Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Чтец 2 Что вы говорите? как это странно! Продолжайте, я расскажу после. Продолжайте, сделайте милость.

(Слайд 26)

Чтец 5 В начале 1812 года я спешил в свой полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель. Мне советовали переждать, но непонятное беспокойство овладело мной. Я не вытерпел, приказал закладывать и поехал в самую бурю. (начинает звучать «Дорога») Все кругом занесено было снегом. Ямщик проехал мимо нужной дороги, и таким образом, очутились мы в незнакомой стороне. Я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню, в деревянной церкви был огонек.

(Слайд 27) «Сюда! Сюда!» Я вошел в церковь, слабо освященную двумя или темя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви, другая терла ей виски. «Слава богу — сказала эта — насилу вы приехали. Чуть было барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» «Начинайте, начинайте, батюшка, - рассеянно ответил я». Девушку подняли, я стал подле нее перед аналоем. Священник торопился, трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», сказали нам. Жена моя обратила ко мне свое бледное лицо и вскрикнула.


Чтец 2 Ай, не он! не он! И упала без памяти.

Чтец 5 Я выбежал из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Чтец 2 Боже мой, и вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Чтец 5 Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе.

Чтец 2 Так это были вы! И вы не узнаёте меня?

(Слайд 28) (звучит последняя часть «Вальса»)

(Слайд 29)

Ведущий 1 Прекрасная повесть А.С. Пушкина. Благодаря ей, мы услышали также прекрасную музыку Георгия Свиридова. (Слайд 30) Именно Георгию Васильевичу Свиридову принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом — ее основная миссия».


Ведущий 2 И мы надеемся, что сегодня встретившись с музыкой самого композитора Свиридова, мы все стали еще чуточку лучше, чище и красивее.

Итог урока: домашнее задание: Ответить на вопрос: Как музыка Г.В. Свиридова помогает раскрыть эмоциональное состояние героев повести А.С. Пушкина?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Чумак Татьяна Парфирьевна

Дата: 15.03.2019

Номер свидетельства: 503102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект интегрированного урока литературы и музыки "Ах, судьба, судьба...""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimuzykiakhsudbasudba"
    ["file_id"] => string(6) "333554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465408132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование метода проектов на уроке литературы "
    ["seo_title"] => string(54) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-na-urokie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "231756"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442605743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства