Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме: Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».»
Конспект урока
по литературному чтению
по теме: Е.Чарушин.
«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
(1 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)
Составила: Калинова Елена Петровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014 год
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
2.Развитие речевого аппарата.(слайд 2)
(
- Перед вами речевая разминка.
- Произношение какого звука мы будем повторять на речевой разминке? (звука [р] )
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
3.Повторение ( слайд3)
Ребята, объясните мне смысл пословицы:
Без терпенья нет ученья.
( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).
– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание. Нужно развивать в себе эти качества)
Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 4)
рона
-Кто такая ворона? (птица)
- Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)
-Что мы используем при произношении слова? (звуки)
-Что мы используем при написании слова? (буквы)
- Откройте тетради для печатания и напечатайте это слово. Что мы должны помнить при написании этого слова? ( это словарное слово и его написание расходится с произношением.)
4.Работа в парах.
Составление скороговорки.
Проворонила ворона воронёнка.
Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)
- Как каркает ворона?
4.Постановка целей и определение темы урока.
Инсценировка стихотворения
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
- Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]
5. Работа по теме урока
Портрет писателя. ( слайд 5)
-Как вы думаете кто это?
(Писатель, он писал для детей ,мужчина , возможно он написал этот рассказ)
- Можете ли вы конкретно сказать кто это? (нет)
Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (узнать как зовут этого мужчину)
-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослого человека)
Откройте учебник и поищите информацию.
- Учебник нам не помог, где ещё можно посмотреть?
Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине (
Евгений Иванович Чарушин. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. ^Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли. В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
- Кто знает кого называют художником- анималистом?
(художник который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер) Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы. Подборка книг.( слайд 6)
Рассмотрите , какие рассказы Евгения Чарушина мы с вами уже читали.
- С каким рассказом мы ещё не знакомились?
- Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
4) Чтение текста хорошо читающими учениками.
. Проверка первичного восприятия. -С кем произошла история? -Как звали мальчика? -Что он не умел делать?
- Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?(Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)
9.Подготовка к чтению. -Но сначала надо подготовиться. чтение трудных слов.(слайд 7) не-вы-со-кой рас-ка-ты-ва-ет-ся об-ра-до-вал-ся вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
6. Физкультминутка. -Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ вместе и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки. Напомню, первый называет автора и название произведения. Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. ( слайд 8 )
- Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается)
- Как вы думаете как можно озаглавить эту часть?
(Женя не умел говорить [Р])
Чтение второго отрывка.
Какая картинка появилась у вас?
(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)
-Как можно озаглавить?
( Женя обиделся на друзей)
-Подумайте ,о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)
-Читаем 3 часть.
Озаглавьте 3 часть.
( Женя научился говорить звук [р])
- Читаем последнюю заключительную часть.
-Нарисуйте словесную картинку.
(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)
-Как озаглавим? Поробуйте взять предложение из текста.
( Я « рры» научился говорить!)
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу
Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха.
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)
. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.
9. Обобщение. Итог урока.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие задания вам понравились на уроке.
- Где вы испытали трудности?
_ Как вы думаете , что надо сделать, чтобы ……
- 8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.