ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Используя ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего
обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии
в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные
в программе по литературе. Всё это способствует формированию
разносторонне развитой личности. Работа с учениками в данном направлении
строится на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Роль учителя при компьютерной демонстрации мультимедийного урока или
отдельной его части заключается в следующем:
-управление темпом подачи материала (следует обговорить заранее с
автором презентации и время, и темп подачи);
-акцентирование внимания учеников на наиболее важных моментах
(вариативность ситуации);
-повторение и разъяснение непонятных слов, понятий;
-пометы, записи, тезисы конспекты в тетрадях.
Например, при изучении творчества писателей школьники готовят
презентации о жизненном и творческом пути авторов, что позволяет
погрузиться в историческую эпоху , понять жизненные обстоятельства,
которые сформировали личность писателя. Данный материал может быть
оформлен ребятами класса в тетрадях в виде хронологической таблицы,
тезисов, конспекта.
Интерес вызывают фрагменты из фильмов. Например, при изучении
трагедии Уильяма Шекспира « Гамлет» в 9 классе, романа Льва Николаевича
Толстого « Война и мир » - в 10 классе, романа Михаила Булгакова
« Мастер и Маргарита » - в 11 классе обращаюсь к экранизации великих
творений. По возможности делаю это и при изучении произведений других
авторов. После просмотра фрагментов фильмов провожу беседу с классом
об эпохе, о проблемах, поднятых в произведении , и о героях. Обсуждение
проходит оживлённо.
При показе слайдов предлагаю коммуникативно-ситуативные упражнения,
ролевую игру или приём « метаморфоза » (можно варьировать задания на
разных уроках). Например, на уроке, посвященном образу Катерины, героини
драмы А. Н. Островского « Гроза », вниманию десятиклассников предлагаю
представить себя режиссёром и, рассмотрев слайды с фотографиями
различных актрис и артисток, выбрать ту, которая наиболее соответствует
характеру героини. При этом напоминаю о её происхождении, советую не
забывать об исторической эпохе. Свой выбор необходимо обосновать.
Задание вызвало интерес старшеклассников и горячее обсуждение.
На уроке по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети » предлагаю слайды с
изображением Евгения Базарова и задаю вопрос: « Таким ли вы
представляли героя, читая роман? Если нет, то почему? »
Использую на уроках фрагменты записей выразительного чтения
стихотворных и прозаических произведений, предлагаю вниманию
детей романсы на стихи поэтов в соответствии с программой в исполнении
известных певцов (например, Козловского, Шаляпина, Хворостовского),
песни поэтов – бардов В. Высоцкого и Б. Окуджавы.
При использовании ИКТ учитываю критерий оптимальности, принцип
ожидаемых результатов, организую групповую и индивидуальную
работу, развиваю навыки самостоятельной работы по поиску информации.
Использую ИКТ и во внеурочной работе. При проведении заседания
литературной гостиной « Струны души » выступления всех ребят
сопровождалось показом ярких. Интересных слайдов на мультимедийном
экране. Вниманию старшеклассников был предложен романс на стихи
А. С. Пушкина в исполнении Дмитрия Хворостовского, фрагмент из
фильма « Ирония судьбы », в котором звучал романс на стихи Марины
Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мной ».
В ходе конференции по нравственно – патриотическому воспитанию
ребятами была подготовлена замечательная презентация, которая содержала
фотографии, слайды, иллюстрации, видео с места событий,
сопровождавшиеся проникновенной музыкой.
Таким образом, можно сделать вывод , что применение ИКТ способствует
формированию у школьников учебно – информационных умений и навыков,
ключевых компетентностей, готовит их к жизни.