kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению по теме: Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 1 классе  по ФГОС УМК "Школа России".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме: Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».»







Конспект урока

по литературному чтению

по теме: Е.Чарушин.

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».



(1 класс, ФГОС, УМК «Школа России»)









Составила: Калинова Елена Петровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







2014 год





Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.









Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Развитие речевого аппарата.(слайд 2)

(

- Перед вами речевая разминка.

- Произношение какого звука мы будем повторять на речевой разминке? (звука [р] )

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

3.Повторение ( слайд3)

Ребята, объясните мне смысл пословицы:

Без терпенья нет ученья.

( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).

– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?

( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание. Нужно развивать в себе эти качества)

Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 4)

рона

-Кто такая ворона? (птица)

- Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)

-Что вы знаете о вороне?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Попробуйте описать эту птицу. Какая она?( туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)

Произнесите слово ворона.

-Что мы используем при произношении слова? (звуки)

-Что мы используем при написании слова? (буквы)

- Откройте тетради для печатания и напечатайте это слово. Что мы должны помнить при написании этого слова? ( это словарное слово и его написание расходится с произношением.)

4.Работа в парах.

Составление скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка.

Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)

- Как каркает ворона?

4.Постановка целей и определение темы урока.


  1. Инсценировка стихотворения

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]

- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

- Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.



Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]

5. Работа по теме урока

Портрет писателя. ( слайд 5)

-Как вы думаете кто это?

(Писатель, он писал для детей ,мужчина , возможно он написал этот рассказ)

- Можете ли вы конкретно сказать кто это? (нет)

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (узнать как зовут этого мужчину)

-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослого человека)

Откройте учебник и поищите информацию.

- Учебник нам не помог, где ещё можно посмотреть?



Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине (

Евгений Иванович Чарушин.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
^ Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом. 

- Кто знает кого называют художником- анималистом?

(художник который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
Подборка книг.( слайд 6)

Рассмотрите , какие рассказы Евгения Чарушина мы с вами уже читали.

- С каким рассказом мы ещё не знакомились?

- Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

4) Чтение текста хорошо читающими учениками.

. Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?

- Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?(Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)

9.Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов.(слайд 7)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

6. Физкультминутка.
-Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ вместе и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки. Напомню, первый называет автора и название произведения.
Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. ( слайд 8 )

- Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается)

- Как вы думаете как можно озаглавить эту часть?

(Женя не умел говорить [Р])

Чтение второго отрывка.

Какая картинка появилась у вас?

(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)

-Как можно озаглавить?

( Женя обиделся на друзей)

-Подумайте ,о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.

( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)

-Читаем 3 часть.

Озаглавьте 3 часть.

( Женя научился говорить звук [р])

- Читаем последнюю заключительную часть.

-Нарисуйте словесную картинку.

(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)

-Как озаглавим? Поробуйте взять предложение из текста.

( Я « рры» научился говорить!)

Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.



-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)

. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

9. Обобщение. Итог урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие задания вам понравились на уроке.

- Где вы испытали трудности?

_ Как вы думаете , что надо сделать, чтобы ……

- 8. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.

-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

Тигры рычат: «р-р-р»

Вороны кричат: «кар-р-р»

Кони хрипят: «хр-р-р»

Ставни скрипят: «скр-р-р»

Летит вертолет: «др-р-р



8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калинова Елена Петровна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства